- ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) - http://jarki.ru/wpress -

Виртуальные сообщества как генератор новой социальности

Александр А.Калмыков
(тезисы к докладу на iCamp/StartCamp 2009 )

При оценке социогенности виртуального общения можно исходить их двух предположений.

Первое — все что происходит в сети, то есть все возникающие в ней организованности , по прежнему  реализуют, выдвинутый еще Э.Каппом, принцип органопроекции. Сеть как вещь сделанная руками человека есть проекция человеческих органов, точно так же как и другие вещи: молоток, самолет, телевизор, бомба.  Этот подход в интерпретации Маклюена, хотя он и не использует термин «органнопроекция», приводит к пониманию медиа, как продолжения человеческих органов чувств (модальностей). Прежде всего:  зрения, слуха и осязания.  Сеть как медиа — расширение тактильной и кинестетической модальностей. Они в комбинации с органопроекцией человеческого мозга, составляют  достаточно жутковатое существо, способное  думать и ощупывать  окружающий мир. Однако в этом существе нет ничего внечеловеческого. Следовательно, все что происходит в сети есть продолжение того, что происходит во вне. То есть, он-лайн социальность  есть переведенная офф-лайн социальность. Даже новые виды социопатии, взращенные в сети, всего лишь сетевая форма знакомых посюсторонних от экрана социопатий. Например, многониковость — одна из форм расслоения личности — шизофрении, лудомания — одна из форм наркомании, и так далее. Мы найдем в сети проявления эпилепсии, истерии, аутизма, сексуальных перверсий, короче говоря, всего того, что наблюдалось   психиатрами и психологами задолго до появления интернет.

Второе предположение, основано на том, что принцип органопроекции на сеть уже не распространяется. Ее сложность  привела к качественно-новому скачку, при котором в сети стали образовываться структуры уже не человеческой, а иной природы. В этом случае он-лайн социальность следует рассматривать как иной вид социальности, формирующей отношения и коммуникации иного рода. Причем, не исключена возможность трансляции этих отношений из сети в обыденность и повседневность. В пользу допущения такой возможности говорит, например, культурный феномен — флешь-моп. Классический флешь-моп  это собирание незнакомых  друг с другом людей для занятия бессмысленной деятельностью в неуместном для этого месте. То есть, имеет место проявление трех качеств: некоммуникации, бессмысленности и неуместности. Теоретически такое не могло бы существовать в культуре в принципе, однако существует. Флешь-моп, вряд ли мог бы существовать без интернета и мобильной связи, то есть без сети. В современной сгущено-коммуникативной реальности всякое действие есть слово, а слово есть действие (перфомативное высказывание Д.Остин), следовательно «некоммуникация, бессмысленность и неуместность» тоже высказывание. Но кто спикер?  Очевидно, что не люди, которых собрали по сети и не организаторы. Спикером, стало быть, является сама сеть, которая говорит нам: «Я есть. Я здесь. Я могу модифицировать поведение людей».

Впрочем, это слишком смелый вывод. Однако он заставляет задуматься о том, как сетевое общение влияет, и будет влиять на нормы и ценности  повседневности. То, что даже политики поняли, что сеть сегодня существенный  фактор в политической игре, говорит само за себя. С помощью интернета, Абама, например, разорвал американский семейный политический традиционализм, а Медведев стал активно наращивать политический вес, использую видиоблог и аккаунд в ЖЖ. Политика, таким образом, вошла в сеть, или точнее сеть вошла в политику.

В этом коротком докладе   не представляется возможным провести детальный анализ форм социальности генерируемой сетевым общением и виртуальными сообществами. Кроме того, годятся ли современные методы социологии и социальной психологии для решения этой задачи, или нужны новые методы. Так что может быть и не стоит спешить с разработкой типологий и вскрытием закономерностей. Важнее другое — осознать, что эта проблема действительно назрела, причем не только в теоретическом, но и во вполне практическом ключе. И, конечно же нужно ответить на вопрос какова природа  нетсоциальности, все еще человеческая или уже нет.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong