ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

29 октября 2010
от

Кибернетическая традиция: коммуникация как процесс обработки информации

Мы решили назвать всю область управления и коммуникативной теории, касается это механизмов или животных, кибернетикой (Wiener, 1948. Р. 19).

Современная теория коммуникации возникла из союза кибернетики, статистики и теории управления (KrippendorfT, 1989. Р. 444).

Теория коммуникации, изучение и изложение принципов и методов, с помощью которых передается информация …(Oxford English Dictionary, 1987).

Теория коммуникации. См. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ (Audi, 1995).

99

Современная теория коммуникации ведет происхождение от кибернетической традиции и трудов таких мыслителей середины XX в., как Шеннон, Винер, фон Нейман и Тьюринг (Heims, 1991; Krippendorff, 1989). Эта кибернетическая традиция вошла в современные теории различных областей знания: теория систем и информатика, когнитивные теории и исследование искусственного интеллекта, функционалистская социальная теория, сетевой анализ, бейтсоновская школа межличностной коммуникации и др. (например, Watzlawick, Beavin & Jackson, 1967).

Коммуникация в кибернетической традиции рассматривается как процесс обработки информации, что позволяет объяснить, каким образом все виды сложных систем, живых или неживых, макро или микро, способны функционировать и почему часто возникают функциональные нарушения. Если изложить кратко суть трансмиссионной модели, то кибернетика представляет проблемы коммуникации как сбои в потоке информации, являющиеся следствием шума, информационных перегрузок или несоответствия структуры и функции, а в качестве ресурсов для решения проблем коммуникации предлагает различные технологии обработки информации и соответствующие методы системного дизайна и анализа, управления и, в более «мягком» варианте, терапевтического вмешательства.

Кибернетика как способ теоретического анализа коммуникации вызывает доверие отчасти потому, что обращается риторически к привычным положениям бытового материализма, функционализма и рационализма. Для кибернетики различие между мыслью и материей лишь функционально, как различие между программным обеспечением и оборудованием. Мысль — это не более чем процесс обработки информации, поэтому вполне логично сказать, что индивидуальная мысль выступает как «внутриличностная» коммуникация, что группы и организации также мыслят, целые сообщества мыслят, и со временем будут мыслить роботы и искусственные организмы18. Так, кибернетика вызывает к себе доверие мира, в котором Управляющая Информация (Commander Data) может стать воистину самым «человечным» членом Управленческой Команды; утверждать обратное — значит проявлять глупую сентиментальность (в данном случае — это обоюдоострая критика). Кроме того, кибернетика интересна, а иногда неправдоподобна, с точки зрения здравого смысла, потому что проводит вызывающие удивление аналогии между живыми и неживыми системами, подвергает сомнению устойчивые представления о значении сознания и эмоций и оспаривает наши обычные разграничения мысли и материи, формы и содержания, реального и искусственного.

Кибернетика подвергает сомнению упрощенные понятия линейного соотношения причины и следствия, обращаясь к более привычному для нас представлению, что процессы коммуникации могут быть невероятно сложными и тонкими. Хотя корни кибернетики уходят в технологичную функци

100

оналистскую научную мысль, она придает особое значение проблемам технологического контроля, сложности и непредсказуемости процессов обратной связи и всегда присутствующей вероятности того, что коммуникативные акты, несмотря на наши благие намерения, будут иметь неожиданные последствия. Замечательный практический урок, который преподает кибернетика, состоит в том, что целое больше, чем сумма его частей, поэтому для нас, как коммуникаторов, важно переступить индивидуальные границы, посмотреть на процесс коммуникации с более широкой, системной точки зрения и не считать индивидов ответственными за системные результаты, которые ни один из нас не может контролировать.

В определении ценности технологий и изобретений у кибернетики общие позиции с риторикой19; низведением человеческой деятельности к процессу обработки символических систем она напоминает семиотику20; делая акцент на формировании значений по ходу взаимодействия между элементами системы, она становится похожа на феноменологию21. Кибернетика, однако, резко отличается от каждой из этих традиций. Коммуникация как риторика представляет собой искусство речевого воздействия, формирующее практические решения, но коммуникация как процесс обработки информации — это просто механизм, выполняющий определенные функции. У семиотики возникают проблемы с понятием «информация», используемым в кибернетике, поскольку последняя редуцирует семантическое содержание (что сообщение означает) до простой функции (такой, как обратная связь или уменьшение неопределенности). Феноменолог считает, что подлинная коммуникация требует согласованности (конгруэнтности) опыта и выражения, поэтому искренность является существенным моментом диалогических отношений Я — Ты. Однако кибернетик, подобно семиотику, подчеркивает, что мы никогда на самом деле не узнаем, искренен ли другой человек (или даже сам говорящий). С точки зрения кибернетики, есть более надежные способы оценки достоверности информации, чем пытаться угадать, искренен ли кто-то.

В общем, кибернетика, по контрасту с другими традициями теории коммуникации, культивирует практический подход, который принимает во внимание сложность проблем коммуникации и подвергает сомнению многие привычные положения о различиях между человеческими и нечеловеческими системами обработки информации.

101

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Один ответна «ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ »

  1. Михаил Петрович на 4 мая 2016 из 1:59

    «Отсутствует общетеоретический канон» — Общетеоретическим каноном теории коммуникации казалось бы должна стать собственно логика коммуникации, имеющая особые отличия от традиционной формальной логики.
    К сожалению, среди перечисленных автором риторической, семиотической, феноменологической, кибернетической, социопсихологической, социокультурной и критической традиции пропущена логическая традиция.

    Между тем, у теории коммуникации много точек пересечения с традиционной формальной логикой (ТФЛ). А ещё больше теория коммуникации соприкасается с элементарной диалектической логикой (ЭДЛ) как областью диалектико-логического знания и новым концептом «диалога» как логической формы. При том, что диалог — это одна из центральных категорий теории коммуникации.

    Грачёв Михаил Петрович.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1