Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) справка

1 марта 2010
от

«Любая идея об управлении чем-то, сегодня еще не управляемом, воспринимается спокойно: найдем средства управления, будем управлять. И только идея управления процессом творчества, как правило, вызывает резкое сопротивление».

Известная Не известная
Задачи
Решения

 

Ситуация +
1. И задача и решение известны Быстрый результат Стериотипизация мышления разработчика, отторжение тривиального решения заказчиком
2. Задача известна, а решение нет Новый метод как побочный продукт, Негарантированный результат по времени
3. Задача новая, но решается известными средствами Быстрый результат и расширения класса решабельных задач, усиление метода Стериотипизация мышления разработчика
4. И задача новая и известные решения к ней не подходят Новый класс задач и новый класс методов,
Полный креатив
Сложность, трудоемкость, высокие требования к профессионализму, не гарантированный результат

Краткая справка о классическом ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась в 60-х годах в СССР.
Основателем теории являлся Г.С. Альтшуллер (15.10.1926 — 24.09.1998) – писатель-фантаст, инженер, изобретатель.

ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией. ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.

В ТРИЗ в качестве главного направления впервые стало изучение и использование в изобретательстве законов развития технических систем.

Основным инструментом ТРИЗ являлся Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию.

В АРИЗ используется ряд творческих инструментов. К ним относятся:

  1. Таблица устранения технических противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.
  2. Стандарты решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.
  3. Вещественно – полевой анализ. Определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе вепольного анализа были расширены стандарты решения задач.
  4. Указатель физических эффектов. Описаны наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач.
  5. Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач. Примерами таких методов являются Метод маленьких человечков, Мозговой штурм, Морфологический анализ, Оператор РВС.

Приемы устранения противоречий

  1. Принцип дробления
    1. разделить объект на независимые части;
    2. выполнить объект разборным;
    3. увеличить степень дробления объекта.
  2. Принцип вынесения
    1. отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство);
    2. выделить единственно нужную часть (нужное свойство).
  3. Принцип местного качества
    1. перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;
    2. разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;
    3. каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.
  4. Принцип асимметрии
    1. перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;
    2. если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.
  5. Принцип объединения
    1. соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
    2. объединить во времени однородные или смежные операции.
  6. Принцип универсальности
    1. объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.
  7. Принцип «матрешки»
    1. один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.;
    2. один объект проходит сквозь полости в другом объекте.
  8. Принцип антивеса
    1. компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой;
    2. компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил).
  9. Принцип предварительного антидействия
    1. заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям;
    2. если по условиям задачи необходимо совершить какое то действие, надо заранее совершить антидействие.
  10. Принцип предварительного действия
    1. заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);
    2. заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.
  11. Принцип «заранее подложенной подушки»
    1. компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.
  12. Принцип эквипотенциальности
    1. изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.
  13. Принцип «наоборот»
    1. вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
    2. сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся;
    3. перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его.
  14. Принцип сфероидальности
    1. перейти от прямолинейных частей к криволинейным от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;
    2. использовать ролики, шарики, спирали;
    3. перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.
  15. Принцип динамичности
    1. характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
    2. разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;
    3. если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.
  16. Принцип частичного или избыточного действия
    1. если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить «чуть меньше» или «чуть больше» — задача при этом существенно упростится.
  17. Принцип перехода в другое измерение
    1. трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;
    2. использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;
    3. наклонить объект или положить его «на бок»;
    4. использовать обратную сторону данной площади;
    5. использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади.
  18. Использование механических колебаний
    1. привести объект в колебательное движение;
    2. если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);
    3. использовать резонансную частоту;
    4. применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;
    5. использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями.
  19. Принцип периодического действия
    1. перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсвому);
    2. если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;
    3. использовать паузы между импульсами для другого действия.
  20. Принцип непрерывности полезного действия
    1. вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);
    2. вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);
  21. Принцип проскока
    1. вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
  22. Принцип «обратить вред в пользу»
    1. использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;
    2. устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами;
    3. усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
  23. Принцип обратной связи
    1. ввести обратную связь;
    2. если обратная связь есть, изменить ее.
  24. Принцип «посредника»
    1. использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;
    2. на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
  25. Принцип самообслуживания
    1. объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции;
    2. использовать отходы (энергии, вещества).
  26. Принцип копирования
    1. вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;
    2. заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
    3. если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым.
  27. Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности
    1. заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).
  28. Замена механической системы
    1. заменить механическую схему оптической, акустической или «запаховой»;
    2. использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом;
    3. перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру;
    4. использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами.
  29. Использование пневмоконструкций и гидроконструкций
    1. вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие;
    2. использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.
  30. Использование гибких оболочек и тонких пленок
    1. вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки;
    2. изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.
  31. Применение пористых материалов
    1. выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. д.);
    2. если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом.
  32. Принцип изменения окраски
    1. изменить окраску объекта или внешней среды;
    2. изменить степень прозрачности объекта или внешний среды.
  33. Принцип однородности
    1. объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).
  34. Принцип отброса и регенерации частей
    1. выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т. д ) или видоизменена непосредственно в ходе работы;
    2. расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе работы.
  35. Изменение физико — химических параметров объекта
    1. изменить агрегатное состояние объекта;
    2. изменить концентрацию или консистенцию;
    3. изменить степень гибкости;
    4. изменить температуру.
  36. Применение фазовых переходов
    1. использовать явления возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.
  37. Применение теплового расширения
    1. использовать тепловое расширение (или сжатие) материалов;
    2. использовать несколько материалов с разными коэффициентами теплового расширения.
  38. Применение сильных окислителей
    1. заменить обычный воздух обогащенным;
    2. заменить обогащенный воздух кислородом;
    3. использовать озонированный кислород;
    4. заменить озонированный кислород (или ионизированный) озоном.
  39. Применение инертной среды
    1. заменить обычную среду инертной;
    2. вести процесс в вакууме.
  40. Применение композиционных материалов
    1. перейти от однородных материалов к композиционным.

Морфологический анализ

Известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему.
  2. Определить важнейшие элементы объекта.
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Занести их в таблицу.
  5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
  6. Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: «Методы менеджмента качества», No1, 2003.

Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации. Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Цель метода

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода

  1. Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
  2. Групповой процесс выдвижения идей.
  3. Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
  4. Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
  5. Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

План действий

  1. Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
  2. Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  3. Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  4. Строго выполнять правила мозгового штурма.
  5. После окончания заседания «генераторов» идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Правила проведения мозгового штурма

  1. Количество идей предпочтительнее качества.
  2. Критика идей на этапе генерации запрещена.
  3. В группе генерации идей не должно быть начальства.
  4. Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  5. Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  6. Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  7. Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  8. Идеи излагайте кратко.
  9. Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  10. При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

  1. Подготовка
    1. Назначение ведущего.
    2. Подбор участников для рабочих групп.
    3. Подбор фактического материала.
    4. Обучение и инструктаж участников.
    5. Обеспечение деятельности участников.
  2. Выдвижение идей
    1. Уточнение задачи.
    2. Генерация идей.
    3. Проработка и развитие наиболее ценных идей.
    4. Запись предложений.
    5. Редактирование списка идей.
  3. Оценка и отбор идей
    1. Уяснение проблемы.
    2. Определение критериев оценки.
    3. Классификация и оценка идей.
    4. Развитие идей на основе анализа.

Достоинства

  1. Легкость освоения и простота в обращении.
  2. Незначительные затраты времени на проведение.
  3. Универсальность метода.
  4. Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки

  1. Решение относительно простых задач.
  2. Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.
  3. Нет гарантии нахождения сильных идей.

Метод маленьких человечков

Этот метод широко применяется в ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  1. Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
  2. Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
  3. Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Методы поиска новых идей и решений. Оператор РВС

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин

Оператор РВС (размер, время, стоимость) может применяться в различных областях человеческой деятельности при решении различных задач. Один из инструментов Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) – инструмент управления психологическими факторами.

Цель

Уменьшить психологическую инерцию, расшатав привычное представление об объекте, навязанное условиями задачи. Облегчить работу по алгоритму решения изобретательских задач.

Суть

Оператор РВС снижает психологическую инерцию мышления путем мысленного изменения параметров объекта. Это позволяет взглянуть на объект по-новому, увидеть ранее не замечаемые свойства и возможности объекта и способствует перестройке условий задачи.

План действий

  1. Мысленно уменьшить размеры объекта от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  2. Мысленно увеличить размеры объекта от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?
  3. Мысленно уменьшить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  4. Мысленно увеличить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?
  5. Мысленно снизить стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
  6. Мысленно повысить стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?

Результат

С помощью оператора РВС можно получить несколько необычных направлений для решения, ходя иногда он дает неожиданные идеи.

Достоинства

Организует активное мышление. Моделирует возможные изменения и дает представление о возможных принципах реализации рассматриваемой функции.

Недостатки

Не содержит достаточно четких процедур решения задач.

Помните! Оператор РВС – это своего рода психологическая подготовка, помогающая настроиться, уловить и принять неожиданные идеи.

Правила

  1. У каждого объекта несколько основных размеров. Не обязательно изменять все размеры.
  2. После того как найдена новая идея, надо вернуться к исходным размерам и изменить эту идею так, чтобы она годилась и при нормальных размерах объекта.
  3. Это же правило относится ко времени процесса (или скорости движения объекта), стоимости (допустимым затратам).
  4. Оператор РВС резко меняет привычное представление об объекте. Он ведет к фантастическим, бредовым идеям – не надо их исключать.
  5. Не спешите! Мысленные операции надо вести спокойно, приглядываясь ко всему новому и неожиданному.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА)

Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.

Классический ФСА имеет три англоязычных названия-синонима – Value Engineering, Value Management, Value Analysis.

Задачи и цели ФСА

Функционально-стоимостный анализ – методология непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.

Основоположники идеи ФСА:

Лоуренс Д. Майлс (США) 1947 г. – организация в компании «Дженерал электрик» группы по созданию нового метода.
1949 г. – первая публикация о методе.

Соболев Юрий Михайлович (Россия) — 1948 г. – первый успех в применении метода поэлементного анализа на Пермском телефонном заводе.
1949 г. – первая заявка на изобретение, в основе которого лежал новый метод.

Основные идеи ФСА

  1. Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования.
  2. Потребитель стремится сократить свои затраты.
  3. Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.
  4. Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя.

ФСА как практическая составляющая системы менеджмента качества

Система ФСА полностью соответствует 8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов семейства ИСО 9000.

Основные принципы менеджмента качества по ИСО 9000 Основные принципы ФСА
1. Ориентация на потребителей.
Организации зависят от своих потребителей, поэтому они должны знать и понимать их потребности, которые существуют в настоящий момент, а также могут возникнуть в будущем, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
1. Ориентация на потребителей.
Методология ФСА занимается совершенствованием потребительной стоимости продукции – главным показателем степени ее соответствия запросам и ожиданиям потребителя.
2. Роль руководства.
Руководители добиваются единства целей и направлений развития организации. Они должны создавать внутреннюю среду организации, которая позволяет сотрудникам быть в полной мере вовлеченными в достижение целей организации.
2. Роль руководства.
Общее руководство организацией и проведением ФСА принадлежат высшему руководству предприятия.
3. Вовлечение сотрудников.
Сотрудники всех уровней составляют основу каждой организации, их полное вовлечение дает возможность организации использовать их способности с максимальной выгодой.
3. Вовлечение сотрудников.
На предприятии организуется многоуровневое обучение персонала в области ФСА, осуществляется популяризация метода.
4. Подход как к процессу.
Желаемый результат достигается наиболее эффективным способом, когда соответствующими видами деятельности и необходимыми для нее ресурсами руководят и управляют как процессом.
4. Подход как к процессу.
Функционально-стоимостный анализ рассматривается как непрерывный процесс совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур.
5. Системный подход к менеджменту.
Идентификация взаимосвязанных процессов, их понимание, руководство и управление ими как единой системой способствует результативности и эффективности деятельности организации при достижении ею своих целей.
5. Системный подход к менеджменту.
Функционально-стоимостный анализ представляет собой систему взаимоувязанных организационных мер и методических средств, направленных на непрерывное совершенствование, как продукции, так и самого предприятия.
6. Постоянное улучшение.
Неизменной целью организации является непрерывное улучшение всей ее деятельности.
6. Постоянное улучшение.
Организация и проведение работ по ФСА на предприятии являются постоянным видом деятельности и строятся на основе внедренной на предприятии нормативно-технической документации.
7. Принятие решений, основанное на фактах.
Эффективные решения базируются на анализе данных и информации.
7. Принятие решений, основанное на фактах.
Функционально-стоимостный анализ базируется на современных методах и средствах анализа, поиска и принятия решений.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики зависят друг от друга. Если их отношения способствуют взаимной выгоде обеих сторон, то их способность создавать ценности повышается.
8. Системный и комплексный подход к проведению исследований.
Функционально-стоимостный анализ в своих исследованиях применяет системный и комплексный подходы.

ФСА в маркетинге

Использование ФСА при проведении маркетинговых исследований существенным образом повышает достоверность полученных результатов. Методология ФСА позволяет определять наиболее объективный показатель конкурентоспособности продукции – соотношение цены и качества, и сопоставлять его с показателями конкурентов.

Методические основы ФСА

ФСА – системное рассмотрение функций совершенствуемых объектов и затрат на получение этих функций.

Основным критерием совершенства (конкурентоспособности) объекта с позиции ФСА является его потребительная стоимость, определяемая соотношением полезности (качества) и цены.

Методы и средства ФСА

  1. Методы описания и анализа функций.
  2. Методы анализа затрат.
  3. Методы оценки потребительной стоимости.
  4. Методы постановки и решения задач,
  5. Методы оценки полученных решений

Основные цели мероприятий public relations

•    ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ PR-объекта;

•    ВОЗВЫШЕНИЕ имиджа (или: «управление репутацией»);

•    АНТИРЕКЛАМА (или: снижение имиджа, «черный PR»);

•    ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ;

•    КОНТРРЕКЛАМА (или «отмыв»).

Иные многочисленные задачи: прогнозирование кризисов, изучение общественного мнения, создание единого фирменного стиля и фирменных стандартов, исследование эффективности акций, повышение стоимости компании, удержание постоянных Клиентов, работа с персоналом и даже психотерапия руководства и Партнеров (бывает и такое) — всегда подчинены, подсистемны сформулированным выше целям.

Проектирование небанальной PR-акции без осознания ее целей может привести к профессиональным ошибкам.

ПЕРВАЯ ЦЕЛЬ PR: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Позиционирование (от английского position — положение, нахождение, состояние, позиция и т.п.) в PR — это создание и поддержание (воспроизводство) понятного Клиентам образа, имиджа. В данном определении ключевым является словосочетание «понятного Клиентам».

ВТОРАЯ ЦЕЛЬ PR: ВОЗВЫШЕНИЕ ИМИДЖА

После квалифицированно выполненного позиционирования можно перейти к следующей задаче PR: ВОЗВЫШЕНИЮ имиджа (ряд авторов использует термин «управление репутацией»).

ТРЕТЬЯ ЦЕЛЬ PR: АНТИРЕКЛАМА

АНТИРЕКЛАМА всегда имеет целью «снижение» имиджа, уменьшение потока Клиентов, инвестиций, голосов и т.п.

ЧЕТВЕРТАЯ ЦЕЛЬ PR: ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ

Как правило, это комбинация ВОЗВЫШЕНИЯ одного имиджа при СНИЖЕНИИ другого. Или так: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ своего PR-объекта на фоне Конкурентов. Отстройка может быть явной и неявной.

ПЯТАЯ ЦЕЛЬ PR: КОНТРРЕКЛАМА

Здесь речь идет о восстановлении случайно сниженного имиджа. «Случайно», поскольку долго иметь дутый, но «авариеустойчивый» имидж практически невозможно. Главное отличие КОНТРРЕКЛАМЫ: нужно ВОЗВЫШАТЬ уже «уроненный» имидж. Или иначе: КОНТРРЕКЛАМА — восстановление потоков «кредита доверия», питающих личность, фирму и т.п.

PR, в отличие от прямой рекламы — всегда с и с т е м а взаимосогласованных акций.

РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Действительно хорошая идея не только решает конкретную задачу, но и дает универсальный ключ ко многим другим аналогичным задачам.

1. Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система.

2. Проверить, может ли измененная система (или надсистема) применяться по-новому.

3. Использовать полученный ответ при решении других задач:

а) сформулировать в обобщенном виде полученный принцип решения;

б) рассмотреть возможность прямого применения полученного принципа при решении других задач (определить класс решабельных задач);

в) рассмотреть возможность использования принципа, обратного полученному;

г) построить морфологическую таблицу, например, типа «расположение частей — агрегатные состояния изделия» или «использованные поля — агрегатные состояния внешней среды» и рассмотреть возможные перестройки ответа по позициям этих таблиц;

д) рассмотреть изменение найденного принципа при изменении размеров системы (или главных ее частей): размеры стремятся к нулю, размеры стремятся к бесконечности.

ТРИЗ И PR

  1. Любое PR-мероприятие и тем более PR-задачу можно рассматривать как объект, являющийся динамической системой. состоящей из подсистем, и включенной в надсистему.
  2. PR-задача обладает структурой, то есть включает подсистемы и отношения между ними.
  3. PR-задача включена в надсистему, точнее во множество надсистем.
  4. PR-технология как технология решения PR-задачи является надсистемой по отношению к ней.
  5. С другой стороны задача по разработке или оптимизации PR-технологии является надсистемой по отношению к любой PR-технологии.
  6. Отношения над подобны отношению мета.
  7. Ко всем объектам PR применимы метафоры технической системы в понимании ТРИЗ, то есть существует возможность перевода языка ТРИЗ на язык PR и обратно. Это позволяет применять принципы ТРИЗ для решения PR-задач.

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1