ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

29 октября 2010
от

Социопсихологическая традиция: коммуникация как экспрессия, взаимодействие и влияние

[В 1950-х] лучшие образцы работ по коммуникации были представлены исследованием поведения голосующих Лазарсфельда и Берелсона, а также экспериментальными исследованиями изменения убеждений Хов-ланда. К середине 1950-х гг. теоретические работы по коммуникации были

cосредоточены на проблеме факторов влияния. Эти исследования вновь оживили интерес социальной психологии к теме опосредования, который проявился еще в 1930-е гг.,… к опосредующей роли предрасположенности реципиента и социальных процессов в процессе коммуникации и … к возможности дифференциальных воздействий (Delia, 1987. Р. 63).

Виды вопросов, начинающихся с «почему», на которые предпочитают отвечать ученые, могут отличаться от тех, которые занимают психологов. … Как теоретикам коммуникации, нам необходимо понять, когда, как и почему взаимодействие изменяет характер поведения отправителя и суждения получателя (Burgoon & Buller, 1996. P. 316-317).

Традиция экспериментальной социальной психологии XX в., продолжающая доминировать в большей части того, что называют «коммуникационной наукой» (Berger & Chaffee, 1987), рассматривает коммуникацию как процесс экспрессии, взаимодействия и влияния, процесс, в котором поведение людей или других сложных организмов отражает психологические механизмы, состояния и характерные черты в результате взаимодействия с подобной же выразительностью других индивидов, вызывает ряд когнитивных, эмоциональных и поведенческих эффектов.

Одним словом, коммуникация — это процесс, посредством которого индивиды взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Коммуникация может осуществляться лицом к лицу или с помощью технических средств и может быть направлена от одного к другому, от одного ко многим или от многих ко многим, но во всех форматах она использует (в отличие от феноменологического подхода) посреднические элементы, которые становятся связующими звеньями между индивидами. Если с точки зрения семиотики коммуникация опосредована знаками и знаковыми системами, то с точки зрения социальной психологии она опосредована психологическими факторами (установками, эмоциональными состояниями, личностными особенностями, неосознаваемыми конфликтами, социальными знаниями и т. п.), модифицированными по ходу социального взаимодействия (которое может включать воздействующий эффект как медиа технологий и институтов, так и межличностного влияния).

Теоретический анализ коммуникации, представленный данным подходом, позволяет объяснить причины и следствия социального поведения и разрабатывает практики с целью направленного управления этими поведенческими причинами и следствиями. Проблемы коммуникации, с точки зрения социопсихологической традиции, — это ситуации, которые предусматривают эффективное воздействие на причины поведения для того, чтобы получить заранее определенные и контролируемые результаты.

Социальная психология кажется внушающей доверие и практически полезной, потому что обращается к общепринятым представлениям и по-

102

вседневному практическому интересу к причинам и следствиям коммуникации. Мы охотно верим, что наши способы передачи сообщений и наши реакции на сообщения других зависят от наших индивидуальных особенностей. Человеческая природа такова, какова она есть, и мы не удивляемся, когда узнаем, что на наши суждения может повлиять наше социальное окружение, что они часто непредсказуемым образом зависят от твердости наших убеждений, от социальных установок и эмоциональных состояний. Мы знаем также, что процессы взаимодействия в группах, особенно затрагивающие лидерство и конфликт, могут повлиять на результаты работы группы, поэтому важно понимать эти причинные связи, чтобы управлять данными процессами эффективно.

Апеллируя к этим обыденным представлениям, социопсихологическая теория подвергает глубокому сомнению не менее распространенное убеждение в том, что люди являются рациональными существами. Повторяющиеся проявления человеческой слабости и иррациональности бросают вызов нашей исходной вере в способность к личному самоуправлению22. Более того, социальная психология ставит под сомнение все неподтвержденные положения о факторах влияния на человеческое поведение, требуя — и пытается их предоставить — точные, экспериментально проверенные доказательства. Она критикует риторику, например, за отсутствие доказательств того, что предлагаемая ею техника убеждения на самом деле работает, а кибернетику — за сведение всей коммуникации к алгоритмам обработки информации, игнорирующим изменчивость мотивации, личности и эмоций. Как одно из направлении социальной практики, социальная психология, как и кибернетика, высоко ценит технику; она обещает, что наша жизнь может улучшиться благодаря применению экспертами техник психологической манипуляции и терапии. Так, социопсихологический подход к риторике рассматривает последнюю как технологию психологической манипуляции, а не как ораторское искусство, формирующее убеждения слушателей. Нельзя сказать, однако, что социальная психология не имеет своей собственной нравственной позиции: она следует твердому моральному императиву, согласно которому мы, как индивидуальные коммуникаторы, должны делать ответственный выбор на основе научно обоснованных доказательств вероятных последствий наших сообщений.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Один ответна «ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ »

  1. Михаил Петрович на 4 мая 2016 из 1:59

    «Отсутствует общетеоретический канон» — Общетеоретическим каноном теории коммуникации казалось бы должна стать собственно логика коммуникации, имеющая особые отличия от традиционной формальной логики.
    К сожалению, среди перечисленных автором риторической, семиотической, феноменологической, кибернетической, социопсихологической, социокультурной и критической традиции пропущена логическая традиция.

    Между тем, у теории коммуникации много точек пересечения с традиционной формальной логикой (ТФЛ). А ещё больше теория коммуникации соприкасается с элементарной диалектической логикой (ЭДЛ) как областью диалектико-логического знания и новым концептом «диалога» как логической формы. При том, что диалог — это одна из центральных категорий теории коммуникации.

    Грачёв Михаил Петрович.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1