Диалог в коммуникативных практиках связей с общественностью

12 декабря 2010
от

Акт «пристройки» в диалоге предполагает повторение собесед­ника. Однако такое «отзеркаливание» эффективно только тогда, когда оно носит глубинный, но не поверхностный характер. По­литик передает соучастникам деятельности свое к ней отношение, заражает его им, то есть практически приобщает их к своим цен­ностям — нравственным, эстетическим, гражданским.

* Опыт показывает, что выборы исполнительной власти чаще протекают по мужскому типу (более жестко, энергично), а законодательной — по женскому (более нюансированно).

** Отличие от объектной парадигмы проявляется прежде всего именно в этой фазе. В объектных технологиях она просто отсутствует, либо заменена «псевдопо­стройкой». Для этого используются (создаются) ситуации, когда состояние электо­рата заведомо более восприимчиво к определенным воздействиям. Например, протестный электорат очень легко воспринимает огульную критику и нереалис­тичные обещания. При этом происходит обратная «пристройка» — избирателя к кандидату, а не наоборот.

180

На этом этапе большая роль должна отводиться и эффекту конгруэнции, — созвучности эмоциональных переживаний уча­стников диалога, подтверждению взаимных ролевых ожиданий, следствием чего является снятие «вводных» напряжений, возник­новение симпатий и как итог — возникновение отношений дове­рия на уровне подсознания. Конгруэнция усиливается вызванны­ми ощущениями соучастия, взаимной активностью на основе раз­деляемых потребностей. В этом смысле диалог направлен на достижение конгруэнции с первых актов коммуникационного ал­горитма общения. Факторы конгруэнции, такие как эмпатия, идентификация, переживание сопринадлежности, легче реализу­ются, если политик строит взаимодействие с социальными субъ­ектами на позициях диалогического общения. Устанавливающая­ся в таких случаях обратная связь делает процесс общения симме­тричным и помогает выстраивать состояние взаимодействия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений.

Глубинное изучение ожиданий избирателей — это необходи­мая составляющая для разработки эффективной стратегии кампа­ний; постоянный же мониторинг их настроения — условие ее ус­пешной реализации. Опережающая «пристройка» позволяет пере­настраивать и ожидания избирателей, которые подвержены изменениям. Главное выяснить — свяжет ли избиратель с полити­ком свои надежды на будущее. Если да, то диалог, построенный на раскрытии этой модели будущего, должен привести к результату, когда избиратель будет уверен в том, что именно эта модель в на­ибольшей мере отвечает его чаяниям.

Успех первой стадии появления политика на предвыборной арене косвенно определяется реакцией СМИ и представителей элит. Вторая же стадия — обретение политиком своего собствен­ного лица — фокусировка имиджа вполне определима. Опыт про­ведения выборов показывает, что к началу собственно предвыбор­ной кампании рейтинг кандидата, рассчитывающего на победу, должен быть в пределах 15—25% от числа избирателей, планирую­щих принять участие в голосовании*. Некоторые исследования показали, что критическая граница, которая определяет объем

* Итоги последних губернаторских выборов (2000—2001 г.) также подтверждают значимость этой цифры: «Средний конкурс на губернаторское кресло оказался до­статочно высоким — 6,1 кандидата на место…Среди всех кандидатов только 69 по­лучили по 15% и более, а это значит, что реальный электориальный ресурс имели в среднем по 2 кандидата на регион», (см. НГ-сценарий, №3. 14.03.2001: стр. 2. «Доклад Центра политических технологий»).

181

группы, способный существенным образом повлиять на состоя­ние социального субъекта, находится именно на уровне 15%193.

Эта цифра говорит о том, что каждый четвертый-восьмой из­биратель потенциально готов отдать предпочтение кандидату. То есть можно с высокой степенью вероятности предполагать, что те­перь в окружении каждого избирателя имеется по крайней мере один-два сторонника данного кандидата. Начался процесс фор­мирования достаточно многочисленной социальной группы, до­статочной, чтобы иметь существенное влияние на дальнейшую динамику социальной структуры.

При таком рейтинге можно говорить о том, что имеется некое соответствие имиджа политика ожиданиям избирателей.

Стадия формирования имиджа состоит из множества планиру­емых шагов, но часть их рождается ситуацией и самим политиком. Формирование имиджа предполагает собственную активность политика (это как бы концентрированный опыт взаимодействия (диалога) политика с избирателями) и требует от него определен­ной работы над собой — рефлексии, самоопределения, тренин­гов, т. е. еще и внутреннего диалога. Только в этом случае имидж будет нести внутренний смысл, а образ политика приобретает ре­льефность.

Ход диалога трудно предсказать заранее. При этом не всегда важно, какие слова были сказаны. Важно другое — как они были сказаны, и удалось ли донести тот смысл, который хотелось, и удалось ли в конечном счете добиться взаимопонимания. «Взаи­мопонимание людей — это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и воз­можного очередного действия партнера, а также взаимно содейст­вуют достижению единой цели»194. С этой точки зрения результат каждого технологического шага определяется тем, насколько он соответствует одновременно ожиданиям электората, характерис­тикам имиджа и тенденциям развития политической ситуации. Найти верный ход, который точно бы соответствовал определен­ному фактору адекватности как важнейшей характеристики взаи­мопонимания, достаточно трудно. (На практике чаще приходится отказываться от одного в пользу другого.) Но если ход или фактор найден, то в другой конкретной ситуации он опять будет не столь

193 Москвичи С. Век толп. — М., 1996.

194Давыдов Г.А. О развитии взаимопонимания преподавателя и курсантов // Ак­туальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. — М., 1980.-С. 171.

182

точным. Вот почему диалоговые технологии повторяемы в мень­шей степени, чем объектные и их применение предполагает боль­ше творчества.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4 5 6 7

Написать ответ

 

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1