Интернет-сообщества как субъекты,

16 декабря 2008
от

формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы

Relga №10 [132] 20.05.2006
Автор: Дмитрий Шикула

В сознании значительного числа людей, даже использующих возможности глобальной информационной среды в своей повседневной жизни, Интернет все еще остается стихийным нагромождением всевозможных ресурсов, «всемирной свалкой», хаосом.  

Такое мнение вызвано «открытым финалом», безграничным расширением информации как родовым признаком этого уникального явления.

Информация в Сети множится, на первый взгляд, бесконтрольно, хаотично, что и порождает поверхностное мнение о Сети как о «всемирной свалке». То, что практически каждый пользователь может создать ресурс и заполнить его информацией по своему усмотрению, лишь убеждает в анархии природы Интернет.

Однако, если развивать эту мысль далее, Интернет должен был изжить сам себя еще в самом начале, рухнув от бессистемности своего содержания и утомив «спамом» в широком смысле этого слова своих пользователей.

Что же позволяет этому анархичному, хаотичному и бессистемному на первый взгляд «скопищу информации» завоевывать все более устойчивые позиции в офф-лайне?

Попытаемся ответить на этот вопрос.

Аксиомой является то, что человек – существо общественное, социальное. И в новой виртуальной среде люди остались людьми, при всех бесконечных вариантах поведения во Всемирной паутине, ученые, исследующие Интернет, разработчики интернет-проектов, практики интернет-бизнеса, обсуждают так называемые «коммъюнити», виртуальные или интернет-сообщества.

Развитие СМИ/СМК, переход деятельности журналистов в Интернет, дал целый ряд исследований по Интернет-журналистике: аудио и видео интернет-вещанию, периодическим Интернет-изданиям, особенностям аудитории СМИ, ведущих свою деятельность в Интернет, и многим другим аспектам журналистской деятельности в виртуальной среде. Исследование возможностей интернет-сообществ для теории и практики журналисткой деятельности представляется весьма перспективным.

Четкого понимания, что такое интернет-сообщество, пока не достигнуто, у разных исследователей встречаются антагонистические толкования этого понятия. Цель данной работы – попытаться найти ответы на некоторые спорные моменты: определиться, что такое интернет-сообщество, выделить существенные признаки интернет-сообществ, определить их место и роль среди всего многообразия функционирующих интернет-проектов.

Самое общее определение сообщества — место, где стабильный контингент пользователей постоянно встречаются друг с другом. Возникает вопрос, каждый ли интернет-ресурс обладает или создает свое сообщество, или, что утверждение «ресурс — равно сообщество» не совсем верно.

С формальной точки зрения, если у интернет-проекта есть посетители, их обращения к тому или иному сайту регулярны, их можно считать сообществом. Но появление сообщества не является прямым следствием наличия постоянной аудитории. По аналогии с печатными СМИ/СМК есть постоянные читатели, подписчики, но активность, читательский отклик, проявляет не каждый. Можно ли считать аудиторию, к примеру, ленты новостей или сайта прогноза погоды сообществом?

Подходы к определению интернет-сообществ.

Авторство термина «виртуальное сообщество» в некоторых работах приписывают Говарду Рейнгольду [Rheingold H.], исследователю социальных отношений в Сети. В работе “Virtual Community” Рейнгольд обсуждает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких возможностей глобальной сети, как списки рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, IRC. Рейнгольд дает следующее определение виртуальным сообществам:

«Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того, чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве».

Джон Дьюи в книге «Демократия и образование» высказал мысль, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. При этом Дьюи не ограничивал свой анализ только географически близкими группами и рассматривал и возможность существования виртуальных сообществ.

«Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение – тот способ, благодаря которому они обретают это общее… Отдельные люди не образуют общества, находясь рядом друг с другом чисто пространственно, равно как человек не перестает испытывать влияния общества, удалившись на сколько-то футов или миль от других людей. Книга или письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует между живущими под одной крышей».

Среди специалистов по коммуникативистике существует мнение, что все пользователи, включающиеся в компьютерно-опосредованную коммуникацию, становятся сообществом Интернет как формирующейся сегодня в глобальном масштабе социальной структуры. Сергей Дацюк, в своей полемике с читателями Журнала.RU пишет о том, что к Интернет вообще не может быть применен некий системный анализ, но он представляет собой виртуальную реальность. «Виртуальная реальность, — по его мнению, — не имеет центра, иерархии, статусной коммуникации элементов (согласно уровню иерархии), элементу не присвоен статус, связь элементов не фиксируется актуальным событием».

Практики по интернет-бизнесу оперируют четко выраженными интернет-сообществами у каждого web-проекта. Вот выдержки из пособия по электронной коммерции:

«Для того чтобы сделать интернет-проекты приспособленными для долговременного посещения, недостаточно насытить их информацией. Нужно, чтобы эта информация включалась в те отношения, которые складываются между обитателями новых цифровых пространств. Люди чаще всего приходят в сеть Интернет в поисках информации. Но, остаются они в сети благодаря тем отношениям, которые складываются между ними и другими людьми, …каждая из таких организаций борется, прежде всего, за доверие посетителей. Одним из главных факторов, влияющих на доверие посетителей, оказывается сообщество людей, участвующих в жизни и развитии организации. Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди не за деньги и не выполняя чей-то заказ. В связи с этим многие организации и корпорации активно исследуют возможности сетевых сообществ и всячески поощряют их развитие».

Происхождение термина «сообщество».

В поисках определения критериев для определения «интернет-сообщество» обратимся к социологии. До появления современных транспортных средств и телекоммуникационных технологий определение сообщества прочно увязывалось с определенным географическим местом. До XVII века слово «сообщество» (англ. — community) использовалось для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. Принадлежность к тому или иному сообществу определялась по географическому признаку – месту рождения и проживания.

Общественные отношения были постоянны, устойчивы и носили характер прямой коммуникации, личных встреч лицом к лицу. На расстоянии такие отношения поддерживать было крайне затруднительно, и физическое перемещение из данной географической зоны существенно ослабляло существующие отношения и постепенно сводило на нет и принадлежность к сообществу. Покинуть город или селение было равнозначно исходу из местных сообществ данного селения.

Развитие скоростного транспорта значительно повысило мобильность людей, а развитие коммуникационных систем сделало концепцию сообщества значительно менее зависимой от географического положения. Теперь определение сообщества в значительно большей мере связывается с отношениями между людьми. В работах по социологии наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

— общие цели, интересы, и потребности;

— общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ;

— общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

При переходе сообществ в виртуальную среду эти характеристики сохраняют у ряда социологов свое определяющее значение.

Теория СМИ\СМК и интернет-сообщества.

«Издатель», «журналист», «аудитория» — понятия, описывающие функции, роли, место различных субъектов в системе СМИ/СМК «досетевого» периода журналистики. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназначена эта информация, — с другой. Так складываются функциональные отношения между участниками —издателем, журналистом, аудиторией.

Но особенности коммуникативного процесса в Интернет не позволяют переносить в него аксиомы офлайновой системы СМИ/СМК.

Информация в Сети не существует сама по себе. Все содержимое этой огромной кладовой человеческого сознания, находящееся в виде двоичного кода, является потенциальной информацией, реальной же ее делает запрос пользователя. Информация в Интернет подчинена так называемому «дай»-протоколу, то есть каждый пользователь сам выбирает для себя цель и направление коммуникации.

Если мы имеем дело с аудиторией, то люди поделены на тех, кто отправляет сообщения и тех, кто их получает. Если мы ведем речь о сообществе, то потенциально все его члены имеют возможность в равной мере обмениваться сообщениями. В сообществе все люди связаны между собой, а не связаны с каким то центральным источником информации. То есть, интернет-сообщество – это складывающийся на интернет-ресурсе информационный обмен равноправных пользователей-соавторов.

Еще лет десять назад была высказана идея, что Интернет станет все более регламентированным, с жесткими правилами поведения в нем сетевых людей. В то время эта идея казалась забавной на фоне сыпавшего спама, хакерских атак, Сети «для программистов и любителей клубнички». Сейчас же, чтобы получить логин и пароль к серьезным ресурсам и стать его полноправным пользователем-соавтором, нужно заручиться рекомендациями от зарегистрированных пользователей. В большинстве ресурсов на сегодняшний день регистрация происходит следующим образом: новому пользователю предлагается ознакомиться с правилами данного интернет-ресурса, запретами на некоторые действия и ответственностью за нарушения установленных правил и запретов. Если новый пользователь принимает эти соглашения, то пароль высылается на адрес его электронной почты.

То есть, интернет-сообщество – это складывающийся на интернет-ресурсе информационный обмен на установленную тематику равноправных пользователей-соавторов, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям.

Но и в этом определении не отражается ведущая роль самого интернет-ресурса, как основы пользовательского интереса, то, что сообщество вторично по отношению к самому ресурсу, но с точки зрения современных интернет-стратегий является целью развития интернет-проекта.

Отсюда, интернет-сообщество – это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса.

ТИПЫ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ

При определении основных типов интеренет-сообществ главным признаком являются цели и задачи, для осуществления которых то или иное сообщество было создано, поддерживается и развивается.

Сообщество потребителей – «Сотовик» (www.sotovik.ru)

Развитие рынка мобильной связи вызвало к появлению данного сообщества, объединившего как специалистов в области мобильной связи, инженеров-специалистов по модельному ряду сотовых телефонов, так и потребителей данных услуг. Данный ресурс представляет интерес для всех групп пользователей: доступные аналитические материалы об операторах сотовой связи, тесты моделей сотовых телефонов различных производителей соседствуют с отзывами пользователей. К данному типу сообществ можно отнести: сообщества операторов сотовой связи (MTS.ru, beeonline.ru и т.д.), сообщества сайтов фирм-производителей (sony.ru, samsung.ru и т.д.).

Профессиональные сообщества – E-xecutive (www.e-xecutive.ru)

Если раньше основным репутационным инструментом служил корпоративный сайт, то сегодня все большую популярность приобретает такая форма продвижения, как создание сообществ профессионалов и клубов «по интересам».

Проект E-xecutive.ru был запущен в апреле 2001 года хэдхантинговой компанией Ward Howell в рамках программы расширения бизнеса.

Особенность деятельности Ward Howell – «точечный поиск». Здесь не работают газетные объявления о вакансиях и «приеме на работу после краткого собеседования». Да и те, за кем охотятся специалисты executive search, не размещают свои резюме на сайтах по трудоустройству.

Для организации качественно нового способа взаимоотношений с теми, кто является объектом поиска хэдхантеров, Ward Howell решила использовать «метод от противного» – заинтересовать лучших менеджеров и квалифицированных специалистов страны, сделать так, чтобы они сами пришли в компанию.

Важная особенность E-xecutive состоит в том, что это не анонимное сообщество. На этапе вступления претенденты проходят отбор на соответствие статусу аудитории. Количество отказов в регистрации составляет порядка 30% от числа обращений.

Специалисты компании Ward Howell составили список тысячи российских топ-менеджеров, которые получили именные приглашения вступить в сообщество.

Сообщества прямого общения (чаты) – вэб-чат «Кроватка» (www.krovatka.ru)

Особым видом интернет-сообществ являются «сhat-room» (комнаты для разговоров). В данный момент используются две версии: старая, образца января 1999-го года (так называемая «Старая Кроватка» и новая, образца декабря 2000-го года — собственно «Кроватка» и сопутствующие сервисы.

Массовое заблуждение гласит, что в веб-чатах «сидят» только люди, которым больше нечего делать. Средний посетитель проводит в чате около двух часов в сутки в свободное время. Основная цель — расширить свой круг общения. Сообщество чата – анонимное, каждый его член при регистрации обязан указать только один свой реальный параметр – адрес электронной почты. Вид коммуникации синхронный, общение происходит в реальном времени, это так называемая «сознательная связь», хотя в чате обсуждаются и события офф-лайна.

Деятельность внутри сообщества регламентирована – за нецензурные выражения, флуд (бессмысленные сообщения из набора цифр и букв) может последовать отключение от чата. Так же любой член сообщества чата может поместить неугодного ему в общении в личный «черный список». Тогда сообщения от этого персонажа будут автоматически скрываться в его просмотровом листе. Кроме обсуждения в общем чате, имеется возможность общаться в так называемом «привате», куда вход с общей страницы возможен только при знании пароля.

Данный вид ресурсов можно охарактеризовать и как рекреационные сообщества игрового типа.

Сообщества увлечений — литературные сообщества

Существует жаргонный термин Рулинет, который описывает весь комплект литературной жизни в Рунете, а именно: библиотеки, онлайн-версии толстых журналов, энциклопедии, сайты популярных писателей, игры, викторины, места, где можно опубликоваться: журналы, ЛИТО, архивы, а также клубы, форумы, конкурсы.

История литературного Рунета началась в 1993 г. с релкомовских ньюсгрупп. Затем в 1994 г. был создан первый русскоязычный сайт в паутине «SovInformBureau» Вадима Маслова. Так же в 1994 г. возник конкурс eScene, который организовал дизайнер Джефф Карлсон из Калифорнии. В 1995 г. под руководством Романа Лейбова возникает самый большой в мире гипертекст. Вокруг этого гипертекста сложилась творческая группа из нескольких десятков человек, которые в общей сложности продуцировали 300 станиц. Это можно считать началом возникновения литературных игр (буриме, сонеты, хокку и т.д.).

В 1996 г. возникли первые литературные конкурсы. Тогда же возник первый профессиональный журнал в интернете, создан он был А.Н. Житинским в Санкт-Петербурге. Конкурс отличается от других видов функционирования сообщества четкой статусной дифференциацией участников (Организаторы, Номинаторы, Судьи, Спонсоры, Конкурсанты).

В 1997 г. публика начала активно общаться в форумах. С 1998 г. произошел раскол АРТ-Тенёта на три конкурса: АРТ-ЛИТО’98, Тенёта-Ринет’98, Большая Буква.

Сообщества увлечений – сообщество автомоделистов www.sarum.ru

Осенью 2003 г. группа московских энтузиастов, обладателей автомоделей, создала движение, названное впоследствии «Монстр-рейсинг» и ставшее самым регулярным в России автомодельным соревнованием внедорожных автомоделей. С первого шага привлечение участников к движению осуществляется через профильный ресурс в Интернете (http://www.rcdesign.ru). Вот как звучат цели «Монстр-рейсинга» в соответствии с Правилами и реально сложившейся практикой: популяризация автомодельного спорта и привлечение молодежи к техническим видам спорта; развитие спортивных навыков у участников; популяризация здорового образа жизни.

Когда движение уже состоялось, оно получило поддержку от фирм, распространяющих модели и комплектующие. Само движение оформилось официально в Свободную Ассоциацию Радиоуправляющих Моделистов (САРУМ), начался прием членов и созданы предпосылки для дальнейшего развития спорта. Компания WhiteSite создала сайт для ассоциации САРУМ http://www.sarum.ru/ на некоммерческой основе.

На сайте sarum.ru сложилось сообщество из участников www.rcdesign.ru и новых членов: вступление осуществляется через регистрацию, после которой новый участник получает доступ к рассылке заявок на соревнования, покупке и обмену моделей и запчастей к ним, форуму, на котором обсуждаются вопросы создания моделей, устранения технических неполадок и т.д.

Гендерные сообщества
Примером женского сетевого сообщества может служить сайт 7ya.ru.

По приведенной на сайте статистике ежемесячная аудитория составляет 75000 человек, ежедневная аудитория — 3500 человек, ежедневно загрузок страниц — 115000, новых сообщений в конференции – 2500. Среди посетителей 80% составляют женщины, средний возраст посетителей 21 — 30 лет, 66% с высшим образованием. Среди самых популярных тем обсуждения: семья, дети, беременность.

Обилие «деликатных» тем, таких как семейные отношения, самочувствие женщины в положении, здоровье вызвано доверительностью в общении, анонимностью, оперативным формальным модерированием.

Как особенность модерации данного ресурса можно отметить попытка развития клубной системы, возможность оставлять сообщения (постинг) без регистрации.

Сходные сообщества сформированы на сайтах http://www.mother.ru/,http://www.mama.ru/, http://www.materinstvo.ru/, http://www.doctor.ru/, где публикуются материалы медицинского характера, рекомендации по вопросам воспитания детей, проводятся онлайн-конференции, кроме того любой член сообщества может получить онлайн-консультацию у специалиста данной области.

Протестные сообщества

Сайт www.kirkorov.net возник как общественный протест против эстрадного исполнителя, после его скандальной пресс-конференции в Ростове-на-Дону. Целью акции, как было заявлено авторами проекта, было «собрать миллион подписей». 11 августа 2004 года было вынесено судебное решение. К тому времени на сайте было собрано 207156 тысяч подписей. На сайте присутствую аудио- и видео- материалы скандальной пресс-конференции, разделы посвященные высказываниям артистов и СМИ о данном инциденте, а так же форум. Данное сообщество являлось событийным, сайт освещался он- и офф-лайновыми СМИ, но после завершения широкого освещения скандала интерес посетителей с к нему угас. Сообщество данного ресурса также можно назвать событийным. В настоящее время сайт в сети отсутствует.

Маргинальные сообщества

Примером интернет-сообществ маргинального типа являются ресурсы udaff.com и vrn-kk.com («Падонки Воронежа»). Содержание данных ресурсов можно обозначить как контр-культура: маргинальное словесное, аудио- и визуальное творчество посетителей, орфография, противоречащая нормам русской словесности, ненормативная лексика – вот наполнение данных ресурсов.

Тем не менее, несмотря на такое содержимое, вокруг этих ресурсов сложились свои сообщества. Несмотря на заявленную маргинальность, сообщества данных ресурсов функционируют по определенным правилам: просматривать данные ресурсы может любой посетитель, но чтобы получить доступ к форуму, архивам, помещать информацию, необходима регистрация. Модераторы ресурсов не допускают возможности флуда, засорения форума и комментариев к материалам бессмысленными сообщениями, засорение вирусами прикрепленных файлов. В случае данных правонарушений регистрация аннулируется.

Ресурсы данного типа – возможность психологической разгрузки в он-лайне, где репрессивные «табу» офф-лайна не могут контролировать поведение пользователя.

Географические сообщества

Сайт www. Nukri.org посвящен истории, традициям, искусству и сегодняшнему дню Грузии. В структуре сайта также имеется самоучители грузинского языка, фотогалерея видовых снимков, кулинарный раздел и форум. На 25 мая 2005 года сообщество сайта насчитывало 7703 зарегистрированных пользователя. Язык сайта – русский.

Данное сообщество нельзя считать этническим, хотя большинство его представителей и являются выходцами из Грузии. В программном заявлении создатели говорят, что их ресурс задуман для связи выходцев из Грузии покинувшим ее с родиной и всем, кто интересуется грузинской культурой.

Это подтверждается большой представленностью среди зарегистрированных пользователей россиян (до трети от всего сообщества). Их сообщество данного ресурса привлекает как источник информации для планирования маршрута возможного путешествия в Грузию, рецептов грузинской кухни.

На форуме обсуждаются мировые новости, новинки кинопроката, ведется полемика по вопросу сегодняшних российско-грузинских отношений, но модераторы ресурса не допускают появления некорректных, а уж тем более оскорбительных высказываний.

Все вышеперечисленное позволяет отнести данное сообщество не к этническим, а географическим интернет-сообществам.

Перечень основных типов сообществ не является законченным, так как новые типы сообществ появляются в Интернет с завидной регулярностью.

Отметим, что в идеале сообщество должно быть самовоспроизводящимся. Существует проблема критической массы сообщества: необходимо наличие определенного количества пользователей для поддержания обмена информацией. Для сообщества характерно расслоение по уровню навыков в определенной области: более опытные члены сообщества советуют новичкам, зачастую выступают в качестве модераторов разделов.

Интернет в настоящее время сформировался в систему сообществ, хотя и несовершенную, и не до конца сложившуюся: единомышленники из одного сообщества ищут сообщества себе подобных, ревностно охраняя его от чужаков и нарушителей правил.

Исследование возможностей интернет-сообществ для теории и практики журналистики представляется весьма перспективным.

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1