СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
Продолжение…
Под коммуникацией (социальной коммуникацией) следует понимать эффективное синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов (людей и (или) их общностей), сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) имеющей для них смысл информации (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме).
Отличительными чертами коммуникации являются:
- наличие двух и более социальных субъектов (людей, их общностей), участвующих в процессе передачи — приема информации;
- наличие сообщения, содержащего в закодированном виде социально (индивидуально) значимую информацию.
Таким образом, социальная коммуникация – это взаимодействие двух и более социальных субъектов, содержание и результат которого составляет перемещение информации (социально значимых смыслов в закодированной форме) от одного субъекта (субъектов) к другому (другим).
Обязательный атрибут коммуникации — совместное наличие фактов передачи и приема информации (сообщения).
Объектом социальной коммуникации в данном случае будет выступать социально (или индивидуально) значимая информация, процессом социальной коммуникации – процессы, связанные с динамикой данной информации в ходе ее движения от одних субъектов к другим (создание сообщения, кодирование, передача, декодирование, восприятие, реакция, обратная связь и т.п.).
Субъектами социальной коммуникации могут выступать люди, их общности, социальные организации и социальные институты.
Напомним, что простейшую, но эффективную модель коммуникации, используемую учеными и практиками до настоящего времени предложил Харольд Лассвелл. Он писал: «Лучший способ описать коммуникацию – это отыскать ответы на следующие вопросы
1. Кто сообщает? (Источник — source).
2. Что сообщается? (Сообщение — message).
3. По какому каналу передается информация? (Канал – channel).
4. Кому сообщается? (Получатель, аудитория – receiver).
5. Каков эффект сообщения?.(Эффект – effect).
Лассвелл сформулировал все эти вопросы в одном предложении: «Who says What in Which Channel to Whom and with What Effect?»011 .
Данная модель получила раскрывает простейшую структуру социальной коммуникации в виде
источник —> сообщение —> канал —> получатель —> эффект.
В английской, собственно Лассвелловской версии эта схема имеет вид :
Source —> Message —> Channel —> Receiver —> Effect
Ее сокращенно обозначают SMCRE.
Более сложную технологическую модель социальной коммуникации, называемую трансакционной моделью, предложил А.Тан. Ее мы рассмотрим позже.
Похожие статьи

Г-ну: Гавра Дмитрию Петровичуdg@dg2557.spb.edu
Заведующему кафедрой теории коммуникации,
доктору социологических наук
профессор Санкт-Петербургского государственного университета
тел: (812) 329-94-60
е-mail:
Тема: Приглашение для получения сборника «История Новой России. Очерки. Интервью»
Уважаемый Дмитрий Петрович
В рамках проекта «Уроки девяностых» под эгидой Фонда Ельцина издан трехтомный сборник «История новой России. Очерки. Интервью.» (сайт сборникаhttp://www.ru-90.ru/ )
Полагаем, что эти книги могут быть полезными в вашей работе. Один комплект может быть получен бесплатно Вами или вашим сотрудником в Леонтьевском Центре по адресу: 7 Красноармейская дом 25, 2-ой этаж
(СПРАВКИ с 16.00 до 18.00 по Тел. Издательства Норма:
(812) 712 67 73, ответственное лицо Маргарита Львовна Филиппова).
С уважением
Директор проекта П. С. Филиппов