ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
Р.Т. Крэйг
(ф-т коммуникации Университета Колорадо, США)
Крейг Р. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика III. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003. C.72-126
Предлагаемое эссе реконструирует теорию коммуникации как диалектико-диалогическую область знания, основываясь на двух принципах: 1) в качестве метамодели принимается конститутивная модель коммуникации, 2) теория рассматривается как метадискурсивная практика. Приводятся доводы в пользу того, что все теории коммуникации, будучи обращены к реальным явлениям жизненного мира, в котором «коммуникация» уже стала многозначным термином, важны по-своему. Каждое направление в теории коммуникации опирается и апеллирует к одним положениям и оспаривает другие. Дополняя друг друга и враждуя друг с другом, они вызывают к жизни теоретический метадискурс, который отчасти совпадает и потенциально обогащает практический метадискурс, используемый в обществе. В предлагаемом подходе к теории коммуникации риторическая, семиотическая, феноменологическая, кибернетическая, социопсихологическая, социокультурная и критическая традиции в том виде, как они сложились на сегодняшний день, различаются определениями коммуникации и коммуникативных проблем, научной лексикой и теми характерными для каждой традиции общими местами, к которым они апеллируют или которые оспаривают. В работе предлагаются единые координаты, в рамках которых проводится обсуждение всех традиций, рассматривается значение теоретической и образовательной деятельности в данной области знания.
Теория коммуникации необыкновенно богата идеями, которые оседают в обозначенных ею границах; недавно появились новые блестящие теоретические работы по коммуникации1. Тем не менее я утверждаю, что несмотря на древние корни и все увеличивающееся число толкований, теории коммуникации как четко определенной области знания пока не существует2.
Складывается впечатление, что мы работаем не в единой теоретической области, а большей частью изолированно. В книгах и статьях по теории коммуникации редко упоминаются другие авторы, работающие в этой же отрасли знания; исключение составляют узко специализированные (междисциплинарные исследования и работы, выполненные в рамках научных школ3. За пределами этих небольших групп между теоретиками коммуникации просто не возникает ни соглашений, ни расхождений
___________
* Печатается по разрешению издательства University Press Oxford. Оформление сносок в соответствии с оригиналом. Отдельные фрагменты первых вариантов этой статьи были представлены в качестве второй Ежегодной лекции по коммуникации в Университете Индианы, Блумингтон, 16 октября 1996 г., а также на ежегодных конференциях Международной коммуникативной ассоциации в Монреале в мае 1997 г. и Национальной коммуникативной ассоциации в Чикаго в ноябре 1997 г.
72
по значительному кругу вопросов. Отсутствует общетеоретический канон, к которому они все могли бы обращаться. Не существует ни общих целей, которые объединяют их, ни спорных вопросов, которые их разъединяют. Вот почему чаще всего они просто игнорируют друг друга4.
В университетах предлагается все больше курсов любого уровня по теории коммуникации, публикуется множество учебников. Но если внимательно вчитаться в содержание этих учебников, становится ясно, что хотя и существует множество теорий коммуникации — в действительности даже слишком много, чтобы эффективно преподавать предмет в рамках одного курса,’— консенсус относительно теории коммуникации как области знания отсутствует.
Андерсон (Anderson, 1996) проанализировал содержание семи учебников по теории коммуникации и выделил 249 различных «теорий», 195 из которых упоминались лишь в одном из семи. То есть только 22 % теорий были упомянуты более чем в одном учебнике, и всего 18 из 249 теорий (7 %) были включены более чем в три книги. Если бы теория коммуникации действительно была единой областью знания, по крайней мере больше половины учебников по вводному курсу имели бы согласованное содержание уж более, чем на 7 %. Вывод о том, что теория коммуникации все еще не являет-ся согласованной областью знания, становится неизбежным5.
Хотя теория коммуникации еще не стала областью согласованного знания, думаю, она может и должна стать таковой. Это произойдет по мере того, как мы, теоретики коммуникации, станем больше заниматься социально значимыми целями, вопросами и проблемами, что предполагает обращение к различным дисциплинарным традициям, конкретным специальностям, методологическим принципам и философским школам, в настоящее время разделяющим нас.
В предлагаемом эссе я доказываю, что все теории коммуникации релевантны реальным явлениям жизненного мира, в котором «коммуникация» уже стала многозначным термином. С этой точки зрения, теория коммуникации выступает согласованной областью метадискурсивной практики, это область дискурса о дискурсе, имеющая значение для практики коммуникации Каждая из многочисленных традиций предлагает свои собственные способы концептуализации и обсуждения коммуникативных проблем и практик. Эти способы исходят из некоторых общих представлений о коммуникации, к которым они апеллируют, подвергая сомнению другие. Но только благодаря диалогу между этими традициями теория коммуникации может быть реально связанной с практическим дискурсом (или метадискурсом) о коммуникации в обществе (Craig, 1989; Craig & Tracy, 1995).
Далее будут обсуждаться следующие тезисы:
73
- Теория коммуникации до сих пор остается несогласованной областью знания потому, что исследователи пока не нашли способа преодоления блокирующих дисциплинарных практик, которые разделяют их.
- Потенциал теории коммуникации как области знания может быть реализован наилучшим образом не в виде единой теории коммуникации, но на основе диалогически-диалектической дисциплинарной матрицы, системы допущений, понимаемых всеми сходным образом (хотя и постоянно оспариваемых), что создает возможность для продуктивной дискуссии между различными традициями теории коммуникации.
- Дисциплинарную матрицу можно разработать, используя конститутивную метамодель коммуникации, которая создает концептуальное пространство, где могут сосуществовать и находиться во взаимодействии различные модели первого порядка, и концепцию теории коммуникации как теоретического метадискурса, продуктивно связанного с практическим’ ме-тадискурсом повседневной жизни.
- На основе этих принципов можно осуществить предварительную реконструкцию как мультидисциплинарных традиций теории коммуникации, так и семи альтернативных терминологических словарей, необходимых для теоретического осмысления коммуникации как социальной практики.
В заключение я опишу способы применения матрицы и дополнения к ней, а также ее значение для образовательной практики в области теории коммуникации.
Похожие статьи
Похожие статьи

«Отсутствует общетеоретический канон» — Общетеоретическим каноном теории коммуникации казалось бы должна стать собственно логика коммуникации, имеющая особые отличия от традиционной формальной логики.
К сожалению, среди перечисленных автором риторической, семиотической, феноменологической, кибернетической, социопсихологической, социокультурной и критической традиции пропущена логическая традиция.
Между тем, у теории коммуникации много точек пересечения с традиционной формальной логикой (ТФЛ). А ещё больше теория коммуникации соприкасается с элементарной диалектической логикой (ЭДЛ) как областью диалектико-логического знания и новым концептом «диалога» как логической формы. При том, что диалог — это одна из центральных категорий теории коммуникации.
—
Грачёв Михаил Петрович.