Практика психологии

30 октября 2008
от

Александр А.Калмыков 

Принято считать, что все мы психологи, то есть все мы знаем, в той или иной степени, что такое психика своя или другого. Все мы умеем пользоваться этим знанием  при общении, то есть все мы вовлечены в практику психологии. Однако,  далеко не все имеют право назвать себя психологами — профессионалами.

Иными словами, можно разделить научную и житейскую сферу психологической практики. С пояснения  этого разделения начинаются многие современные учебники по психологии. (см.  Петухов В. В., Столин В. В.Предмет и задачи психологической науки и практики)

Но как быть с профессиональным педагогом, священником или писателем? Они-профессионалы, их деятельность имеет ярко выраженный психологический компонент. Однако, они не профессиональные психологи. Стоит ли относить сферы их деятельности к житейской психологии, сводить их методы к интуициям обыденного сознания, а их практику к набору техник почерпнутых из опыта повседневной жизни. По моему, это было бы слишком большим упрощением. Таким образом, разделение «научное — житейское» можно принимать только в качестве первого приближения. Требуется более тонкий анализ психологической практики.

Попробуем выделить основные задачи психологической практики по критериям цели и типа знаниваемой области.

Общая цель практики — изменение психологических компонентов индивида, личности, сообществ, социального и природного окружения. В качестве таких компонентов могут выступать — индивидуальное и групповое сознание, подсознание, система отношений, знаковые системы, психологические свойства предметного мира и т.п. 

Все многообразие целей практики можно свести к трем:

  • 1) терапия;

  • 2) педагогика;

  • 3) социально-психологический инжиниринг.

Терапия (лечение) включает комплекс мер связанных с преодолением неадекватного поведения, неадекватного восприятия, неэффективной деятельности и т.п., то есть всех тех психологических факторов, которые мешают человеку и формируют, то что называется психологической проблемой. Здесь необходимо  сразу  развести задачи психологии и психиатрии. Психологический подход к решению проблем личности отличается от психиатрического тем, что психиатр работает с больным, а психолог со здоровым, даже если это один и тот же человек. Психолога можно уподобить настройщику музыкального инструмента, а психиатра человеку, которые его ремонтирует. Специалисты психотерапевты готовятся в основном в медицинских ВУЗах. Они работают как в специальных медицинских учреждениях, психиатрических больницах, центрах пограничных состояний, консультациях, так и в обычной медицине, где обеспечивают психологическую поддержку лечению целого ряда непсихиатрических и не нервных заболеваний. Терапевтический инструментарий психолога включает множество методов: психокоррекция, психодиагностика, различные формы тренинга, гештальттерапия, психоанализ, семейное консультирование, сексологическое консультирование, суггестивные  методы или гипнотерапия  и т.п. Необходимо отметить, что несмотря на то, что психотерапия является сферой профессиональной деятельности медицинских психологов, терапевтические задачи не отделимы от других задач практики. Каждый одевший халат психолога в пределах своей компетенции должен уметь врачевать .

Педагогика (обучение, воспитание, образование) — подразумевает поддержку образовательного процесса, то есть осуществление психологических изменений, способствующих  успехам личности, профессиональному, культурному и духовному росту. Научная психология здесь призвана помочь общественным образовательным институтам (начиная с воспитания детей в семье) в формировании члена общества и становлении личности. Психологи специализирующиеся в этой сфере практике выходят в основном из психологических факультетов педагогических ВУЗов. Однако, как и в предыдущем случае педагогическая задача стоит перед любым психологом, поэтому здесь правильнее было бы говорить не только о педагогике (воспитание детей), но и о андрогонике (воспитание взрослых).

Социальный инжиниринг (инженерная психология, социальная психология, психология управления, политическая психология и т.п.). В эту группу мы объединили задачи связанные с проектированием социально-психологических сред в целях совершенствования производственного процесса и социального развития. Сегодня, это довольно обширное  поле деятельности для психологов простирающееся от разработки приборных панелей сверхзвуковых истребителей, до  планирования избирательных компаний. К сожалению, эта сфера деятельности иногда подразумевает постановку и решение некорректных, с этической точки зрения, задач. В частности, в политике и рекламе все чаще применяются так называемые манипулятивные техники, суть которых — несанкционированное воздействие на подсознания индивида и сообщества (см. Этические стандарты психолога). Подобного рода тенденция актуализирует проблему психологической безопасности.       

Легко видеть, что все перечисленные цели практики взаимопересекаются. В жизни любая психологическая задача включает в себя и терапевтическое воздействие и педагогическое и социально-инжиниринговое.  

Практика психологии разворачивается во всех сферах социальной и внутренней психологической жизни, используя в качестве инструментария все богатство человеческого знания. Причем конкретные формы и методы практики сильно зависят от характеристик, той знаниевой среды в которых они возникли.     

Известны следующие знаниевые среды:

  • обыденное знание

  • научное знание

  • паранаучное знание

  • религиозное знание

Они отличаются характером связи между субъектом и предметом познания.

Обыденное знание предполагает отсутствие активного взаимодействия; научное знание — активность познающего и объективацию познаваемого; паранаучное — активность познаваемого и пассивность познающего; религиозное — активное взаимодействие (диалог) познающего и познаваемого.       

На основании такого подхода построим классификатор психологических практик.

 

 

терапия

педагогика

инжиниринг

обыденное знание

разговор по душам

наказание — поощрение

ремонт в квартире

научное знание

консалтинг

тренинг

подбор кадров

паранаучное знание

экстрасенсорное воздействие

магическая школа

астрологический прогноз

религиозное знание

Исповедь

Литургия

Устав 

 

В таблице приведены только примеры практик, характерных для данной типологии. Данный классификатор позволяет определить принадлежность той или иной практики, т.е. выяснить тип знания и задачу. Для чего это нужно?

  • Во-первых, для того чтобы выбрать наиболее оптимальный способ решения своей задачи.

  • Во-вторых, для того чтобы увидеть все поле психологических практик.

  • В-третьих, для того чтобы не оказаться обманутым, тем кто предлагает ту или иную психологическую услугу.

Таким образом, если ворожей или астролог говорит о научности своего подхода (демонстрируя при этом диплом доктора наук). Вы вправе усомниться в подлинности не только результативности его действий, но и его диплома. В наши цели не входит подробная критика тех или иных практик, но все же хотелось бы предостеречь от практик исходящих из паранаучной сферы (алхимия, магия, каббала, уфология, астрология, парапсихология и т.п.), особенно в тех случаях, когда их адепты рядятся в одежды науки или религии. В лучшем случае они окажутся шарлатанами, то есть людьми решающие свою, а не Вашу задачу. В худшем случае, результатом того, что Вы откроетесь (по свойству паранаучного знания) действию сил, которыми они манипулируют могут стать серьезные душевные и духовные проблемы.  Вот почему, признавая равноправность всех видов знаний, паранаучную сферу мы выделили серым. 

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1