СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

28 февраля 2010
от

Продолжение…

Рассмотрим основные характеристики социально-коммуникативной технологии как специфического вида социальной технологии.

Как и в каждой социальной технологии в широком смысле объектом социально-коммуникационной технологии являются социальное пространство и социальное время, управление которыми осуществляется посредством целенаправленной системно организованной социальной коммуникации.

При этом имеются в виду все четыре измерения социального пространства, о которых речь шла выше – процессно-структурное, уровневое, субъектное и нормативно- ценностное, а также все потенциально возможные измерения социального времени.

В узком прикладном смысле объектом социально-коммуникативной технологии является подсознание, сознание и поведение социальных субъектов, (все компоненты в совокупности, их определенная комбинация или каждый отдельно), управление которыми осуществляется через целенаправленную системно организованную социальную коммуникацию. 012

Предметом социально-коммуникативной технологии выступает организованный на базе социальных коммуникаций целенаправленный системный процесс управления социальным пространством и социальным временем для решения определенной социально значимой задачи.

Таким образом, сама социальная коммуникация как процесс в рамках развиваемого методологического подхода не является ни объектом, ни предметом социально- коммуникативной технологии. Это инструмент, средство, с помощью которого осуществляется управление сознанием и поведением людей для решения социально значимых задач. Но в тоже время, поскольку сам это инструмент имеет сложную структуру и комплексный характер, в рамках коммуникативных технологий разных типов социальная коммуникация в целом и отдельные ее компоненты способны выступать и выступают в качестве объектов управления.

В качестве социальных субъектов, реализующих СКТ, могут выступать:

  • социальные общности (как правило, общности классического типа – социальные группы);
  • социальные организации;
  • социальные институты.

Понимаемая в широком смысле социально-коммуникативная технология выступает как единство определенного плана, программы практической деятельности и самой деятельности по реализации этой программы. В узком смысле под СКТ может пониматься либо только программа взаимоувязанных действий (процедур и операций) по использованию социальных коммуникаций для достижения заданного социально значимого результата) либо собственно совокупность действий по реализации данной программы.

Под социально-коммуникативной технологизацией (далее СК- технологизацией) понимается процедура разработки социально-коммуникативной технологии управления социальным процессом (процессами), связанным с решением определенной задачи.

Объектами СК-технологизации являются социальные коммуникации между социальными субъектами, значимыми для решения конкретной социально значимой задачи и коммуникативные параметры этих субъектов.

Субъекты СК-технологизации – это субъекты управления, имеющие потребность в разработке и внедрении СК-технологий и реализующие эту потребность на практике. Первичные субъекты СК-технологизации – рекламные и PR-агентства, PR-службы и отделы, редакции СМИ, подразделения психологических операций военных штабов и спецслужб, научные и проектные организации, творческие коллективы, и др., разрабатывающие социально-коммуникативные технологии. Вторичные субъекты СК-технологизации – социальные организации, реализующие на практике разработанные первичными субъектами технологические проекты. Возможно совпадение первичных и вторичных субъектов технологизации. Это, например, могут быть PR-агентства и PR-службы, редакции СМИ и т.п. Возможны и ситуации, когда первичные и вторичные субъекты СК-технологизации разделены.

Условия СК-технологизации:

  • объект СК-технологизации обладает сложной внутренней структурой, набором элементов и связей между ними;
  • субъекту СК-технологизации в той или иной степени известно внутренне строение объекта, характеристики связей между элементами и закономерности его функционирования как целого;
  • субъект СК-технологизации способен построить модель объекта и на этой основе формализовать процессы, происходящие в нем, представив их в виде процедур, операций и показателей.

Наиболее общие признаки СК-технологизации:013

  • целенаправленность;
  • структуризация, разграничение, разделение объекта на элементы, операции, этапы, стадии, фазы;
  • координация и поэтапность действий;
  • однозначность выполнения процедур и операций.

СКТ, как и любая социальная технология всегда представляет собой определенный воспроизводящийся технологический цикл – конечную последовательность процедур и операций.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

Один ответна «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ »

  1. Г-ну: Гавра Дмитрию Петровичу
    Заведующему кафедрой теории коммуникации,
    доктору социологических наук
    профессор Санкт-Петербургского государственного университета
    тел: (812) 329-94-60
    е-mail: dg@dg2557.spb.edu

    Тема: Приглашение для получения сборника «История Новой России. Очерки. Интервью»

    Уважаемый Дмитрий Петрович

    В рамках проекта «Уроки девяностых» под эгидой Фонда Ельцина издан трехтомный сборник «История новой России. Очерки. Интервью.» (сайт сборника http://www.ru-90.ru/ )
    Полагаем, что эти книги могут быть полезными в вашей работе. Один комплект может быть получен бесплатно Вами или вашим сотрудником в Леонтьевском Центре по адресу: 7 Красноармейская дом 25, 2-ой этаж
    (СПРАВКИ с 16.00 до 18.00 по Тел. Издательства Норма:
    (812) 712 67 73, ответственное лицо Маргарита Львовна Филиппова).

    С уважением
    Директор проекта П. С. Филиппов

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1