Краткий обзор о состоянии российского образования в области управления проектами

20 февраля 2010
от

источник: Публикации — Статьи Московского отделения Института управления проектами — Project Management Institute PMI.

Романова М.В.,  вице-президент Московского отделения PMI, к.э.н., доцент, PMP (IPMA),
Руководитель МВА программы Государственного Университета Управления
mr@guu.ru

Успех проектов в решающей степени определяется профессиональными качествами руководителя проекта и их способностью реагировать на постоянно изменяющиеся условия и факторы окружения (политические, технические, финансовые, социальные), на пересечении которых реализуются все этапы жизненного цикла проекта. Руководителем проекта должен быть специалист, способный в качестве «системного интегратора» удовлетворять интересы Заказчика и находить компромисс внутри команды. Противоречивые интересы, которые также необходимо сбалансировать касаются  и процессов управления: от маркетинга и бизнес-планирования до реализации, комплектной поставки и сдачи объектов «под ключ». Руководитель проекта должен использовать специальные методы управления, владеть современными инструментальными средствами и обладать техническими навыками. Как же научиться этому и как стать профессионалом в управлении проектами?

Последнее время образование становится модной темой, особенно в области проектного бизнеса. Структуру образования, что также отражено и в PMBoK, можно разделить на три составляющие: фундаментальное (высшее или МВА), профессиональная переподготовка (тренинги) и саморазвитие (книги, журналы, конференции).

Что касается базового – высшего образования в области управления проектами, то его просто нет в России на сегодняшний день, т.к. в ВУЗах нет такой специальности. Существуют кафедры «Управления проектами», читаются отдельные курсы по данной тематике, чаще всего со спецификой в какой-то конкретной области деятельности (например, строительство, информационные технологии), но самостоятельной академической программы пока не сложилось.

3 года назад 10 российских ВУЗов в качестве эксперимента получили разрешение на создание МВА программ, и сейчас существует 3 программы по управлению инновационными проектами (самое близкое, что есть к управлению проектами). Однако далеко не всегда используется идеология PMI в основе программы, в основном они сфокусированы на управлении технологиями.  К сожалению, далеко не все специалисты по управлению знакомы со стандартами по управлению проектами и тем более, готовы руководствоваться ими в своей деятельности. Разработчики программ базируются обычно на своем личном представлении как должна выглядеть программа, но было бы не плохо обратиться к опыту уже существующих программ, тем более что они были созданы несколько раньше (к примеру в США такие программы существуют более 100 лет, а программы по управлению проектами – 15-20 лет). Поэтому услуги западных университетов остаются востребованными, а те в свою очередь, для привлечения иностранных студентов создают стратегические альянсы, лидерами являются Великобритания, США и Австралия. Например, Массачусетский технологический университет, Беркли, Стэнфорд, Британский Колумбийский университет и еще 22 ВУЗа предлагают свои курсы в онлайновом режиме в едином каталоге (российских ВУЗов, как ни странно, здесь пока нет). Особую активность проявляет Япония, например, 35 университетов в Кито создали комитет для принятия мер по усилению их позиций на внутреннем и внешнем рынке, доля курсов по управлению проектами составляет 35-40.

Другая проблема – оторванность академических программ от практики, обусловленная в первую очередь разными возможностями получения информации: Интернет, сотовая связь и другие. Нордстрем и Риддерстрале (2002) приводят интересные цифры: «Знания у сотрудников в крупных компаниях накапливаются со скоростью, которая не на 100% , а на 10 000% , иными словами — в 100 раз превосходит скорость накопления знаний научными учреждениями». Соответственно появилась новая форма образования — корпоративные университеты, стоимость создания такой программы может составлять 500 тыс. долларов и выше. Особая мода распространяется на дистанционные корпоративные технологии, например, в России «Русский алюминий», «Сибнефть», «Вымпелком», «Юкос» уже выбрали для себя программное обеспечение и на его базе разрабатывают виртуальную систему обучения.

Как создавались такие программы? Сначала были курсы, на которых читались лекции и практические занятия: для среднего звена, руководителей и специалистов. Затем содержание курсов выкладывалось прямо на сайт корпорации, и, наконец, это новшество доходило до рабочих мест сотрудников компании любого уровня. Основная идея заключалась в том, чтобы работник, столкнувшийся с той или иной проблемой, через центры компьютерного обучения и информации мог бы получить исчерпывающие разъяснения в базе знаний корпорации.

За последние 13 лет в Соединенных Штатах число корпоративных университетов выросло с 400 до более 2000. Такие данные приводит Джинни Мейстер, основатель и президент Corporate University Exchange, нью-йоркской консалтинговой фирмы, специализирующейся в области корпоративного обучения. Если эти темпы сохранятся в течение ближайших 10 лет, корпоративных университетов станет больше, чем традиционных вузов, считает Мейстер.

Тем не менее корпоративные университеты, естественно, существуют в тесной взаимосвязи с университетами академическими. Это делает «фирменный» вуз уникальным сплавом науки и корпоративной практики.

Профессиональная подготовка – курсы повышения квалификации и тренинги – это достаточно простая и практически ориентированная форма получения знаний и в большей мере навыков. Особенно такая форма актуальна для тех, кто уже имеет базовое образование и хотел бы обновить свои знания или получить некую специализацию. Практически все курсы по управлению проектами построены на основе Руководства к Своду Знаний по Управлению Проектами (PMBOK), отражают процессы и/или области знаний по управлению проектами и представлены достойными профессионалами в этом бизнесе. На российском рынке таких компаний порядка 15 и выбор зависит от ваших личных предпочтений. Следующий шаг — сертификация как подтверждение соответствующего уровня знаний и опыта менеджера проектов.

К сожалению, в настоящее время найти какие-либо обучающие материалы, учебные пособия, статьи по управлению проектами не так просто. Обладающие ценностью издания представлены, скорее всего, на английском языке. В нашей стране издаваемая литература носит больше теоретический характер, являясь результатом диссертационных или научных исследований или переводом англоязычных, да к тому же их не так много пока. Изучение статей и мнений профессионалов позволяет составлять какое-то представление о том, что происходит в мире управления проектами, но, естественно, весьма приблизительное.

Итак, для чего же мы учимся? Чтобы получать больше денег, подняться по карьерной лестнице, стать профессионалами или доказать, что мы уже профессионалы? Чем же все заканчивается — сертификационным экзаменом и все, или что-то есть дальше. Творческий поиск, обмен опытом с коллегами, изучение исследований и статей о последних достижениях в области управления проектами, именно это и есть те возможности для развития себя как профессионала и апробации новых подходов и идей. Участие в профессиональных ассоциациях и представление собственных взглядов на симпозиумах, ежегодных собраниях PMI, конференциях и получения обратной связи также помогает осознать в каком направлении развиваться и определить направления для последующего исследования, которое в свою очередь может стать базой для создания тренинга, курса и далее, дорасти до самостоятельной образовательной программы.

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1