ПР — рефлексия социологии
Е.Ф.Коханов
Сегодня в успешной работе служб по связям с общественностью нуждаются не только быстро развивающиеся экономические и политические объекты. Эффективный, действенный PR нужен еще и самому феномену современности — паблик рилейшнз. Достойное позиционирование PR, соотнесенное с его родовым понятием — одно из настоятельных требований нашего времени.
Социология, имея свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, на основе уже имеющегося знания дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, свое представление о человеческой деятельности. Речь идет не о подмене классическими знаниями сущности развивающейся науки PR. Это процесс взаимного обогащения научного знания, общая тенденция развития процессов познания объективного и субъективного мира.
Социальные науки всегда занимали важное место в практической деятельности различных PR-структур и становлении теоретической базы нарождающейся науки PR.
Однако задача сегодняшнего дня стоит значительно шире, чем простое вкрапление социальных инструментов в связи с общественностью. Социальные и психологические отношения органически включены в логику естественно-исторического процесса: производство, обмен, регуляция. Каждый их них представляется механизмом формирования различных видов PR-деятельности, играющих специфическую роль в реализации целей и вклада, который они делают в развитие современного общества. Через социальные категории взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния и взаимоотношения приоткрыть то поле знаний, которое подскажет пути сохранения основополагающих ценностей, составляющих родовое начало PR, их содержательное обогащение за счет появления новых, более гуманных. Такой подход поможет увидеть будущее развитие PR, так как будущее PR и его потенциал неразрывно связаны с потенциалом социума, который определяется уровнем взаимоотношений, которые в нем сложились.
Актуальность проблемы вытекает и из естественного стремления общества видеть в лице специалиста PR профессионала, осознающего социальную ответственность результатов своей деятельности. Теперь уже, исходя из понимания социальной общности как социальной системы взаимосвязанных личностей, взаимоотношения которых строятся на межсубъектной основе, на первый план выступают проблемы методологической основы PR-деятельности. Это даст возможность сформировать понимание социальной деятельности PR как социальной технологии, позволяющей интегрировать в ее теоретическое основание современные позиции личности, теории отношений, установок, доверия и т. д., расширить инструментарий социально-психологической практики PR в рамках гуманистического общественного устройства.
Российские службы PR развиваются в сложных условиях, не имея ни должной теоретической базы, ни общепринятых традиций. С одной стороны, достаточное разнообразие социально-психологических наработок в области поведения человека, социальных и психологических теорий, изучающих механизмы изменения социальных установок, исследования в области психолингвистического и социального характера процесса коммуникации и др.; исследования в области групповой динамики и психологии межгруппового взаимодействия, носящие преимущественно теоретико-методологическую ориентацию и не охватывающие конкретных областей применения различных модификаций PR-деятельности (что большей частью и приводит к отклонению PR от его родового начала). С другой стороны, специальные работы по связям с общественностью, раскрывающие большей частью идеологические, экономические и прагматически-рекламные, маркетинговые аспекты, не затрагивающие зачастую социальные и социально-психологические механизмы PR-взаимодействия.
Анализ развития PR указывает на отсутствие методологической базы, формирующей ядро концептуальной схемы PR-деятельности, позволяющей интегрировать в качестве фундаментального теоретического знания в саму науку PR достижения не только социальных, но и других смежных с ними гуманитарных наук. Отсутствие такой методологии зачастую превращает PR в другие формы деятельности, отличные от его родовой природы.
Данные выводы привели к необходимости разработки методологической основы PR-деятельности, исходя из понимания социальной общности как социальной системы взаимосвязанных личностей, взаимоотношения которых строятся на межсубъектной основе. Это послужило достаточным основанием для формирования нового концептуального взгляда на PR как специфического образования различных взаимодействующих групп, вплетенных в сеть межгрупповых отношений социальной системы в процессе осуществления его жизнедеятельности. Представляется продуктивным положить в основу такого концептуального подхода принцип системности, подчеркивающий необходимость исследования социального через анализ межгрупповых отношений в соотнесении с диалектикой общих процессов, обеспечивающих целенаправленное движение социальной системы, в которую PR включен как участник взаимодействия.
Похожие статьи
