Сетевые сообщества и будущее Интернет технологий. Web 2.0. — лекция Кристофа Агитона

28 апреля 2009
от

Мы публикуем стенограмму лекции социолога, одного из лидеров французского «антиглобализма», секретаря международного комитета одной из крупнейших и наиболее известных «антиглобалистских» сетей АТТАК, автора книги «Альтернативный глобализм: Новые мировые движения протеста» (М.: Гилея, 2004) Кристофа Агитона, прочитанной 24 мая 2007 года в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру»».

Материал с сайта Полит.ру.

Текст лекции

Кристоф Агитон (фото Н. Четвериковой)  

Кристоф Агитон (фото Н. Четвериковой)

Благодарю вас за приглашение, я очень рад, что оказался сегодня с вами. Я бы хотел начать с двух вещей. Во-первых, я являюсь активистом на протяжении 35 лет, и свой опыт я резюмировал в книге, которую вы найдете в этом зале. Также я работаю в лаборатории социологии науки, в частности, я работаю над использованием коммуникации в Интернете. В основном, моя лекция будет посвящена технологиям, технологиям коммуникации, обмену между людьми в онлайн сообществах, но в конце я сделаю несколько выводов политического характера.

Кроме того, я был приглашен на чтение лекции в университете, и здесь должны присутствовать несколько моих коллег по социологии науки, которые, возможно, зададут вопросы, подадут реплики, и это будет полезно для нашей дискуссии.

Сначала небольшой вопрос присутствующим. Пожалуйста, поднимите руку те, кто знает систему Web 2.0 или www2, те, кто немного знаком с этой системой. [несколько человек поднимают руки] Тогда я начну с того, что объясню, что это такое. Web 2.0 – это не технологическая революция, как я уже здесь говорил, это революция, прежде всего, в сфере пользования, в том, как люди пользуются Интернетом. Само понятие Web 2.0 возникло два года назад в Калифорнии. Web 2.0 возник, потому что стало понятно, что многие люди делают какие-то новые вещи в Интернете. Например, молодежь часто использует сервер, который называется MySpace, в котором они публикуют свои тексты, фотографии, музыку, обмениваются ими с друзьями по всему миру. И масштаб, который принял сервер MySpace, поразил весь мир. Сейчас MySpace пользуются 80-90 млн. человек.

Второй пример Web 2.0 – это сайт фотографий, который называется Flickr. Этот сервер позволяет вам посылать ваши цифровые фотографии, помещать их непосредственно в Интернете. Эти фотографии могут быть сделаны цифровым фотоаппаратом или даже мобильным телефоном. И странно, что сначала все думали, что люди будут его использовать как архив семейных фотографий, например, фотографий отпуска, с детьми – сделали фотографии и поместили их на Flickr. Но люди делали эти фотографии доступными всем, и таким образом там появлялись сотни тысяч, миллионы фотографий, которые мог скачать любой пользователь. Например, это были фотографии людей – любителей кошек или старинных машин, и этот сервер позволял им обмениваться между собой, объединяться в группы. Дальше я приведу другие примеры объединения людей в группы через Интернет.

Существуют еще программы, связанные с Web 2.0 – это, например, YouTube, через который вы можете смотреть видео. Есть много других программ подобного типа, я не буду сейчас подробно о них рассказывать, возможно, в дискуссии мы еще поговорим о них.

Таким образом, все эти новые услуги не являются чем-то совсем новым. Многие из вас, наверно, знают Википедию. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто с ней знаком. Гораздо больше людей, чем с Web 2.0. Другое явление, которое вы все знаете – это блоги. Блоги немного старше, чем Web 2.0, они возникли 5-6 лет назад. Таким образом, нельзя сказать, что Web 2.0 представляет собой нечто кардинально новое, потому что до этого уже были созданы такие системы, как блоги или Википедия, в которых каждый из вас мог принять участие.

Но необходимо объяснить, почему нет прямой преемственности между традиционным web (www) и Web 2.0 (www2). Прежде всего, это такая техническая возможность, как «широкая полоса», то, что во Франции называют «широкой командой». Раньше, когда коммуникации в Интернете осуществлялись через телефонные линии, вы, конечно, могли посылать какие-то тексты, обмениваться информацией и т.д. Но широкополосный формат открыл новые возможности. Теперь вы можете посылать фотографии, видео и т.д. Можно сказать, что первый поворот, связанный с Web 2.0, заключается в том, что теперь можно публиковать очень объемные файлы: фотографии, видео, звуковые файлы, обмениваться ими.

И еще одно достижение состоит в том, что все сайты в этой системе связаны между собой, и вы можете обновить один из них, послав информацию на другой. Например, все вы, несомненно, знаете Google, и в Google есть такая функция, как Google Maps – это карты, которые сняты со спутника, на которых вы можете видеть разные участки Земли, в том числе Россию. Каким образом можно использовать ресурсы Google Maps? Например, сегодня у нас здесь состоялась встреча, и на карте Москвы, сделанной со спутника, вы можете пометить это место, сделать ссылку, что сегодня, 24 мая, состоялась встреча, а следующая встреча состоится в другом месте Москвы, и на него вы также можете сделать ссылку, пометить.

Я сделал небольшое вступление и теперь расскажу вам о том, откуда взялся Web 2.0; также я приглашаю Доминика Кардон присоединиться к нам, может быть, он дополнит мои слова о трех уроках, которые мы можем извлечь из этой новой системы, из этого обновления, в частности, для общения, для коммуникации между людьми и сообществами.

Первое, что нужно понять в связи с Web 2.0: мы живем в мире Интернета. Я скажу, и надеюсь, это не вызовет полемики – она была бы бесполезна – но мы сейчас переживаем третью промышленную революцию. Первая – это ткацкая ватермашина и паровой станок. Вторая – электричество, телефон и двигатель внутреннего сгорания. И сейчас в связи с тем, что происходит в сфере высоких технологий, а также, возможно, в области биологических наук, мы имеем элементы, позволяющие говорить о третьей индустриальной революции. Я все-таки предлагаю вам не вдаваться затем в дискуссии по поводу термина «промышленная революция», потому что он сейчас для нас является второстепенным. Но я предлагаю вам просто поразмыслить, понять, что находится в основе этих великих потрясений. Потому что когда происходят сущностные изменения, которые могут распространяться широко по миру, вызывая цепную реакцию, можно сказать, что это промышленная революция. При помощи паровой машины появились не только первые текстильные мануфактуры и фабрики, но также возникли поезд и пароход.

Информационные технологии (о биотехнологиях мы сегодня говорить не будем) – это примерно то же самое. Например, возьмем сердце компьютера –  микропроцессор – это нечто новое. Вам необходимо иметь некоторую систему эксплуатации этого процессора, чтобы уметь его использовать, т.е. вы не сможете ничего сделать отдельно ни с микропроцессором, ни отдельно с системой эксплуатации, они должны использоваться вместе. Например, для того, чтобы использовать компьютер, вам нужна некая программа обработки текстов, фотографий. И именно благодаря тому, что существует цепь людей, объединенных в горизонтальную систему, которые работают над этим обновлением, вы имеете то, что имеете. Один человек вносит одно обновление, другой, который работает около него, – другое, и так создаются кластеры обновления. Один из самых известных примеров, хотя, может быть, не совсем положительных – это система MicroIntel. Это сотрудничество компаний Microsoft, которая производит программное обеспечение, и Intel, которая производит микропроцессоры.

В принципе, сфера электронных технологий начала бурно развиваться в конце 60-х – начале 70-х гг., но до сих пор она была организована вертикально. Microsoft, например, сотрудничает с Intel, но он воюет, конкурирует с Apple. Конечно, между ними есть точки соприкосновения. Например, вы можете прочитать на программном обеспечении Microsoft текст, который был сделан в Apple, и наоборот, но, в принципе, эти две системы несовместимы. С Web 2.0. произошла трансформация уровня кооперации. Как я уже говорил, Web 2.0. – это не новая революция в технологии, это не новый процессор. Если говорить о слоях в информатике, традиционный web и web.2.0. – это два завершенных слоя. Но новое состоит в том, что те, кто работает в Web 2.0., сотрудничают между собой, договариваются, для того, чтобы иметь общий протокол интерфейса. Я уже приводил примеры с Google Maps, с YouTube, с Flickr и т.д., в которых вы сами можете участвовать. И, в принципе, это применимо ко всем серверам Web 2.0.

Итак, во-первых, я хотел подчеркнуть новизну web.2.0. – он обеспечивает горизонтальное сотрудничество, которое добавляется к существовавшему с возникновения микропроцессоров вертикальному сотрудничеству. И вторая причина, которая объясняет широкое распространение, развитие Web 2.0., – это резкое увеличение пользователей Интернета в 2000-2001 гг. Например, между 1997 г. и 2001 г. очень большое развитие получило ведение бизнеса через Интернет, онлайн биржи или предприятия, которые существуют в Интернете. Это то, что называется новой экономикой. В 2001 г. новая экономика умерла. Этот сектор пережил жестокий кризис, и в результате выжило только два типа акторов, действующих лиц.

Одна программа, которая сейчас является преобладающей – это Google. В принципе, культура этой компании имеет свои особенности. Например, карты Google открыты, ими можно пользоваться, в них можно вносить изменения. Microsoft держит свои программы в тайне. Также в результате кризиса выжила, и это для нас имеет большое значение, свободная программа обеспечения, так называемый free soft web. Потому что когда маленькие предприятия, которые делали в Интернете свой бизнес, обанкротились, вместе с ними на кладбище отправились и принадлежащие им программы. Но свободное программное обеспечение по определению доступно всем программистам и пользователям. Таким образом, свободное программное обеспечение сумело пережить кризис. Здесь можно привести пример программы Linux, которая продолжает обогащаться при участии независимых программистов.

Я это рассказал, чтобы вы хотя бы примерно поняли логику, по которой действует web.2.0. Естественно, не все, кто участвуют в web.2.0., пользуются свободным программным обеспечением, некоторые из них хранят свои программы в секрете, но в основе, первые кирпичики – это именно свободные программы. Это создает особую культуру сотрудничества, свободного обмена между пользователями различных стран.

Это был рассказ об истории, о сущности Web 2.0., а теперь мы вместе с Домиником сделаем три вывода, которые могут затем пригодиться нам в дискуссии. Первый из них будет касаться границ, в рамках которых эти инновации формируются. Первый пункт будет очень коротким, о двух других мы поговорим подробнее. О втором пункте, по типу отношений, по кооперации, которая устанавливается, расскажет Доминик. И третий, о котором расскажу я: чему нас учит опыт свободного интернет-сообщества в плане изменения общества вообще.

Итак, первый пункт – это рамки инноваций. Приведу один пример, который возник в США, но сейчас появляется по всему миру, и, если вам будет интересно, вы можете использовать его в Москве. Сейчас для людей, которые сотрудничают между собой по различным вопросам, в Интернете существует много мест для встречи, есть специальные сайты, блоги, форумы. Дизайнеры, представители творческих профессий входят в эту среду, чтобы обмениваться опытом, творить что-то новое.

Самое интересное место таких встреч в Интернете – сервер barcan.org. Сейчас я объясню, что это такое. Вы заходите в Интернете на их страницу. К сожалению, там все на английском, нет ни русского, ни французского языка. Но это очень интересное интернет-сообщество, можно сказать движение, потому что они делают в Интернете примерно то же самое, что мы, активисты, делаем на мировых социальных форумах. И это место называется «Не конференция. Без зрителей». Это проходит совсем не так, как у нас сегодня вечером. Все встают в круг, образуют цепь. Каждый представляется, при этом он может сказать три слова, не больше. Потом они пытаются сгруппироваться, образуют 4-5 залов или столов. Затем кто-то говорит: «У нас три часа, четыре круглых стола, таким образом в сумме мы имеем 12 часов на обсуждение». И кто-то из вас может туда придти и сказать: «Я хочу сделать сайт, где будет говориться о Москве, о московских активистах». «Я, например, хочу сделать что-то, чтобы помочь бездомным». «Я хочу составить программу для отправки SMS через мобильный телефон моим друзьям» или любые другие идеи. Затем остальные обсуждают, насколько эта идея реалистична, насколько ее можно осуществить, договариваются встретиться еще раз на том же сайте в тот же вечер, обращаются к программистам, и с их помощью пытаются создать программу для реализации этого проекта.

Я не знаю, знакомы ли вы в Москве с этим сервером, работали ли вы по такой системе, но мы в Париже, когда узнали об этом калифорнийском, американском изобретении, сочли его очень полезным. Мы активно работаем в нем, в частности, потому, что он позволяет всем принять равное активное участие, без какого-то руководства сверху, активно развивать свое творчество.

Сейчас я на время передам слово Доминику, который будет говорить о технических возможностях web.2.0., а затем расскажу, какой опыт из новых технологий можно использовать для изменения общества.

Доминик Кардон (фото Н. Четвериковой)  

Доминик Кардон (фото Н. Четвериковой)

Доминик Кардон: Добрый вечер, меня зовут Доминик, я социолог и скажу буквально несколько слов о социологических особенностях сотрудничества в Web 2.0. До возникновения Web 2.0. существовало две концепции Интернета. Одна из них представляла Интернет как нечто очень индивидуалистическое, а вторая, наоборот, как возможность сотрудничества для активистов. Сегодня можно сказать, что обе эти модели достигли успехов и в то же время их постигла неудача. Например, коммерческий Интернет познал немало успехов, но, в конце концов, большой удар ему нанес лопнувший мыльный пузырь – аудитория Интернета – о чем уже говорилось. У коллективного Интернета также большие достижения, но он не оправдал всех надежд, которые на него возлагались. Web2.0. является чем-то промежуточным между этими двумя концепциями, между индивидуалистским и коллективным Интернетом, он позволил соединить воедино индивидуализм и солидарность.

Во-первых, в Web 2.0. сохранился индивидуалистcкий подход. Например, человек создает свой блог, сетевой журнал, где он хочет прежде всего раскрыть себя, выразить свои мысли, говорить о себе. Но одновременно, если никто не читает ваш блог, не комментирует его, если вы сами не участвуете в дискуссиях на других блогах, можно сказать, что вы выпали из блогосферы. Таким образом, парадоксальность блога заключается в том, что, с одной стороны, это явление индивидуалистическое, где человек самовыражается, а с другой стороны, блог помогает завязывать связи, отношения, дружбу с другими людьми, т.е. является дополнительной возможностью для коммуникации. И можно сказать, что все в Web 2.0. начинается таким образом: с чего-то личностного, человек выступает лично от себя со своими идеями, но затем через сеть он получает возможность сотрудничать с другими людьми, объединяться с ними. Таким образом, идея солидарности не является изначальной. Человек вступает в интернет-сообщество, работает в сети, и тогда он приходит к идее солидарности.

Вы все знаете Википедию, поэтому я приведу пример по ней. Люди начинают писать Википедию, например, потому что они возмущены содержанием какой-то статьи, они видят в ней ошибку, неточность или упущение. Они пишут сами, чтобы исправить ситуацию. Но чем больше человек пишет Википедию, тем больше он понимает, что Википедия является общим достоянием, что, работая над ней, он участвует в общем деле, сотрудничает с другими, и эта информация служит другим пользователям.

Мы говорим, что переход к Web 2.0. – это переход от сильной кооперации к слабой кооперации. Сейчас я поясню в чем сила слабой кооперации. То, что называют слабой кооперацией, позволяет объединить для общего дела тысячи людей. Это создает гораздо больше возможностей, чем сильная кооперация между несколькими личностями. И такая слабая кооперация позволяет задействовать одновременно людей, которые могут выполнять некую совсем небольшую задачу, например, исправлять орфографические ошибки в Википедии, а также людей, которые действительно поглощены этим проектом, которые проводят часы за составлением энциклопедических статей. При сильной кооперации изначально некий проект создается несколькими людьми, они его основатели, они замыкаются в себе и не склонны принимать посторонних, а при слабой кооперации участвуют тысячи людей, она очень открыта, очень приветствует новых участников.

Сейчас я дам слово Кристофу, он немного расскажет об особенностях слабой кооперации.

Агитон: Спасибо. Сейчас вам Доминик подробно рассказал о технологических, социологических особенностях подобного типа кооперации, а я же расскажу, чем опыт подобного сообщества мог бы быть полезен нам, активистам. Нужно заметить, что каждая промышленная революция тесно связана с другими процессами в обществе, каждая революция происходит в определенном социальном контексте. Например, для ХХ в. была характерна тенденция к «сильным государствам», причем не только в странах Восточной Европы, в СССР, но также на Западе, когда каждое сильное государство считает себя самодостаточным, и товарообмен между ними достаточно слабый. Именно таким представлением отмечен весь ХХ в. Например, для вашей страны было характерно жесткое планирование, и, без сомнения, вы все помните фразу Ленина, что «социализм – это советская власть плюс электрификация всей страны».

Есть другая фраза, возможно, вы ее меньше знаете, потому что она принадлежит оппоненту Каутскому. Ленин активно его критиковал, Каутский был лидером немецких социал-демократов. И хотя он был социал-демократом, был против Ленина и русской революции, когда у Каутского спросили: «Что такое, по вашему, социализм?» – он ответил: «Это хорошее управление железными дорогами, распространенное на все общество». И если мы, сравним воззрения коммунистов и социал-демократов, мы увидим, что их представление о будущем было примерно одинаковым.

Но если мы перенесемся еще раньше во времени, до второй индустриальной революции, в XIX в., мы увидим, что представление о будущем у людей того времени было совершенно другим. Если мы возьмем столь разных людей, как Бакунин (русский анархист), или Маркс, или Прудон (социалист, лидер французских ремесленников) – все трое считали, что подлинный социализм – это кооперативы, совсем не государство, а именно кооперативы.

Этот исторический экскурс я закончу небольшой шуткой: если и существует некая модель общества будущего в XXI в., то это Интернет, Web 2.0. Может быть, это не в мечтаниях, утопиях, представлениях о завтрашнем дне, но Доминик, я, мой американский друг, которые уже сильно включены в Web 2.0., считаем его единственным способом изменить положение вещей.

Мы видим большое место для свободного софта. Потому что над свободным софтом люди работают совместно, без государства, без начальства. Они работают именно для общего достояния человечества. Идеи нашего друга состоят именно в том, чтобы использовать свободный софт, т.е. сотрудничество без государства, без планирования, без начальства, чтобы изменить глобальную систему эксплуатации. Когда мы говорим о глобальной системе эксплуатации, мы имеем в виду не только отношения между наемными работники и их хозяевами, работодателями, но также и вызов, который бросает нам разрушение окружающей среды, в частности, разрушение климата и грабительская добыча нефти, это все формы угнетения, угнетения женщин, коренных народов. Чтобы закончить, я скажу, что, возможно, этот опыт не является панацеей, объяснением всего, но мы можем найти в нем элементы, которые бы позволили избежать ошибок прошлого и улучшить, изменить нашу жизнь сейчас.

Обсуждение читайте здесь: Полит.ру.

Метки: , , , , , , , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Один ответна «Сетевые сообщества и будущее Интернет технологий. Web 2.0. — лекция Кристофа Агитона »

  1. Gintare на 18 июня 2009 из 22:25

    В продолжение темы http://wikinomika.ru/

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1