Будущее монополистов Интернета

16 сентября 2010
от

В первые десять лет XXI в. люди в социальных сетях привыкли строить общение по-новому и доверять мнениям в «Одноклассниках». Бизнес делает новые глобальные интернет-проекты, особо не учитывая специфику локальных аудиторий, социал-медиа-маркетинг (SMM) спутал карты и рекламе, и PR, а социальные сети нарушили монополию интернет-магазинов на торговлю. Куда же дальше заведут нас эти детища Мировой паутины?

Интернет прошел колоссальный путь развития за пару десятков лет, и чтобы оценить его масштабы с исторической точки зрения нужно подождать еще некоторое время. Из-за своей скорости развития такие характеристики сети, как web1.0 и web 2.0 до сих пор не имеют четких определений (по этому вопросу идут споры), а на горизонте уже замаячил web 3.0.

Если все же сделать условное технологическое сравнение, то можно заметить, что первый web — это первые сайты (несколько страниц с информацией, затем — форумы). Второй web обладает расширенным функционалом, причем в случае с социальными сетями расширенным значительно. А третий web — сервисы, которые решают задачи пользователей. Например, задача потребительского выбора и развлечения: подбор джинсов вашего размера и любимого стиля из магазинов на улице, по которой вы сейчас идете, а затем встреча в кафе всех людей, которые именно в этот день купили эту модель джинсов.

Для перехода к web 3.0 уже накоплен серьезный массив информации — анкеты пользователей в социальных сетях, их вкусы и предпочтения. И уже сейчас социальные сети — почти идеальное место для маркетологов в плане работы с потребителем. Конечно, социальные сети интенсивно развиваются, и поэтому маркетинговые знания по работе в них моментально устаревают. Но это лишь делает интернет-маркетологов более значимыми профессионалами на рынке труда.

Второй и третий web‘ы позволяют с аптекарской точностью смотреть за действиями пользователей в социальной сети, в том числе и за их потребительскими предпочтениями, и на основе анализа их действий выстраивать с ними как с потребителями эффективное общение. Громадную часть работы за маркетологов делает Интернет, но все же формировать выигрышную рекламную кампанию, как и нести ответственность за свою работу, может только человек, маркетолог.

SMM восходящего солнца

Несмотря на масштабность социальных сетей, работа по привлечению пользователей в каждой стране, каждом регионе мира обладает своей спецификой. Так, китайские интернет-бизнесмены, невзирая на особенности регулирования Сети в своей стране, смогли добиться потрясающих результатов в развитии локальных социальных сетей. Согласно англоязычной Википедии, 1,5 года назад у ведущей китайской социальной сети Qzone количество пользователей составляло 200 млн. Стоить отметить, что около 10% дохода Qzoneзарабатывает на рекламе, остальная часть — продажи виртуальных товаров. Которые, несомненно, будут неотъемлимой частью интернет-жизни XXI века.

С экономической точки зрения в Китае наблюдается переизбыток населения, поэтому неудивительно появление социальной сети, целевой сегмент которой сложно представить в Росси и, шире, в Рунете — предназначен для рабочих и крестьян. 51.com именно такой, хотя по гламурности главной страницы такое заключение сделать сложно. То, что эта сеть уже помогает общаться 150 млн китайцев, стало фактом.

Китай сделал такой рывок, в первую очередь, благодаря особенностям менталитета. Сервисы в Китае, прежде чем дать пользователям доступ, просят их пригласить в этот же сервис своих родственников, друзей, знакомых. Китайский менталитет адекватно воспринимает данное предложение. В Facebook также есть подобная опция: эта служба периодически предлагает вам познакомить ваших же друзей. Но делает это редко и ненавязчиво.

Продвижение в социальных сетях — реклама или PR?

Существует мнение, что при большом количестве друзей в разных сетях, Twitter, на других сервисах, можно быстро раскрутить любую кампанию. Однако специалисты склоняются к тому, что продвижение в социальных сетях все-таки в большей степени стратегическая задача. Судите сами, социальные сети требуют вовлеченности пользователей. Т.е., разового контакта с потенциальным потребителем не то, что недостаточно, разовый контакт — это ничто. И понятно, что в течение дня бренд не будет вступать в коммуникацию с потребителем несколько раз — это вызовет отторжение. Количество таких актов и время между ними должны быть четко просчитаны. Поэтому SMM нельзя назвать аналогом рекламы, которая может стимулировать продажи в день, когда она несет свой месседж покупателю.

Но в том же время SMM неверно сравнивать и с PR, так как связи с общественностью — еще более стратегический инструмент, который, к тому же, не способствует прямым продажам. Очевидно, социальные сети способствуют продажам, и с каждым месяцев все эффективнее по сравнению с традиционными способами коммуникации, но работа в них ведется на средне- и долгосрочную перспективу.

Такая работа с пользователем позволяет собирать весь масив информации о нем и выстраивать коммуникацию в соответствии с его интересами. Другими словами, пользователь будет видеть те продукты, которые он уже расположен купить. А если производитель хочет продать продукт, неизвестный пользователю, то социальная сеть будет предлагать алгоритм, по которому через определенное время продажа будет осуществлена.

Google уже взялся за формирование этого тренда — его проект OpenSocialпозволяет одновременно создавать приложения для многих социальных сетей. Разработчики приложений получают информацию о пользователях из разных сетей и создают универсальные приложения. Правила OpenSocial уже приняли LinkedIn, Hi5, Ning, Plaxo, Bebo, Six Apart, Friendster и наиболее известный в Рунете MySpace.

«В интернет-продвижении сейчас нужно делать ставку на Twitter, — считает директор веб-компании «Медиасфера» Георгий Кужим. — С увеличением аудитории Twitter, а особенно с включением его в поисковые результаты Google, возможности этого инструмента возрастут. Как следствие, спросом на продвижение продуктов будут пользоваться услуги агентов влияния Интернета. Сейчас, наверное, стоит ожидать роста социальных сетей в мобильных приложениях и адаптации интернет-контента под мобильные устройства. А развитие геолокационных сервисов, пожалуй, самый интересный тренд, на который следует обратить внимание».

Что наша жизнь? Игра!

По мнению директора SECL Никиты Семенова, будущее Интернета за 3D-интерфейсами. Исходя из прогноза, станут рекламными игроками и социальные 3D-сети. Сегодняшний профиль игроков — текст профиля пользователя, фотографии, видеофайлы. Дальше будет больше: можно будет походить по стенам учебного заведения человека, познакомиться с его виртуальными подругами (друзьями), зайти к нему в гости и посмотреть, какие бренды у него в фаворитах. Разумеется, в социальной сети будут свои университеты, а при успешном брендировании их дипломы будут не «легче» стэнфордских.

Отмечая 3D-интернет-тренд нельзя не сказать несколько слов и об играх в социальных сетях. «Веселый фермер» и «Ресторатор» показали, что технологическая тяжесть игры совсем не главный показатель ее популярности. Формат игр 80-90-х прошлого столетия, помещенный в социальные сети, оказался популярным. Следующая фаза — это усовершенствование игр, создание более технологичных вариантов, но не обязательно проработанности деталей — игры будут использовать коммуникативность социальных сетей, главным будет взаимодействие человека с человеком. Ну и как вариант, естественно, свое место займет смешение реального и виртуального 3D-миров.

Делай деньги, социалка

Переводя тему игр в русло монетизации, следует сказать, что заработок денег на играх сегодня выстроен по схеме free-to-play. Человек может спокойно играть, пользуясь определенным набором инструментов, но если он хочет получить безграничный возможности, или, например, покупать «жизни», то за это нужно заплатить. Эта тенденция сохранится и в будущем, в том числе и в 3D-варианте.

Какие еще возможности монетизации социальных сетей будут актуальны в ближайшие год-два? Самый простой и очевидный способ — создать социальную сеть и продать ее. В мире есть компании, которым нужны социальные сети, а, точнее, нужны их базы данных. Обладая своей социальной сетью, можно и проводить успешные рекламные кампании, и делать поиск более эффективным. В частности, ради лучшего поиска задумана социальная сеть Google Me.

Google стал «присматриваться» к социальным сетям еще в 2006 году — тогда же купил YouTube за $1,65 млрд. Другие it- и интернет-гиганты тоже не отставали. В 2007 году Microsoft купила 1,6% социальной сети Facebook за $240 млн. В том же 2007 г. Яндексом была выкуплена социальная сеть МойКруг — эксперты оценивают сумму сделки в $3 млн. 30% первого социального лидера Рунета Odnoklassniki.ru были проданы латвийской компанией Forticom за $10 млн. Как видим, тенденция устойчивая, и данный способ монетизации социальной сети — рабочий.

Вот-вот должна проклюнуться монетизация закрытых социальных сетей, таких, например, как pro2.ru. Такое развитие событий подсказывает и сама логика жизни: сколько существует профессиональных общественных организаций или закрытых клубов, участие в которых предоставляет определенные выгоды! Но за такое комьюнити необходимо вносить ежемесячную или ежегодную плату, естественно, меньшую, чем получаемые выгоды.

«С введением внутренней валюты, например, голосов ВКонтакте, открываются новые возможности для монетизации приложений и продажи товаров и услуг, работы адаптированных под социальные сети интернет-магазинов», — считают в «Медиасфере». По мнению специалистов из этой веб-студии, следующим этапом развития и монетизации будет платный видео-контент, например, онлайн-видео, трансляции концертов или обучающие семинары, онлайн-консультации. Сохранится спрос и на приложения для социальных сетей.

Метки: , , , , , , , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1