ПОЛЕМИКА ИММАНУИЛА КАНТА С ЭМАНУЭЛЕМ СВЕДЕНБОРГОМ

29 апреля 2010
от

(ОТНОШЕНИЕ  КАНТА К ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ  ФИЛОСОФИИ)

Хотинская А.И.

Mы  рассмотpим отношение И. Канта к эзотерической философии на примере полемики его со шведским мистиком-визионером середины XVIII века Эмануэлем Сведенборгом (1688-1772).

Эзотерический (от гр. «esoterikos“ внутренний) — сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный для посвященных. Эзотерическая философия предполагает постижение истины с помощью мистического откровения, непосредственного «единения» с абсолютом. Она тяготеет к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности и выражает себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов.

Полемика И.Канта с Э. Сведенборгом формировалась в русле полемики с немецким мистиком Иоганном Георгом Гаманом, уроженцем Кёнигсберга, который выпустил «Сократические достопримечательности» (1759), посвященные И.Канту  и Беренсу. Главное для Гамана – самопознание. В его достижении разум бессилен, знания – помеха, помочь может только вера, основанная на внутреннем чувстве. В чувственных образах, считает Гаман, «состоит все богатство человеческого познания», выше образа нет ничего. Главный недостаток философии видит Гаман в абстрактности мышления («Мы мыслим слишком абстрактно»). Именно в противоречии, которое запрещает логика, сокрыта истина. Гаман упрекал Канта в том, что тот хотел бы уподобиться Ньютону и стать вардейном (так назывался контролер качества монеты), но в денежном обращении Германии, говорит Гаман, больше порядка, чем в учебниках метафизики: мудрецы еще не изобрели эталона для определения наличия истины в их идеях. По мысли Канта, Гаман сменил лабиринт ученой софистики на сокровенный лабиринт. Стремясь внести в философию опытное знание, Кант написал в 1762 году работу «Исследование очевидности принципов естественной теологии и морали».Гердер, который был учеником Канта, упоминает  его трактат  «Единственное возможное основание для доказательства бытия бога» (1762), однако свое непосредственное отношение к эзотеризму  Кант выразил в работе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» (1766), посвященной  Эмануэлю Сведенборгу. В письмах к Моисею Мендельсону (1766), Марку Герцу (1772) и Шарлотте фон Кноблох Кант дает беглый критический комментарий главного труда Э. Сведенборга «Тайны неба» („Arcana Coelestia“). Кроме того, критика эзотеризма нашла отражение в работе  «Спор факультетов» (1796),  в фундаментальном труде «Критика чистого разума» (1781) и в трактате «Религия в пределах только разума» (1794), где Кант пытается ответить на третий главный вопрос метафизики «На что я смею надеяться?»

Жизненная судьба Канта ставила его перед  необходимостью размышлять о феномене веры и сущности религии, к которым  он относился весьма уважительно.

В раскрытии нашей темы мы в первую очередь будем опираться на работу Канта «Грёзы духовидца, поясненные грёзами метафизики» (1765). Это сочинение  вышло анонимно, но авторство вскоре было открыто, поскольку Кант не скрывал  своего инкогнито. Как отмечает А.В. Гулыга, о Сведенборге Кант узнал от своего бывшего студента, датского офицера. Собирая подробности, сопоставляя свидетельства, Кант написал Сведенборгу, но ответа не получил, хотя ответ был обещан в виде книги. По просьбе Канта его знакомый посетил Сведенборга в Стокгольме, где из уст духовидца услышал историю о том, что бог наделил Сведенборга даром видеть мир духов и общаться с ним. В качестве доказательства шведский мистик  привел два случая из своей практики. Первая история произошла с вдовой голландского посланника, у которой кредиторы мужа требовали квитанцию за  оплаченный серебряный сервиз. Сведенборг, наделенный способностью беседовать с душами умерших, осведомился об уплате и получил ответ, где лежит квитанция. Согласно указаниям Сведенборга, действительно, были найдены указанные бумаги. Другой  описанный случай  показался Канту еще более убедительным. Сведенборг, находясь в гостях в Готенбурге, благодаря своей мистической связи с миром духов стал «очевидцем» пожара, произошедшего в Стокгольме. Известия из Стокгольма, полученные спустя два дня, полностью подтвердили рассказ Сведенборга. Надо отметить, что эти изложения изрядно смутили Канта. В письме к фрейлин  фон Кноблох, обратившейся к нему за разъяснениями, философ именует их  правдоподобными, хотя и поставившими его в тупик. Дата на письме неразборчива. В полном собрании сочинений письмо отнесено к 1763 году. А.В. Гулыга не соглашается с такой датировкой, поскольку уже в гердеровской редакции лекций Канта немецкий философ ставит под сомнение существование мира духов как самостоятельной сферы и возможность коммуникации с ним. Письмо к Шарлотте фон Кноблох выражает озадаченность и удивление перед фактом, подтвержденным столь респектабельными и благоразумными людьми. По-видимому, прав первый публикатор письма Боровский, который считал, что оно написано в 1758 году. Выкроив часть из своих скромных доходов, Кант выписал из Лондона  восьмитомное собрание сочинений шведского мистика,  и подверг его сокрушительной критике в «Грёзах духовидца».

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4

Один ответна «ПОЛЕМИКА ИММАНУИЛА КАНТА С ЭМАНУЭЛЕМ СВЕДЕНБОРГОМ »

  1. Innokentij на 1 мая 2010 из 22:13

    Bravo, Anna!
    Genialno
    Innokentij

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1