СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

28 февраля 2010
от

Продолжение…

Под коммуникацией (социальной коммуникацией) следует понимать эффективное синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов (людей и (или) их общностей), сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) имеющей для них смысл информации (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме).

Отличительными чертами коммуникации являются:

  1. наличие двух и более социальных субъектов (людей, их общностей), участвующих в процессе передачи — приема информации;
  2. наличие сообщения, содержащего в закодированном виде социально (индивидуально) значимую информацию.

Таким образом, социальная коммуникация – это взаимодействие двух и более социальных субъектов, содержание и результат которого составляет перемещение информации (социально значимых смыслов в закодированной форме) от одного субъекта (субъектов) к другому (другим).

Обязательный атрибут коммуникации — совместное наличие фактов передачи и приема информации (сообщения).

Объектом социальной коммуникации в данном случае будет выступать социально (или индивидуально) значимая информация, процессом социальной коммуникации – процессы, связанные с динамикой данной информации в ходе ее движения от одних субъектов к другим (создание сообщения, кодирование, передача, декодирование, восприятие, реакция, обратная связь и т.п.).

Субъектами социальной коммуникации могут выступать люди, их общности, социальные организации и социальные институты.

Напомним, что простейшую, но эффективную модель коммуникации, используемую учеными и практиками до настоящего времени предложил Харольд Лассвелл. Он писал: «Лучший способ описать коммуникацию – это отыскать ответы на следующие вопросы

1. Кто сообщает? (Источник — source).

2. Что сообщается? (Сообщение — message).

3. По какому каналу передается информация? (Канал – channel).

4. Кому сообщается? (Получатель, аудитория – receiver).

5. Каков эффект сообщения?.(Эффект – effect).

Лассвелл сформулировал все эти вопросы в одном предложении: «Who says What in Which Channel to Whom and with What Effect?»011 .

Данная модель получила раскрывает простейшую структуру социальной коммуникации в виде

источник —> сообщение —> канал —> получатель —> эффект.

В английской, собственно Лассвелловской версии эта схема имеет вид :

Source —> Message —> Channel —> Receiver —> Effect

Ее сокращенно обозначают SMCRE.

Более сложную технологическую модель социальной коммуникации, называемую трансакционной моделью, предложил А.Тан. Ее мы рассмотрим позже.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

Один ответна «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ »

  1. Г-ну: Гавра Дмитрию Петровичу
    Заведующему кафедрой теории коммуникации,
    доктору социологических наук
    профессор Санкт-Петербургского государственного университета
    тел: (812) 329-94-60
    е-mail: dg@dg2557.spb.edu

    Тема: Приглашение для получения сборника «История Новой России. Очерки. Интервью»

    Уважаемый Дмитрий Петрович

    В рамках проекта «Уроки девяностых» под эгидой Фонда Ельцина издан трехтомный сборник «История новой России. Очерки. Интервью.» (сайт сборника http://www.ru-90.ru/ )
    Полагаем, что эти книги могут быть полезными в вашей работе. Один комплект может быть получен бесплатно Вами или вашим сотрудником в Леонтьевском Центре по адресу: 7 Красноармейская дом 25, 2-ой этаж
    (СПРАВКИ с 16.00 до 18.00 по Тел. Издательства Норма:
    (812) 712 67 73, ответственное лицо Маргарита Львовна Филиппова).

    С уважением
    Директор проекта П. С. Филиппов

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1