ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

29 октября 2010
от

Примечания

1 Далеко не полный перечень последних книг, представляющих собой оригинальные работы по общей теории коммуникации безотносительно к их дисциплинарному происхождению, но в то же время исключающий работы по более специальным темам, например таким, как медиа эффекты или межличностные отношения, включает: Altheide (1995), Anderson (1996), Angus &Langsdorf (1992), Carey (1989), Chang (1996), Deetz (1992), Goodall (1996), Greene (1997), Harris (1996), Hauser (1996), Kaufer & Carley (1993), Leeds-Hurwitz (1995), Mamovani (1996), Mortensen (1994), Mortensen with Ayres (1997), Norton & Brenders (1995), Pearce (1989), Pilotta & Mickunas (1990), Rothenbuhler (1998), Sigman (1995b), Stewart (1995), J. Taylor (1993), T. Taylor (1992), Theall (1995).

2 Существуют некоторые определяющие область указатели (см. Anderson, 1996; Craig, 1989). Кроме того, начинают появляться работы по истории коммуникативной теории (Mattelart, 1996; Schiller, 1996), а также коллективные работы (учебники, энциклопедии, антологии) разной степени ценности, содержательности и полезности (например, Arnold & Bowers, 1984; Barnouw е. а., 1989; Casmir, 1994;Cobley, 1996; Crowley & Mitchell, 1994; Cushman & Kovacic, 1995; Kovacic, 1997; Philipsen & Albrecht, 1997).

3 Теория коммуникации происходит от многих различных научных дисциплин, однако известно, что ученые игнорируют труды, опубликованные за пределами их собственной науки. Это значит, что они готовы писать о коммуникации, не обращая внимания на работу, проделанную кем-то еще, и особенно в рамках самой коммуникативной дисциплины. К чести исследователей коммуникации можно сказать, что они стремятся уйти от этого. Они часто цитируют работы по другим научным дисциплинам. Однако гораздо вероятнее, что они процитируют работу из другой научной области, чем из своей собственной. Они не склонны цитировать коллег, за исключением тех, кто входит в их небольшие научные кланы, непреднамеренным последствием чего, в свою очередь, является то, что их самих сравнительно мало будут цитировать, как внутри, так и за пределами их собственной дисциплины (Myers, Brashers, Center, Beck & Wert-Gray, 1992; Paisley, 1984; Reeves & Borgman, 1983; Rice, Borgman & Reeves, 1988; So, 1988).

4 «Область коммуникации выглядит так, как будто разделена на несколько изолированных лягушачьих прудов — между ними не слышно дружеского кваканья, очень мало продуктивного общения, мало случаев успешного перекрестного оплодотворения» (Rosengren, 1993. Р. 9).

5 Не удивительно, что один автор спрашивает, почему так мало теорий коммуникации (Berger, 1991), а другой — почему их так много (Craig, 1993). Они расходятся во взглядах не только на то, что считать теорией, но и на размеры и очертания области, в которой они эти теории считают.

6 В работах по общей истории коммуникативных исследований (Delia, 1987; Rogers, 1994) также отмечается мультидисциплинарное происхождение данной области.

7 Дане и Ларсон (Dance & Larson, 1976) увеличили список до 126 определений, число, которое (согласно природе вещей) может только увеличиться со временем.

8 О критике, которая придает особое значение подавляющим, ограничительным тенденциям в традиционных дисциплинах — см. у McLaughlin (1995), Sholle

116

(1995) и Streeter (1995). Хотя эти критики выступают против «дисциплины» коммуникации, они — за «область» коммуникации, которую описывают как «постдисциплину». Несмотря на различия в терминологии, мы согласны, что исследования по коммуникации должны стремиться к определенному (недеспотичному, неисключа-юшему) типу согласованности. Однако другие авторы критикуют саму идею согласованности, ссылаясь на важные институциональные и интеллектуальные выгоды, вытекающие из дисциплинарной фрагментации (например, O’Keefe, 1993; Newcomb, 1993; Peters, 1993; Swanson, 1993). Я надеюсь рассмотреть более детально эти аргументы в следующей работе. Здесь могу отреагировать лишь предложением иною, не обязательно несовместимого подхода.

9 См. версии этого аргумента: Beniger (1993); Berger & Chaffee (1987. P. 894); Cronkhite (1986); Deetz (1994); Luhmann (1992); Motley (1991); Pearce (1989); Rothenbuhler (1993,1996, 1998); Shepherd (1993); Sigman (1992, 1995a).

10 Могут ли исследования по коммуникации просто заявить о себе как о фун-

даментальной дисциплине, объясняющей все другие науки, поскольку любые

дисциплины, будучи социальными конструкциями, как все социальные конст-

рукции, созданы символически посредством коммуникации? Да, конечно, но

только в шутку! В принципе любая дисциплина может объявить себя «фунда-

ментальной» социальной дисциплиной, основанной на каком-нибудь вымучен-

ном доводе, согласно которому все социальные процессы по сути являются когнитивными, экономическими, политическими, культурными — или, действитель-но, почему бы не химическими или субатомными? Соль этой шутки в том, что Каждая дисциплина в ее собственном понимании находится в самом центре все-ленной. И коммуникация не является исключением; однако коммуникация как метаперспектива — точка зрения на точки зрения — может помочь нам оценить иронию нашей ситуации.

11 См. в первую очередь Deetz (1994), см. также: Carey (1989), Pearce (1989) и

Shepherd (1993). Мысль о том, что коммуникация играет решающую роль в форми-

ровании демократического сообщества, своими философскими корнями уходит в

американский прагматизм. Классические определения этой точки зрения можно

Найти у Dewey (1916, 1927) и МсКеоп (1957).

12 Этот логический парадокс, что коммуникация существует лишь как конститу-

ированная коммуникацией (а вот что создает коммуникацию, создающую коммуни-

кацию?), был исследован в рамках кибернетической традиции теории коммуника-

ции (например, Bateson, 1972; KrippendorfT, 1997; Luhmann, 1992). Это лишь еще

одно проявление парадоксальной рефлексивности значения и контекста, или по-

слания и метапослания, которое характеризует всю коммуникацию.

13 Carey (1989), McKinzie (1994), Reddy (1979) и Taylor (1992) считают, что ком-

муникация, по крайней мере в евро-американских культурах, рассматривается как

трансмиссионный процесс.

14 Хотя приверженцы конститутивной модели не всегда полностью отвергают

трансмиссионную модель, они редко восхваляют ее достоинства. Peters (1994), воз-

можно, единственное исключение.

15 Заметим, что рефлексивная самокритика каждой традиции со своей собствен-

ной точки зрения отмечена в диагональных клетках, начиная с верхней левой до

нижней правой в табл. 2. Они могут считаться трещинами или неустойчивыми точ-

117

ками, разрушающими традиции, но я предпочитаю считать их зонами самовопро-шания, которые делают возможными диалог и инновации.

16 Арнольд определяет риторику как «изучение и обучение практической, обыч-

но убеждающей коммуникации» и отмечает лежащую в ее основе «гипотезу о том,

что влияние и значение коммуникации зависят от методов, избранных для обдумы-

вания, составления и представления сообщений» (Arnold, 1989. Р. 461).

17 Классическая работа — Locke (1690/1979); см. также Peters (1989), Steiner

(1989), Taylor (1992).

18 Классические определения функционалистского образа мышления см. у

Bateson (1972) и Dennett (1979).

14 Работу Kaufer & Butler (1996) можно считать гибридом риторики и кибернетики.

20 Различные сочетания см. у Cherry (1966); Есо (1976); Wilden (1972).

21 Недавняя работа Криппендорфа (Krippendorff, 1993) представляет движение

от кибернетики к феноменологии, которая сохраняет важные черты первой. Несколь-

ко глав в антологии Штайера (1991) по рефлексивности выявляют сходные тенден-

ции.

22 Как указывает Герман, рост влияния психологии как культурного взгляда на

мир в XX в. был частично обусловлен войнами и другими ужасными событиями,

которые «сделали предметом обсуждения рациональность и автономию» (Herman,

1995. Р. 7).

23 Мейровиц считает, что «буквально все специфические вопросы и аргу-

менты, касающиеся конкретного средства коммуникации или средств в целом,

можно связать с одной из трех основных метафор: средства коммуникации …

как трубопроводы, средства как языки, средства как окружающая среда»

(Meyrowitz, 1993. Р. 56). В социопсихологической традиции средства — это тру-

бопроводы, в семиотической — это языки; в социокультурной — это окружаю-

щая среда.

24 К недавним попыткам найти баланс между двумя полюсами можно отнести,

напр., теорию структурации ((Giddens, 1984), теорию практики (Bourdieu, 1992),

экологические модели (Altheide, 1995; Mantovani, 1996).

25 За этой линией дискуссии в последнее время часто следовали призывы к «кон-

ститутивной» или «коммуникативной» теории коммуникации; см., например, Carey

(1989), Sigman (1992, 1995а, 1995b) и некоторые главы в кн.: Leeds-Hurwitz (1995).

Также см.: Sigman (1987) и Thomas (1980).

26 О недавнем симпозиуме, показавшем центральное место Хабермаса в этой

традиции, см. в Huspek (1997).

27 Согласно кибернетическим принципам хорошей коммуникации, друже-

ственное пользователю представление теории коммуникации следует структу-

рировать так, чтобы оно содействовало эффективной когнитивной обработке

данных. На основе классической теории способности человека к обработке ин-

формации, это ограничило бы количество определенных «традиций» (или «кус-

ков программы»), которые можно было бы включить на любых уровнях теоре-

тической схемы, от одного до семи; семь — это точное количество традиций в

предлагаемой матрице.

118

28 Методы и стандарты тестирования или критической оценки практической теории коммуникации ставят сложные вопросы, выходящие за пределы рассмотрения настоящего эссе. См. Craig (1995, 1996b) and Craig & Tracy (1995); в этих работах открыта дискуссия по данным вопросам.

29 Это соответствует взглядам Джонсона и Тулмина, считающих, что применение теории на практике является изначально скорее риторическим и перспективным, чем «геометрическим» или формально дедуктивным (Jonson & Toulmin, 1988. P. 293). Альтернативные теории не являются взаимоисключающими; они предлагают ограниченные дополнительные подходы к практическим проблемам (Craig, 1996b).

Перевод с английского Т.В. Кашиной, научный редактор перевода Н.В. Казаринова

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Один ответна «ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ »

  1. Михаил Петрович на 4 мая 2016 из 1:59

    «Отсутствует общетеоретический канон» — Общетеоретическим каноном теории коммуникации казалось бы должна стать собственно логика коммуникации, имеющая особые отличия от традиционной формальной логики.
    К сожалению, среди перечисленных автором риторической, семиотической, феноменологической, кибернетической, социопсихологической, социокультурной и критической традиции пропущена логическая традиция.

    Между тем, у теории коммуникации много точек пересечения с традиционной формальной логикой (ТФЛ). А ещё больше теория коммуникации соприкасается с элементарной диалектической логикой (ЭДЛ) как областью диалектико-логического знания и новым концептом «диалога» как логической формы. При том, что диалог — это одна из центральных категорий теории коммуникации.

    Грачёв Михаил Петрович.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1