- ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) - http://jarki.ru/wpress -

Теория решения изобретательских задач в PR технологиях

«Теория решения изобретательских задач в PR технологиях»

“Любая идея об управлении чем-то, сегодня еще не управляемом, воспринимается спокойно: найдем средства управления, будем управлять. И только идея управления процессом творчества, как правило, вызывает резкое сопротивление”.

Основной задачей данного сообщения является анализ некоторых инструментов применяемых АРИЗ, в контексте решения практических задач PR.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась в 60-х годах в СССР.
Основателем теории являлся Г.С. Альтшуллер (15.10.1926 — 24.09.1998) – писатель-фантаст, инженер, изобретатель.

ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией. ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.

Основным инструментом ТРИЗ являлся Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию.

В АРИЗ используется ряд творческих инструментов. К числу которых относятся:

— анализ с использованием «Лингвистического Процессора»;

— метод «мозгового штурма»;

Учитывая форму доклада, я постараюсь в отведенное время кратко разобрать суть, приведенных выше технологий и показать несколько практических примеров применения данных технологий на практике.

Лингвистический Процессор

До настоящего времени остается нерешенной, пожалуй, главная проблема, тормозящая использование современных Информационных Технологий для дальнейшего наращивания интеллектуальной мощи человека. Такой проблемой является получение доступа к уже существующим знаниям для решения интеллектуальных задач с высокой степенью неопределенности. Это, так называемые, «изобретательские задачи», возникающие в ходе научно-технического прогресса в различных сферах деятельности человека. Такие задачи отличаются отсутствием стереотипов, т.е. невозможностью переноса на них известных решений. Столкнувшись с подобной задачей, человек вынужден анализировать огромный объем существующих знаний, не имея точных ориентиров для поиска. В этой ситуации современные И.Т. оказываются малоэффективными.

В чем же суть данной проблемы?

Проблема кроется в колоссальном разнообразии современного языка, с помощью которого человек общается, мыслит, описывает и хранит знания, а также формулирует возникающие перед ним задачи. Существующее разнообразие лингвистических и смысловых форм делает чрезвычайно сложным четкое и однозначное формулирование изобретательской задачи. Отсюда возникает неопределенность в ее постановке. Кроме того, способы описания существующих знаний являются не оптимальными применительно к изобретательским задачам. В результате, поиск решения изобретательских задач, заключающийся в поиске нужных знаний, носит вероятностный характер, часто сравниваемый с методом «проб и ошибок».

Впервые, на принципиально более высоком уровне, данную проблему позволил решить лингвистический процессор разработанный инженером А. Барышниковым. Лингвистический процессор Барышникова — это единая формализованная процедура описания знаний и изобретательской задачи. Она позволяет с помощью стандартных лингвистических форм описать существующие знания, объединив их в банк знаний, и таким же образом описать любую изобретательскую задачу. В результате появляется возможность формулирования точного запроса к банку знаний, и извлечения из него именно тех знаний, которые необходимы для решения изобретательской задачи.

Таким образом, на принципах лингвистического процессора появляется возможность создания банка знаний нового типа и поисковой системы извлечения знаний из этого банка для решения изобретательских задач в любых областях деятельности человека.

Соединение лингвистического процессора и современных ИТ позволяет осуществить качественный скачек в расширении интеллектуальных возможностей человека и создавать принципиально более эффективные средства накопления и управления знаниями. Использование же Интернет создает неограниченные пространственные возможности для использования новой технологии.

Пример:

В магазине курортной зоны по продаже дамских сумок крайне неудовлетворительный объем реализации, особенно в межсезонье. Стандартные формы привлечения покупателей не дали ощутимого положительного эффекта. На кредитные средства хозяева улучшили дизайн, уволили продавца и сами занялись реализацией продукции и обслуживания поситителей, однако для качественного улучшения ситуации предпринятых мер оказалось недостаточно.

Проблема: Суть проблемы: необходимо увеличить продажи дамских сумок в курортном магазине в межсезонье, в окружении большого числа конкурентов. При этом сколько-нибудь значимые затраты недопустимы.

Препятствие: Наша цель — непременно продать сумку каждому посетителю магазина — полностью противоречит цели отдыхающих — погулять и присмотреться к ассортименту.

ЛП: Программа требует уточнения формулировок. Она сомневается в нашей объективности. В условии значится, что у туристов цель прогулка, а не покупка. Эта цель и введена в программу, но ЛП с этим не согласен, и предлагает проверить корректность этого утверждения.

Промежуточный вывод: Гулять-то отдыхающие гуляют, но почему-то именно по магазинам. То есть, туристы сочетают приятное с полезным. Прогуливаются и, в то же время, присматривают покупку. Поэтому цель совершить покупку у них все-таки есть.

Промежуточная задача: Слегка видоизменим условие: везде продается одно и тоже. Поэтому, если туристы что-то потом и купят, то не у нас, а в любом другом ближайшем магазине. Отсюда и уточненная задача: надо сделать так, чтобы туристы отдавали предпочтение только нашему магазину и товару предлагаемому в нем.

ЛП: ЛП снова не согласен. Ему не понятно, что вы имели в виду под термином «предпочтение». И еще, Лингвистический Процессор предлагает разбить на части процесс продаж — «Плохо управляемый процесс необходимо разбить на составные части и распределить их во времени наиболее выгодным для разрешения проблемы способом»

Промежуточное решение: это ни что иное, как продажа в кредит.

ЛП: Это уже кое-что! Но не совсем соответствует условиям – кредит – это все-таки продажа.

Промежуточное решение: Несмотря на то, что продажа в кредит нам не совсем подходит, поскольку посетитель магазина еще не принял решения о необходимости покупки, но ведь возможны и другие варианты разделения процесса продаж во времени. Поскольку процесс покупки включает не только оплату товара и его получение, но еще и выбор товара, то вполне резонно рассмотреть возможность отделения во времени именно этой части процесса покупки. Необходимо найти ненавязчивый подход к посетителю, заставляющий его сделать выбор сумки без ее покупки.

Промежуточная задача: Необходимо найти ненавязчивый подход к посетителю, заставляющий его сделать выбор сумки без ее покупки.

Промежуточное решение: Например, предложить покупателю под предлогом изучения спроса, выбрать наилучшую на его взгляд сумку. Затем продавец помещает эту сумку в особую витрину, и говорит покупателю, что здесь располагается товар, которому отдали предпочтение большинство посетителей магазина и, что этот товар всегда имеется в продаже. Кстати, вот вам и иное понимание термина «предпочтение». В пользу этой идеи свидетельствует еще и тот факт, что покупатель помнит о том, что в других магазинах ничего выдающегося и разительно отличающегося обнаружено не было, поэтому обходить эти магазины заново не имеет смысла. Гораздо проще придти в тот магазин, где выбор уже был сделан.

РЕКОМЕНДАЦИЯ: Предложить владельцу ввести форму краткосрочного кредитного обслуживания (если потенциальный покупатель оказался в магазине без денег) и применить метод «изучения покупательских предпочтений».

Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: “Методы менеджмента качества”, No1, 2003.

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации. Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Цель метода

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода

  1. Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
  2. Групповой процесс выдвижения идей.
  3. Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
  4. Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
  5. Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

План действий

  1. Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
  2. Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  3. Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  4. Строго выполнять правила мозгового штурма.
  5. После окончания заседания “генераторов” идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Правила проведения мозгового штурма

  1. Количество идей предпочтительнее качества.
  2. Критика идей на этапе генерации запрещена.
  3. В группе генерации идей не должно быть начальства.
  4. Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  5. Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  6. Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  7. Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  8. Идеи излагайте кратко.
  9. Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  10. При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

  1. Подготовка
    1. Назначение ведущего.
    2. Подбор участников для рабочих групп.
    3. Подбор фактического материала.
    4. Обучение и инструктаж участников.
    5. Обеспечение деятельности участников.
  2. Выдвижение идей
    1. Уточнение задачи.
    2. Генерация идей.
    3. Проработка и развитие наиболее ценных идей.
    4. Запись предложений.
    5. Редактирование списка идей.
  3. Оценка и отбор идей
    1. Уяснение проблемы.
    2. Определение критериев оценки.
    3. Классификация и оценка идей.
    4. Развитие идей на основе анализа.

Достоинства

  1. Легкость освоения и простота в обращении.
  2. Незначительные затраты времени на проведение.
  3. Универсальность метода.
  4. Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки

  1. Решение относительно простых задач.
  2. Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
  3. Нет гарантии нахождения сильных идей.

Мозговой штурм

Сайт: «Центр креативных технологий» www.inventech.ru

Участники: Председатель, Максим, Артур, Николай

Председатель: Речь пойдет о производстве фирменных кроссовок в ряде азиатских стран, не будем уточнять в каких. Пусть, для примера, это будут кроссовки фирмы Reebok. Руководство столкнулось с проблемой воровства готовой продукции на предприятиях в этих странах, причем никакие традиционные меры борьбы с этим явлением, такие как усиление мер контроля на проходных, установка камер наблюдения и прочее, ощутимых результатов не дали. Как быть?

Председатель: Я предлагаю вам заранее отмести все известные вам традиционные средства борьбы с воровством, чтобы не тратить на это время. Будем априори считать их для данного конкретного случая не эффективными.

Артур: Тогда предлагаю сформулировать суть тупика, к которому должно было прийти руководство предприятий в своих попытках предотвратить воровство кроссовок. Для этого надо понять, в чем заключается основная причина неудач.

Николай: Вообще то у нас нет конкретной информации о том, где расположены эти фабрики, и что за персонал там работает. В этой ситуации надо исходить из худшего. Предлагаю считать, что на данной фабрике воры — потенциально все, в том числе и охрана. Допустим, что даже местная часть руководства тоже нечиста на руку. Короче, воруют тотально все. Именно в этом причина неудач. И при такой постановке вопроса действительно никакие традиционные меры борьбы с воровством результатов не дадут.

Артур: Все это так, но кроме этого, необходимо сформулировать еще и причины, побуждающие к воровству.

Николай: Думаю, что, во-первых, это высокое качество кроссовок, а во-вторых, достаточно низкий уровень жизни и морали.

Максим: Хорошо, тогда получается, что на этих фабриках вообще нельзя производить готовую продукцию, так как ее все равно украдут. Единственным выходом из данной ситуации является производство комплектующих, например, как в производстве компьютеров, а сборку надо осуществлять в другом месте, где не воруют в таких масштабах.

Артур: Могу предложить место, где много не украдешь и рабочая сила недорогая. Это тюрьма. Кстати, почему бы там не организовать все производство целиком?

Николай: Друзья, давайте ближе к делу. На мой взгляд, разделение производства существенно его удорожит, а скорее даже нарушит отработанную производственную технологию. Поэтому подобные идеи лишены всякого смысла.

Николай: Хорошо, Максим, тогда могу предложить вариант, еще более абсурдный, чем ваш! Предлагаю изготавливать некачественные кроссовки, и более того, такие, которые вообще нельзя носить. Тогда их точно никто воровать не будет.

Артур: я проверил вариант о кроссовках, непригодных для ношения, в Лингвистическом Процессоре, и там есть вполне реальные рекомендации о том, как именно это сделать. Одна из них мне кажется наиболее интересной. Речь идет об эффекте памяти формы.

Николай: А что, очень даже неплохая идея. При этом не обязательно изготавливать кроссовки целиком из такого материала. Достаточно небольшой вставки, которая не позволяет носить кроссовки, и которая может быть удалена при определенном температурном режиме.

Председатель: Господа, несмотря на то, что идея с использованием памяти формы материалов может оказаться плодотворной, хочу предложить вам пока ее отложить. Давайте искать решение в рамках существующих технологий изготовления.

Артур: Хорошо, тогда предлагаю вариант Николая об изготовлении некачественных кроссовок и внесенные ограничения о невозможности изменения существующих технологий производства, рассматривать как логический тупик, который также можно проанализировать с помощью ЛП. Прошу дать мне немного времени, и я буду готов сообщить вам результаты такого анализа.

Артур: Итак, я готов сообщить новые рекомендации ЛП. Предлагается рассмотреть два направления действий. Первое направление: «При невозможности решить проблему с целым объектом, необходимо разделить его на части и манипулировать ими раздельно». Что-то вроде известного принципа «Разделяй и властвуй». Второе направление: «Рассмотреть возможность использования внутренних уже существующих ресурсов объекта». Обращаю ваше внимание на то, что в качестве объекта я указал процесс изготовления кроссовок, поскольку анализировал тупик, связанный с их качеством и условиями производства.

Максим: Господа, по-моему, ничего нового мы пока не получили. Разделить объект на части, то есть производить отдельно комплектацию, а потом осуществлять сборку в другом месте я уже предлагал. ЛП лишний раз подтвердил правильность моего предложения. Весь вопрос в том, как это наилучшим образом организовать.

Николай: Если учесть вторую рекомендацию ЛП, об использовании внутренних ресурсов, то несложно догадаться, что именно для кроссовок надо понимать под комплектацией. Чтобы получить решение, достаточно вспомнить, что кроссовок пара, а именно правая и левая. Поэтому для предотвращения воровства надо разделить их производство именно по этому принципу. Пусть в одной азиатской стране производят только правые кроссовки, в другой только левые, а комплектацию осуществляют там, где проблемы воровства нет.

Артур: Оригинально! При этом надо заметить, что данный вариант реализует, казалось бы, абсурдное предположение об изготовлении некачественных и непригодных для ношения кроссовок. Теперь это утверждения приобретает совершенно иной и реальный смысл.

Председатель: Поздравляю вас господа! Решение, предложенное Николаем, является контрольным ответом для этой задачи. В заключении можно отметить, что с задачей вы справились быстро и без особого труда, в чем собственно я и не сомневался. При этом каждый из вас внес весомый вклад в ее решение.

Заключение:

PR, в отличие от прямой рекламы – это всегда с и с т е м а взаимосогласованных акций.

Ко всем объектам PR применимы метафоры технической системы в понимании ТРИЗ, то есть существует возможность перевода языка ТРИЗ на язык PR и обратно. Это позволяет применять принципы ТРИЗ для решения PR-задач.

Приложение:

Сайт: Компания «Сайтек» http://www.sytech.ru/about.php?id=149

Что такое проблемный анализ текстов? Проблемный (семантический) анализ текстов — это извлечение из них сведений об интересующих объектах, фактах и событиях. Полученные таким образом сведения представляются в формализованной форме в виде объектов предметной области и связей между ними, после чего поступают на обработку традиционными методами в зависимости от текущих задач.

Зачем это нужно? Мы привыкли к тому, что компьютеры, как правило, работают со структурированными и формализованными данными. Это могут быть базы данных с таблицами и полями, электронные формы и карточки объектов, тексты программ на формальных языках и инструкции (программы) в машинных кодах. Вместе с тем, для человека наиболее естественной формой представления информации является естественный язык, то есть применительно к компьютеру, это записанный в документ текст. Какие возможности по обработке текста нам предоставляют современные информационные средства? Это, прежде всего, хранение, передача, поиск и проверка орфографии. Но все эти сервисы относятся непосредственно к текстовому представлению (символам, в лучшем случае – словам и фразам), а не к информации, которая в этих текстах содержится! В итоге складывается ситуация, когда в организации накоплен значительный объем текстовых документов, но информация, содержащаяся в них, не доступна для обработки классическими автоматизированными средствами. Семантический анализ текстов позволяет эффективно использовать эти информационные ресурсы для решения различных задач.

Как это работает?

Лингвистический процессор выполняет обработку полнотекстовой информации в соответствии со следующими этапами:

На этапе графематического анализа текст разбивается на отдельные образцы специальных типов: «слово в кавычках», «слово», «знак пунктуации», «блок чисел», «блок буквенно-цифровой» и т.д.

На этапе морфологического анализа для каждого слова записывается его порядковый номер в тексте, начальная форма, часть речи, форма, в которой слово встретилось в тексте, морфологические признаки. Результатом морфологического анализа является сеть, состоящая из отдельных лексем с порядковым номером в тексте.

В процессе синтаксического анализа выявляется структура предложения и зависимости между его членами (словами).

Выделение фактографической информации заключается в выделении словарных понятий, разборе объектов предметной области и создании связей между выделенными объектами.

Что является результатом разбора? Результатом работы Лингвистического процессора является набор объектов и связей между ними, который традиционно представляют в виде так называемой фактографической (семантической) сети.

Данная форма визуализации является удобной и естественной для дальнейшей работы пользователя с выделенной информацией. Такой интерфейс интуитивно понятен и не требует длительного освоения и обучения.

Каждый объект имеет набор атрибутов, заданных в рамках описания предметной области. Атрибуты – это характеристики объекта, например, «Имя», «Фамилия» и «Дата рождения» для объекта «Человек».

Связь имеет смысловую окраску и тип.

Как это можно использовать? Основные применения Лингвистического процессора описаны.

Входные данные, как правило, поступают из следующих источников:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong