Предисловие Ф.И.Гиренка на книгу А.А.Калмыкова «Введение в экологическую психологию»
Греческое слово “вселенная” происходит от понятия “дом, обитель”. Это отождествление досталось нам от человека, прекратившего свой бег в бесконечность; остановившись он понял, что вселенная — его дом. Этим человеком был крестьянин — селянин, вселенный во вселенную, центрированную Крестом.
“Горожане — жители, а селяне — души” — эта поговорка, записанная Владимиром Далем, намекает на преимущество селянина перед горожанином. Селянин выгодно отличается от горожанина, и в знак этого отличия ему даровано быть душой, а горожанину указано народным сознанием быть просто жителем. Душа — это “жизненное существо человека” и вообще, как поясняет словарь русского языка В. Даля, всякого живого существа. Горожане же, согласно какой-то невидимой там классификации к живым существам, по всей видимости, не отнесены. Селяне живут миром, “естественной общностью”, а горожане — неестественной общностью, то есть “гражданским обществом”.
Европа, а затем и Россия должны были испытать сильное потрясение, прежде чем на первый план выдвинулся тезис “об идиотизме деревенской жизни”. Между человеком и природой возникла роковая трещина, которая не только не уменьшилась по мере прогресса цивилизации, но обнаружила свойство к неуклонному расширению. Возникла угроза экологической катастрофы. Первой ступенькой к ней стало разрушение status naturalis, то есть того состояния, в котором пребывает человек, имеющий свой дом.
Что значит дом? Это, как говорил М. Пришвин, место, где рожают. Отсюда уходят и сюда возвращаются. Движение домой, “это движение к своей самости”, то есть к себе. Движение из дома — блуждание вдалеке от него — собственно блуд, оторванность, беспутство. Утрата себя — личностное самоубийство. Цивилизация увела народы из дома-вселенной; — это было беспутное хаотическое движение из земли обетованной назад к египетскому рабству благополучия и безволия.
Курс лекций “Введение в экологическую психологию” Александра Калмыкова есть, собственно, отчаянная попытка ввести обучающегося человека в его собственный дом. В этом, по мысли автора лекций, и заключается смысл образования, экологического в особенности. Можно ли это сделать, двигаясь лишь в поле знания, научения, науки? Вопрос, который часто задает и себе и читателю автор. Ответ на него, по всей видимости, однозначное “Нет!” Введение или возвращение возможно лишь через себя, через свой обновленный жизнью, а не только наукой, образ. Наука здесь, как указка учителя, помогает лишь обратить внимание на что-то важное, например на “заповедник”. Заповедная метафора — вселенная — заповедник, и человек — заповедник — ключ к пониманию экологической психологии, как методологии жизни, и как практики жизни, и как просто научного направления.
Я настоятельно советую всем образующимся, как впрочем и уже образованным людям, не полениться и познакомиться с этой книгой Александра Калмыкова. В ней парадоксальным образом описана встреча экологии и психологии и прояснен смысл антропологической катастрофы. Оказывается, что все мы выселены из дома и помещены в пустую среду. Суть современного экологического кризиса в том, что мы бездомны. Какими путями возвращаться домой? Где искать обитаемый МIРЪ? Эти вопросы задает себе каждый думающий современник, а экологическая психология по-своему пытается ответить на них.
Ф.И.Гиренок
Ведущий научный сотрудник Института философии РАН, профессор, доктор философских
Похожие статьи
