ПР — рефлексия социологии

12 января 2010
от

Е.Ф.Коханов

Сегодня в успешной работе служб по связям с общест­венностью нуждаются не только быстро развивающиеся экономи­ческие и политические объекты. Эффективный, действенный PR нужен еще и самому феномену современности — паблик рилейшнз. Достойное позиционирование PR, соотнесенное с его ро­довым понятием — одно из настоятельных требований нашего времени.

Социология, имея свое видение объек­тивного и субъективного в общественных процессах, на основе уже имеющегося знания дает свою интерпретацию общественно­го сознания и поведения людей, свое представление о человечес­кой деятельности. Речь идет не о подмене классическими знания­ми сущности развивающейся науки PR. Это процесс взаимного обогащения научного знания, общая тенденция развития процес­сов познания объективного и субъективного мира.

Социальные науки всегда занимали важное место в практичес­кой деятельности различных PR-структур и становлении теорети­ческой базы нарождающейся науки PR.

Однако задача сегодняшнего дня стоит значительно шире, чем простое вкрапление социальных инструментов в связи с общест­венностью. Социальные и психологические отношения органиче­ски включены в логику естественно-исторического процесса: производство, обмен, регуляция. Каждый их них представляется механизмом формирования различных видов PR-деятельности, играющих специфическую роль в реализации целей и вклада, ко­торый они делают в развитие современного общества. Через соци­альные категории взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния и взаимоотношения приоткрыть то поле знаний, которое подска­жет пути сохранения основополагающих ценностей, составляю­щих родовое начало PR, их содержательное обогащение за счет появления новых, более гуманных. Такой подход поможет увидеть будущее развитие PR, так как будущее PR и его потенциал нераз­рывно связаны с потенциалом социума, который определяется уровнем взаимоотношений, которые в нем сложились.

Актуальность проблемы вытекает и из естественного стремле­ния общества видеть в лице специалиста PR профессионала, осо­знающего социальную ответственность результатов своей дея­тельности. Теперь уже, исходя из понимания социальной общно­сти   как  социальной  системы   взаимосвязанных  личностей, взаимоотношения которых строятся на межсубъектной основе, на первый план выступают проблемы методологической основы PR-деятельности. Это даст возможность сформировать понимание со­циальной деятельности PR как социальной технологии, позволяю­щей интегрировать в ее теоретическое основание современные позиции личности, теории отношений, установок, доверия и т. д., расширить инструментарий социально-психологической практи­ки PR в рамках гуманистического общественного устройства.

Российские службы PR развиваются в сложных условиях, не имея ни должной теоретической базы, ни общепринятых тра­диций. С одной стороны, достаточное разнообразие социаль­но-психологических наработок в области поведения человека, социальных и психологических теорий, изучающих механизмы изменения социальных установок, исследования в области психо­лингвистического и социального характера процесса коммуника­ции и др.; исследования в области групповой динамики и психо­логии межгруппового взаимодействия, носящие преимуществен­но теоретико-методологическую ориентацию и не охватывающие конкретных областей применения различных модификаций PR-деятельности (что большей частью и приводит к отклонению PR от его родового начала). С другой стороны, специальные рабо­ты по связям с общественностью, раскрывающие большей частью идеологические, экономические и прагматически-рекламные, маркетинговые аспекты, не затрагивающие зачастую социальные и социально-психологические механизмы PR-взаимодействия.

Анализ развития PR указывает на отсутствие методологичес­кой базы, формирующей ядро концептуальной схемы PR-дея­тельности, позволяющей интегрировать в качестве фундаменталь­ного теоретического знания в саму науку PR достижения не толь­ко социальных, но и других смежных с ними гуманитарных наук. Отсутствие такой методологии зачастую превращает PR в другие формы деятельности, отличные от его родовой природы.

Данные выводы привели к необходимости разработки методо­логической основы PR-деятельности, исходя из понимания соци­альной общности как социальной системы взаимосвязанных лич­ностей, взаимоотношения которых строятся на межсубъектной ос­нове. Это послужило достаточным основанием для формирования нового концептуального взгляда на PR как специфического обра­зования различных взаимодействующих групп, вплетенных в сеть межгрупповых отношений социальной системы в процессе осуще­ствления его жизнедеятельности. Представляется продуктивным положить в основу такого концептуального подхода принцип сис­темности, подчеркивающий необходимость исследования соци­ального через анализ межгрупповых отношений в соотнесении с диалектикой общих процессов, обеспечивающих целенаправ­ленное движение социальной системы, в которую PR включен как участник взаимодействия.

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1