ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

29 октября 2010
от

Риторическая традиция: коммуникация как практическое искусство разговора

Формально риторика — это искусство, соединяющее ораторскую речь и управление убеждениями и мнениями людей, обычно общественным мнением, которые не могут быть приняты под давлением или с помощью экспертов. Риторические исследования, больше известные как изучение публичной коммуникации, — это одна из немногих областей научного знания, на которую все еще активно влияют ее собственные традиции (Farrell, 1993. Р. 1).

С древнейших времен и до наступления XX в. основным источником идей по коммуникации была риторика (Littlejohn, 1996а. Р. 117).

В традиции риторической теории, созданной древнегреческими софистами и прошедшей долгий и сложный исторический путь вплоть до наших дней, коммуникация обычно рассматривается как практическое искусство разговора16. Такой способ теоретического анализа коммуникации полезен, если требуется объяснить, почему наше участие в разговоре, особенно публичном, важно, и как это происходит; кроме того данный подход открывает возможность для развития и улучшения практики коммуникации посредством ее критического изучения и образования. Проблемы коммуникации в риторической традиции понимаются как способность разрешать социальные трудности посредством умелого речевого воздействия на убеждения слушателей (Bitzer, 1968).

Риторическая традиция кажется убедительной и практичной, поскольку обращается к некоторым общепринятым представлениям о коммуникации. Все мы знаем, что риторика — влиятельная общественная сила. Большинство с готовностью согласится, что если речь идет об убеждениях, то всегда полезно выслушать разные стороны по какому-то вопросу и лишь затем выносить собственное суждение; поэтому риторика и кажется жизненно необходимой и полезной, даже если выступления довольно часто бывают невыразительными, раздражающими или просто вредными. По этим причинам нам важно понять, как риторика работает, и совершенствовать свои способности как в роли критических потребителей, так и в роли эффективных производителей риторики. Мы знаем, что некоторые люди как коммуникаторы лучше других, что лучшие образцы риторики могут подниматься до уровня великого искусства. Поскольку мы знаем, что коммуникаторы различаются своими умственными способностями и мастерством и что если не ум, то мастерство можно усовершенствовать обучением и практикой, логично думать, что люди как коммуникаторы могут стать лучше, изучая и применяя на практике приемы коммуникации, которые могут быть изобретены или открыты в ходе исследований и освоены посредством систематического обу

93

чсния. Более того, если мы понимаем, что защита интересов общества — лишь одна из многих сфер коммуникативной практики, таких, как межличностное общение, сообщение новостей, дизайн CD-ROM и т. п., го становится очевидным, что всю коммуникацию можно рассматривать как практическое искусство и изучать так же, как традиционно изучается риторика. Вот почему думать о коммуникации как о практической дисциплине не противоречит здравому смыслу.

Хотя риторическая традиция выглядит убедительной и практичной, поскольку апеллирует к множеству общепринятых суждений о коммуникации, она интересна еще и тем, что подвергает сомнению другие расхожие мнения и выявляет некоторые глубинные парадоксы коммуникации. Она оспаривает мнения о том, что слова менее важны, чем действия; что истинное знание — нечто большее, чем просто позиция в споре; что простые истины — нечто иное, чем стратегическая адаптация сообщения к уровню аудитории. Более двух тысяч лет ученые-риторики спорят о соотношении эмоций и логики в убеждении, о том, является ли риторика по своей природе хорошим, плохим или нейтральным инструментом, имеет ли ораторское искусство какое-то свое особое содержание, полезна ли теория для практики. Эти вопросы интересны (или могут стать интересными благодаря опытному преподавателю) отчасти потому, что содержат интеллектуальную задачу, отчасти потому, что их можно связать с реальными проблемами, которые встают перед нами в повседневной жизни. Нам действительно стоит подумать над тем, например, как влияют на нас эмоциональные призывы, которыми наполнена политическая и коммерческая реклама, и риторическая теория предоставляет ценный лексический инструментарий, с помощью которого можно концептуализировать и обсуждать этот общий опыт.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Один ответна «ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ »

  1. Михаил Петрович на 4 мая 2016 из 1:59

    «Отсутствует общетеоретический канон» — Общетеоретическим каноном теории коммуникации казалось бы должна стать собственно логика коммуникации, имеющая особые отличия от традиционной формальной логики.
    К сожалению, среди перечисленных автором риторической, семиотической, феноменологической, кибернетической, социопсихологической, социокультурной и критической традиции пропущена логическая традиция.

    Между тем, у теории коммуникации много точек пересечения с традиционной формальной логикой (ТФЛ). А ещё больше теория коммуникации соприкасается с элементарной диалектической логикой (ЭДЛ) как областью диалектико-логического знания и новым концептом «диалога» как логической формы. При том, что диалог — это одна из центральных категорий теории коммуникации.

    Грачёв Михаил Петрович.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1