Что такое психология?

30 октября 2008
от

Психологическое знание и психическая реальность

Александр А.Калмыков

Известный психолог и автор одного из самых удачных учебников по психологии Ж.Годфруа (Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1-2. М.: Мир, 1992) в своем коротком эссе «О происхождении слова психология.» писал:

«Своим названием и первым определением Психология обязана греческой мифологии.  Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.»

В этом мифе можно увидеть и другие слои смысла. Душевная (идеальная) часть бытия противопоставленная телесной (материальной) через Любовь (соединение) сливаются в целое. Происходит обожение человека, через преодоление и подчинение его животной и телесной сущности (простой и смертной)  более сложной, тонкой, бессмертной. Душа человека своего рода мост между двумя мирами дольним (обыденным, материальным), и горним (миром смыслов, идей, чувств). Следует отметить, что эта идея нашла свое развернутое завершение в учении Христа, где бессмертие человека является залогом и условием его душевного совершенства.   

Но значит ли это, что психология и в самом деле наука о душе, в том смысле в котором понимается душа в мировых религиях и в обыденном сознании? Очевидно, что на этот вопрос нельзя ответить утвердительно, потому, что душа в религии и мифологии не может являться предметом рационального научного исследования, так как ее природа трансцендентна, то есть выходит за рамки рационального опыта. В этом смысле она может быть описана только как факт культуры. С другой стороны тот же миф дает нам ключ, в каком плане можно ставить вопрос об исследовании души. Психея, все же, была земной и смертной и лишь потом, взошла на Олимп. То есть сама душа «псюхе»,  с тех пор имеет две основы — дольнюю и горнюю.

К дольней ее части вполне применим весь аппарат рационального научного знания. Это и дает возможность говорить о науке психологии. Правда следует отметить, и естественно возникающие из-за этого ограничения. В частности, сколь бы утонченными, подробными  и развернутыми не были научные исследования души, они все равно не смогут восстановить ее целостность, без привлечения концепций и идей, находящихся в сфере культуры и религии.

И еще об одной составляющей слова психо-логия — о Логосе.

ЛОГОС (греч. logos) — одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы — Христом. (http://dic.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT0002C59A).

Можно сказать, что ЛОГОС одно из основных системообразующих  понятий человеческой  культуры. Психо и логос в соединении означают гармоничность, соразмерность и осмысленность души, ее творческую силу.

Есть и более узкий смысл — логия — это просто наука. Именно в таком контексте мы и будем заниматься психологией, старясь не потерять при этом и восходящие от этого узкого понимания смыслы.

Основная философская проблема психологии — является ли психология естественной наукой (объективной, объясняющей, гипотетико–конструктивной, ориентированной на анализ общих закономерностей) или гуманитарной (диалоговой, понимающей, интерпретирующей, реконструирующей, ориентированной на анализ индивидуальных случаев).

Как известно со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно–исторического опыта.

В науке, под психикой подразумевается способность живых организмов моделировать, в форме определенных образований (образов, мыслей, чувств) окружающий мир. То есть, психика — это не только человеческое свойство. Это свойство принято называть психическим отражением.

Психика (греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков внешней  реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в форме психических образов.   

Психология (греч. psyche – душа + logos – учение) — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру.

Не смотря на естественный научный интерес к изучению психики, как общего свойства живых организмов, конечно же главной  задачей остается изучение психологии человека.

Предметом психологии человека  являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не могут возникать спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной и сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. В этом плане термин «Психология» можно отнести к самой психической, «душевной» жизни, выделив тем самым особую психологическую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Таким образом, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.

Психическая деятельность разворачивается в так называемой психической реальности и формирует ее. Существует проблема отношения психической реальности, которую можно обозначить как активный индивидуальный образ мира, и объективной действительности, то есть насколько мы точно и правильно видим то, что видим.

Это одна из основных проблем не только психологии, но и философии. Мы вернемся к ее рассмотрению, когда будем анализировать процессы восприятия, представления, а также когда будем обсуждать понятие виртуальной реальности.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, Психология обогащается новыми эмпирическими данными.

Б.Ф.Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории» (С. 4).

Он выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу — категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Следует отметить, что проблема биосоциальной сущности человека — является одной из узловых методологических проблем психологии и не только психологии.

Область явлений, изучаемых психологией, охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до процессов становления личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к  фиксации.

 

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1