Сама по себе такая попытка является источником всех нена­стоящих принципов мышления…

15 мая 2010
от

Федор Иванович Гиренок

Из книги: Аутография языка и сознания. М.: МГИУ, 2010. -247 c. (Серия «Современная русская философия», №5). С.8-11.

Современная философия научилась различать мыслящее и разумное, сознание и интеллект. Это различие позволяет избе­жать примитивных трактовок сознания, а также позволяет избе­жать биологизации антропологического дискурса, когда разго­воры о нейронах сознания замещают понимание проблем созна­ния, а обсуждение проблемы гиппокампа подменяет обсуждение проблемы воображения. Как заметил однажды Выготский, фи­зиология всегда будет пытаться съесть психологию. Я могу лишь добавить, что прожорливая аналитика пытается сегодня проглотить даже саму философию. Примером биологизации фи­лософского дискурса является эволюционная психология, а при­мером натурализации метафизики сознания является теория зер­кальных нейронов Ризолатти, а также теория модулей Линкера. В терминах этой теории нельзя отличить то, что противоречит самому себе, и то, что себе не противоречит, полагая, что проти­воречит себе человек, а не противоречит себе животное.

То, что себе противоречит, обладает сознанием, или, что од­но и то же, способностью быть слабее себя или сильнее себя. То, что себе не противоречит, обладает разумом. У сознания есть два атрибута: воображение и изображение. У разума — один. Вы­числение. Что такое разум? Разум — это вычислительная машина, используя которую можно все сосчитать и измерить. Сознание -это греза, воображение. Можно быть разумным, но немысля­щим, и можно быть мыслящим, но неразумным. Человека обыч­но относили к существам разумным и ошибались, потому что он является мыслящим, но неразумным существом. И эта последняя теза открывает горизонт аутографического исследования в фи­лософии человека. То такое аутография? Это изображение чело­века, построенное так, что оно включает в свою онтологию фе­номен аутизма не как болезнь, не как исключение из нормы, а как первичный синтез жизни человека.

Рассмотрим два примера. В одном из них речь пойдет об обезьяне, которая действует почти как человек. Американские ученые, реализуя амбициозный проект по обучению обезьян языку, научили одну обезьяну рассматривать фотографии. Од­нажды перед ней положили стопку фотографий и попросили изображения людей отложить в одну сторону, а изображения обезьян — в другую сторону. Обезьяна легко справилась с этой задачей, показав наличие у нее интеллекта. Однако свою фото­графию она почему-то положила к изображениям людей, а фото­графии своих родителей — к обезьянам. Это действие, если оно действительно случилось, носит уже не интеллектуальный ха­рактер, а экзистенциальный. Рефлексия, т.е. сравнивание и со­единение представлений, случается, как заметил еще Кант, даже у животных. Правда, у них она носит инстинктивный характер. Поскольку животные не удваивают мир, являясь элементом са­мого этого мира, постольку, я думаю, экзистенциальная версия рефлексии обезьяны скорее всего зародилась в воображении экспериментаторов и затем была приписана обезьяне.

Другой пример относится к человеку, который действует как обезьяна, играя в шахматы с ЭВМ. Для игры в шахматы нужен ум, который не связан с сознанием, то есть для игры нужен ин­теллект. В процессе игры не машина приобретает сознание, что­бы состязаться с человеком, а человек его теряет, уподобляя себя машине. Тем самым проблемой становится вопрос о том, что есть человек и чем он отличается от машины? И не является ли он сам живой машиной? Само понятие человека становится се­годня зыбким и неопределенным.

Вопрос о том, что есть человек, представлен Кантом как са­мый главный вопрос философии. В «Логике» Канта установлена зависимость трех трансцендентальных вопросов, а именно: Что я могу знать? Что я должен делать? И на что я смею надеяться? -от одного простого, как выстрел, не трансцендентального вопро­са: Что есть человек?

На эту зависимость опираются те, кто сомневается в универ­сальном характере философии, кто не верит в возможность мыс­лить мыслимое вне связи с тем, что мыслит человек. Конечно, стремление уподобить философию науке, попытка сделать ее чем-то вроде математики мысли сыграли свою роль в истории философии, породив ряд успешных проектов, таких, как фено­менология. Но объективирующее мышление всякий раз натыка­ется на свой предел, на отсутствие у человека сущности, которая бы показывала себя, не зависимо от действия, обращенного че­ловеком к самому себе. Преданное натуралистическому забвению бытие — это не то, что раскрывает сущность человека, на­против, это человеком раскрываемая сущность.

С осознания этого обстоятельства начался антропологиче­ский поворот в философии. Этот поворот заставил Фуко заявить о том, что философия находится в опасности, что она погружа­ется в сон, навеянный антропологией1. Чтобы спасти ее, Фуко решил мыслить по-новому. Для этого он предложил «разрушить до основания весь антропологический четырехугольник» . Тем самым Фуко восстал против Канта. «В наши дни, — говорил Фу­ко, — мыслить можно лишь в пустом пространстве, где уже нет человека»3. Тем же, кто не желает мыслить без мысли о том, что мыслит именно человек, Фуко противопоставил философический смех. В этом смехе растворилось понимание различия между че­ловеком, животным и машиной. Ведь если мысль мыслится вне связи с тем, кто мыслит, то указанное различие теряет смысл.

На мой взгляд, безмолвному смеху Фуко следует противо­поставить гебефренический смех тех, кто сам для себя устанав­ливает закон, кто не выходит к бытию за пределы самого себя, не пытаясь опереться на некую чистую онтологию.

Сама по себе такая попытка является источником всех нена­стоящих принципов мышления. Тогда как настоящие принципы мышления не выходят за пределы человеческого воображения. Вопреки Фуко, человек — это не тот, кто трудится, не тот, кто го­ворит. Человек — это тот, кто галлюцинирует, создавая из мате­рии галлюцинаций реальность. Человек — это и есть неуловимая иллюзия, обладающая свойством самоактуализации.
‘ Фуко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977. С. 436-438.

2 Там же. С. 437.

3 Там же. С.438.

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1