Диалог в коммуникативных практиках связей с общественностью
Акт «пристройки» в диалоге предполагает повторение собеседника. Однако такое «отзеркаливание» эффективно только тогда, когда оно носит глубинный, но не поверхностный характер. Политик передает соучастникам деятельности свое к ней отношение, заражает его им, то есть практически приобщает их к своим ценностям — нравственным, эстетическим, гражданским.
* Опыт показывает, что выборы исполнительной власти чаще протекают по мужскому типу (более жестко, энергично), а законодательной — по женскому (более нюансированно).
** Отличие от объектной парадигмы проявляется прежде всего именно в этой фазе. В объектных технологиях она просто отсутствует, либо заменена «псевдопостройкой». Для этого используются (создаются) ситуации, когда состояние электората заведомо более восприимчиво к определенным воздействиям. Например, протестный электорат очень легко воспринимает огульную критику и нереалистичные обещания. При этом происходит обратная «пристройка» — избирателя к кандидату, а не наоборот.
180
На этом этапе большая роль должна отводиться и эффекту конгруэнции, — созвучности эмоциональных переживаний участников диалога, подтверждению взаимных ролевых ожиданий, следствием чего является снятие «вводных» напряжений, возникновение симпатий и как итог — возникновение отношений доверия на уровне подсознания. Конгруэнция усиливается вызванными ощущениями соучастия, взаимной активностью на основе разделяемых потребностей. В этом смысле диалог направлен на достижение конгруэнции с первых актов коммуникационного алгоритма общения. Факторы конгруэнции, такие как эмпатия, идентификация, переживание сопринадлежности, легче реализуются, если политик строит взаимодействие с социальными субъектами на позициях диалогического общения. Устанавливающаяся в таких случаях обратная связь делает процесс общения симметричным и помогает выстраивать состояние взаимодействия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений.
Глубинное изучение ожиданий избирателей — это необходимая составляющая для разработки эффективной стратегии кампаний; постоянный же мониторинг их настроения — условие ее успешной реализации. Опережающая «пристройка» позволяет перенастраивать и ожидания избирателей, которые подвержены изменениям. Главное выяснить — свяжет ли избиратель с политиком свои надежды на будущее. Если да, то диалог, построенный на раскрытии этой модели будущего, должен привести к результату, когда избиратель будет уверен в том, что именно эта модель в наибольшей мере отвечает его чаяниям.
Успех первой стадии появления политика на предвыборной арене косвенно определяется реакцией СМИ и представителей элит. Вторая же стадия — обретение политиком своего собственного лица — фокусировка имиджа вполне определима. Опыт проведения выборов показывает, что к началу собственно предвыборной кампании рейтинг кандидата, рассчитывающего на победу, должен быть в пределах 15—25% от числа избирателей, планирующих принять участие в голосовании*. Некоторые исследования показали, что критическая граница, которая определяет объем
* Итоги последних губернаторских выборов (2000—2001 г.) также подтверждают значимость этой цифры: «Средний конкурс на губернаторское кресло оказался достаточно высоким — 6,1 кандидата на место…Среди всех кандидатов только 69 получили по 15% и более, а это значит, что реальный электориальный ресурс имели в среднем по 2 кандидата на регион», (см. НГ-сценарий, №3. 14.03.2001: стр. 2. «Доклад Центра политических технологий»).
181
группы, способный существенным образом повлиять на состояние социального субъекта, находится именно на уровне 15%193.
Эта цифра говорит о том, что каждый четвертый-восьмой избиратель потенциально готов отдать предпочтение кандидату. То есть можно с высокой степенью вероятности предполагать, что теперь в окружении каждого избирателя имеется по крайней мере один-два сторонника данного кандидата. Начался процесс формирования достаточно многочисленной социальной группы, достаточной, чтобы иметь существенное влияние на дальнейшую динамику социальной структуры.
При таком рейтинге можно говорить о том, что имеется некое соответствие имиджа политика ожиданиям избирателей.
Стадия формирования имиджа состоит из множества планируемых шагов, но часть их рождается ситуацией и самим политиком. Формирование имиджа предполагает собственную активность политика (это как бы концентрированный опыт взаимодействия (диалога) политика с избирателями) и требует от него определенной работы над собой — рефлексии, самоопределения, тренингов, т. е. еще и внутреннего диалога. Только в этом случае имидж будет нести внутренний смысл, а образ политика приобретает рельефность.
Ход диалога трудно предсказать заранее. При этом не всегда важно, какие слова были сказаны. Важно другое — как они были сказаны, и удалось ли донести тот смысл, который хотелось, и удалось ли в конечном счете добиться взаимопонимания. «Взаимопонимание людей — это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели»194. С этой точки зрения результат каждого технологического шага определяется тем, насколько он соответствует одновременно ожиданиям электората, характеристикам имиджа и тенденциям развития политической ситуации. Найти верный ход, который точно бы соответствовал определенному фактору адекватности как важнейшей характеристики взаимопонимания, достаточно трудно. (На практике чаще приходится отказываться от одного в пользу другого.) Но если ход или фактор найден, то в другой конкретной ситуации он опять будет не столь
193 Москвичи С. Век толп. — М., 1996.
194Давыдов Г.А. О развитии взаимопонимания преподавателя и курсантов // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. — М., 1980.-С. 171.
182
точным. Вот почему диалоговые технологии повторяемы в меньшей степени, чем объектные и их применение предполагает больше творчества.