Практика психологии

30 октября 2008
от

Александр А.Калмыков 

Принято считать, что все мы психологи, то есть все мы знаем, в той или иной степени, что такое психика своя или другого. Все мы умеем пользоваться этим знанием  при общении, то есть все мы вовлечены в практику психологии. Однако,  далеко не все имеют право назвать себя психологами — профессионалами.

Иными словами, можно разделить научную и житейскую сферу психологической практики. С пояснения  этого разделения начинаются многие современные учебники по психологии. (см.  Петухов В. В., Столин В. В.Предмет и задачи психологической науки и практики)

Но как быть с профессиональным педагогом, священником или писателем? Они-профессионалы, их деятельность имеет ярко выраженный психологический компонент. Однако, они не профессиональные психологи. Стоит ли относить сферы их деятельности к житейской психологии, сводить их методы к интуициям обыденного сознания, а их практику к набору техник почерпнутых из опыта повседневной жизни. По моему, это было бы слишком большим упрощением. Таким образом, разделение «научное — житейское» можно принимать только в качестве первого приближения. Требуется более тонкий анализ психологической практики.

Попробуем выделить основные задачи психологической практики по критериям цели и типа знаниваемой области.

Общая цель практики — изменение психологических компонентов индивида, личности, сообществ, социального и природного окружения. В качестве таких компонентов могут выступать — индивидуальное и групповое сознание, подсознание, система отношений, знаковые системы, психологические свойства предметного мира и т.п. 

Все многообразие целей практики можно свести к трем:

  • 1) терапия;

  • 2) педагогика;

  • 3) социально-психологический инжиниринг.

Терапия (лечение) включает комплекс мер связанных с преодолением неадекватного поведения, неадекватного восприятия, неэффективной деятельности и т.п., то есть всех тех психологических факторов, которые мешают человеку и формируют, то что называется психологической проблемой. Здесь необходимо  сразу  развести задачи психологии и психиатрии. Психологический подход к решению проблем личности отличается от психиатрического тем, что психиатр работает с больным, а психолог со здоровым, даже если это один и тот же человек. Психолога можно уподобить настройщику музыкального инструмента, а психиатра человеку, которые его ремонтирует. Специалисты психотерапевты готовятся в основном в медицинских ВУЗах. Они работают как в специальных медицинских учреждениях, психиатрических больницах, центрах пограничных состояний, консультациях, так и в обычной медицине, где обеспечивают психологическую поддержку лечению целого ряда непсихиатрических и не нервных заболеваний. Терапевтический инструментарий психолога включает множество методов: психокоррекция, психодиагностика, различные формы тренинга, гештальттерапия, психоанализ, семейное консультирование, сексологическое консультирование, суггестивные  методы или гипнотерапия  и т.п. Необходимо отметить, что несмотря на то, что психотерапия является сферой профессиональной деятельности медицинских психологов, терапевтические задачи не отделимы от других задач практики. Каждый одевший халат психолога в пределах своей компетенции должен уметь врачевать .

Педагогика (обучение, воспитание, образование) — подразумевает поддержку образовательного процесса, то есть осуществление психологических изменений, способствующих  успехам личности, профессиональному, культурному и духовному росту. Научная психология здесь призвана помочь общественным образовательным институтам (начиная с воспитания детей в семье) в формировании члена общества и становлении личности. Психологи специализирующиеся в этой сфере практике выходят в основном из психологических факультетов педагогических ВУЗов. Однако, как и в предыдущем случае педагогическая задача стоит перед любым психологом, поэтому здесь правильнее было бы говорить не только о педагогике (воспитание детей), но и о андрогонике (воспитание взрослых).

Социальный инжиниринг (инженерная психология, социальная психология, психология управления, политическая психология и т.п.). В эту группу мы объединили задачи связанные с проектированием социально-психологических сред в целях совершенствования производственного процесса и социального развития. Сегодня, это довольно обширное  поле деятельности для психологов простирающееся от разработки приборных панелей сверхзвуковых истребителей, до  планирования избирательных компаний. К сожалению, эта сфера деятельности иногда подразумевает постановку и решение некорректных, с этической точки зрения, задач. В частности, в политике и рекламе все чаще применяются так называемые манипулятивные техники, суть которых — несанкционированное воздействие на подсознания индивида и сообщества (см. Этические стандарты психолога). Подобного рода тенденция актуализирует проблему психологической безопасности.       

Легко видеть, что все перечисленные цели практики взаимопересекаются. В жизни любая психологическая задача включает в себя и терапевтическое воздействие и педагогическое и социально-инжиниринговое.  

Практика психологии разворачивается во всех сферах социальной и внутренней психологической жизни, используя в качестве инструментария все богатство человеческого знания. Причем конкретные формы и методы практики сильно зависят от характеристик, той знаниевой среды в которых они возникли.     

Известны следующие знаниевые среды:

  • обыденное знание

  • научное знание

  • паранаучное знание

  • религиозное знание

Они отличаются характером связи между субъектом и предметом познания.

Обыденное знание предполагает отсутствие активного взаимодействия; научное знание — активность познающего и объективацию познаваемого; паранаучное — активность познаваемого и пассивность познающего; религиозное — активное взаимодействие (диалог) познающего и познаваемого.       

На основании такого подхода построим классификатор психологических практик.

 

 

терапия

педагогика

инжиниринг

обыденное знание

разговор по душам

наказание — поощрение

ремонт в квартире

научное знание

консалтинг

тренинг

подбор кадров

паранаучное знание

экстрасенсорное воздействие

магическая школа

астрологический прогноз

религиозное знание

Исповедь

Литургия

Устав 

 

В таблице приведены только примеры практик, характерных для данной типологии. Данный классификатор позволяет определить принадлежность той или иной практики, т.е. выяснить тип знания и задачу. Для чего это нужно?

  • Во-первых, для того чтобы выбрать наиболее оптимальный способ решения своей задачи.

  • Во-вторых, для того чтобы увидеть все поле психологических практик.

  • В-третьих, для того чтобы не оказаться обманутым, тем кто предлагает ту или иную психологическую услугу.

Таким образом, если ворожей или астролог говорит о научности своего подхода (демонстрируя при этом диплом доктора наук). Вы вправе усомниться в подлинности не только результативности его действий, но и его диплома. В наши цели не входит подробная критика тех или иных практик, но все же хотелось бы предостеречь от практик исходящих из паранаучной сферы (алхимия, магия, каббала, уфология, астрология, парапсихология и т.п.), особенно в тех случаях, когда их адепты рядятся в одежды науки или религии. В лучшем случае они окажутся шарлатанами, то есть людьми решающие свою, а не Вашу задачу. В худшем случае, результатом того, что Вы откроетесь (по свойству паранаучного знания) действию сил, которыми они манипулируют могут стать серьезные душевные и духовные проблемы.  Вот почему, признавая равноправность всех видов знаний, паранаучную сферу мы выделили серым. 

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1