Предисловие Ф.И.Гиренка на книгу А.А.Калмыкова «Введение в экологическую психологию»

15 октября 2008
от

скачать книгу

Греческое слово “вселенная” происходит от понятия “дом, обитель”. Это отождествление досталось нам от человека, прекратившего свой бег в бесконечность; остановившись он понял, что вселенная — его дом. Этим человеком был крестьянин — селянин, вселенный во вселенную, центрированную Крестом.

“Горожане — жители, а селяне — души” — эта поговорка, записанная Владимиром Далем, намекает на преимущество селянина перед горожанином. Селянин выгодно отличается от горожанина, и в знак этого отличия ему даровано быть душой, а горожанину указано народным сознанием быть просто жителем. Душа — это “жизненное существо человека” и вообще, как поясняет словарь русского языка В. Даля, всякого живого существа. Горожане же, согласно какой-то невидимой там классификации к живым существам, по всей видимости, не отнесены. Селяне живут миром, “естественной общностью”, а горожане — неестественной общностью, то есть “гражданским обществом”.

Европа, а затем и Россия должны были испытать сильное потрясение, прежде чем на первый план выдвинулся тезис “об идиотизме дере­вен­ской жизни”. Между человеком и природой возникла роковая трещина, которая не только не уменьшилась по мере прогресса цивилизации, но обна­ружила свойство к неуклонному расширению. Возникла угроза эко­логической катастрофы. Первой ступенькой к ней стало разрушение status naturalis, то есть того состояния, в котором пребывает человек, имеющий свой дом.

Что значит дом? Это, как говорил М. Пришвин, место, где рожают. Отсюда уходят и сюда возвращаются. Движение домой, “это движение к своей самости”, то есть к себе. Движение из дома — блуждание вдалеке от него — собственно блуд, оторванность, беспутство. Утрата себя — личностное самоубийство. Цивилизация увела народы из дома-вселенной; — это было беспутное хаотическое движение из земли обетованной назад к египетскому рабству благополучия и безволия.

Курс лекций “Введение в экологическую психологию” Александра Калмыкова есть, собственно, отчаянная попытка ввести обучающегося человека в его собственный дом. В этом, по мысли автора лекций, и заключается смысл образования, экологического в особенности. Можно ли это сделать, дви­гаясь лишь в поле знания, научения, науки? Вопрос, который часто за­дает и себе и читателю автор. Ответ на него, по всей видимости, однозначное “Нет!” Введение или возвращение возможно лишь через се­бя, через свой обновленный жизнью, а не только наукой, образ. Наука здесь, как указка учителя, помогает лишь обратить внимание на что-то важ­ное, например на “заповедник”. Заповедная метафора — вселенная — заповедник, и человек — заповедник — ключ к пониманию экологической психологии, как методологии жизни, и как практики жизни, и как просто научного направления.

Я  настоятельно советую всем образующимся, как впрочем и уже образованным людям, не полениться и познакомиться с этой книгой Александра Калмыкова. В ней парадоксальным образом описана встреча эко­логии и психологии и прояснен смысл антропологической катастрофы. Оказывается, что все мы выселены из дома и помещены в пустую среду. Суть современного экологического кризиса в том, что мы бездомны. Ка­ки­ми путями возвращаться домой? Где искать обитаемый МIРЪ? Эти вопросы задает себе каждый думающий современник, а экологическая психология по-своему пытается ответить на них.

Ф.И.Гиренок
Ведущий научный сотрудник Института философии РАН, профессор, доктор философских

скачать книгу

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки:

Версия для печати Версия для печати

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1