Гипертекст мышления и экология коммуникативных пространств

19 декабря 2010
от

Качество жизни — качество коммуникативной среды

Остановимся пока только на первом аспекте, то есть на параметрах качества коммуникативной среды в их отношении к качеству жизни, ограничиваясь фактором массмедиа, к которым будем относить традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационным средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией — политические технологии, PR, рекламу и другие.  Предполагается, что СМК (массмедиа) порождает виртуальные реальности информационных пространств и детерминирует гипертекст реальности в целом.

Качество жизни будем рассматривать только в информационно-коммуникационно-психологическом срезе, обращая внимание на то, какие факторы приводят к обогащению внутреннего мира личности, какие к его обеднению. Такой подход развивается в экопсихологии[15] – научном направлении, исследующем психологические аспекты взаимодействия человеческой психики и мира в котором происходит процесс ее становления.

Во-первых: СМК правоцирует вхождение в виртуальные реальности общей событийности

СМК нацелена на обеспечение причастности всех ко всему.  В этом главная пружина глобализма, что, с одной стороны, обеспечивает расширение  поля сознания и формирование чувства принадлежности к глобальным цивилизационным процессам, но с другой, разрушает всякую частность, и, соотвественно, усложняет процесс самоиндентификации. Кроме того, виртуальные реальности общей  событийности, как правило имеют более низкий онтологический статус, чем частная событийность, например, показанная по телевизору катастрофа вызовет меньшую эмоциональную реакцию, чем тоже самое случившее в ближайшем окружении. Однако снижение эмоционального реагирования на плохое и хорошее, причастным к которому делают нас СМИ, постепенно становится нормой реагирования на все события, не зависимо от того произошли ли они с нами, или были показаны нам. Происходит эмоциональное отупление аудитории, а также наложение на обыденность гипертекстуальной и клиповой структуры сообщений, то есть приводит к размыванию границ событийности самости. Иными словами, под информационно-коммуникативным ударом оказывается личность человека, что подтверждается рассмотрением и других аспектов влияния СМК.

Во-вторых, СМК осуществляет производство собственных событий

Это относительно новое явление, в котором как раз и проявляется существенное отличие СМК от СМИ. Суть его в том, что структура информации, а не сама информация является условием коммуникации, следовательно, событие здесь — это порождение новых коммуникаций. Происшедшее в предэкранном мире имеет значение только в том случае, если оно порождает или способно породить новые коммуникации. Причем только те из них, которые могут вызвать структурные изменения в коммуникативной системе. Так, например, «раскрутка» есть не что иное, как создание новой коммуникативной структуры, центрированной раскручиваемым брендом. Наиболее значимым событием в СМК является возникновение коммуникаций нового типа. Например, возникновение интернета и целого класса новых способов коммуницирования было и остается таким событием. Действительность уже не отражается СМК, а управляется ею, причем возможность индивидуального участия в этом процессе снижается. СМК отдается приоритет в управлении действительностью. Нас уже не спрашивают, нам показывают. Это не может не сказаться на статусе воли, как индивидуальной, так и политической.

В третьих: СМК осуществляет глобальную структуризацию событийности в слове.

Условием появления системы массовой коммуникации как целостности является наличие метаязыка, связывающего все языки, и не только естественные национальные языки, но и профессиональные сленги, языки программирования, языки символов, языки жестов, языки газетных заголовков и др. То, что такой метаязык действительно существует, доказывает существование интернета. Однако составить его словарь и написать правила вряд ли когда-нибудь станет возможным, так как этот язык не является чем-то устойчивым, имеющим какие-то базовые основания, какие-то корневые слова. Интернет как информационная система позволяет структурировать знание относительно любого произвольного понятия или термина, которые и становятся временным виртуальным основанием знания в целом. Интернет  все связывает со всем, да так, что в качестве первоначала может быть использовано произвольное высказывание. Работая в интернете, пользователь словом заново пересоздает вселенную, правда, только свою и только виртуальную. С другой стороны, бесконечная вариативность и произвольность виртуальных  вселенных напоминает новое вавилонское столпотворение, то есть возникает парадоксальная ситуация когда развитие коммуникаций может привести к невозможности какой бы то ни было коммникации, поскольку каждый индивид приобретает возможность существовать в своем собственном коммуникативном пространстве. Здесь актуализируется проблема обеспечения условий выживания самой СМК, то есть экологии СМК.

Ф.И.Гиренок  обозначил некоторый до-словный  период развития человеческой культуры, при котором слово еще не являлось средством коммуникации, а выполняло роль камертона, настраивающего общество на гармонические вибрации co-общего смысла. Слово изначально не требовало шифрования и дешифрования, так как не являлось системой условных знаков, и, следовательно, не требовало и  перевода с одного языка на другой. Язык, как самоопределяющаяся лингвистическая система, еще не существовал.  Слово было фонетическим образом бытия, понятным без перевода всеми теми, кто  имел отношение к Бытию. Быть Человеком (Словеком слав.) означало просто Быть, то есть общаться не только с людьми, но и со всеми другими тварями, имеющими дар жизни, но в первую очередь с Творцом. Этим словом «всякая тварь Славит Господа».

В последствии, изобретение алфавита и письменности способствовало превращению слова в код, и, соответственно, разделению единого человечества на языки. Вавилонское Столпотворение как раз и свидетельствует о перерождении слова,и о следствии перерождения слова  – разделению языков. Примечательно, что образ Вавилонского Столпа все чаще появляется на страницах популярных изданий в связи с глобализмом и глобальными коммуникациями, как будто, не смотря на декларируемый всеобщий плюрализм, абсолютную толерантность и политкорректность, человечество ждет новое разделение, множественность иерархий постсловности посткоммуникативной цивилизации.

В четвертых: достоверность интерпретации события  устанавливается через референцию структуры информации.

Качество информации о событии становится зависимым не от ее новизны, полноты, логичности, ясности и других привычных критериев, а от того, в какой степени эта информация способна центрировать собой порожденную ею коммуникативную структуру, что в свою очередь зависит от того, насколько форма ее представления соответствует сложившимся на данный момент нормам. Отсюда и появляется новый критерий достоверности — более достоверно то, что по своей структуре более соответствует СМК в целом. Например, так называемый плоский текст, т.е. сообщение, не связанное гиперссылками с другими текстами, априори менее достоверно, чем текст, отсылающий к другим текстам. Здесь, очевидно, появляется сдвиг известной категориальной аппозиции «форма- содержание» или «контент-дизайн»  в сторону формы и дизайна. Впрочем, по М.Маклюену[16] средство само есть сообщение, а значит контентом становится дизайн, а содержанием  форма. Факт установления коммуникации для передачи контента — уже контент. Значит ли это что категориальная оппозиция «форма- содержание» преодолевается, или может быть преодолевается возможность различения (а значит и существования) категориальных оппозиций?  Очевидно, что постановка такого вопроса имеет следствием ревизию фундаментальных принципов мышления, где различение играет главную роль.

В пятых, со-быйность, порождаемая СМК прдполагает диалоговые субъект-субъектные отношения.

Действительно, читатель газеты остается читателем газеты, даже если пишет письма в редакцию. Читатель интернет-газеты становится на самом деле и писателем, и издателем, даже если он только заглянул на титульную страницу. Так как обращение к ресурсу изменяет структуру информации, интернет-публикация создается как публикаторами, так и пользователями. Если это так, то коммуникация потенциально субъект-субъектна. Однако не ясным остается, кто именно  скрывается под понятием субъекта. Является ли субъектом сама публикация, или автор публикации, рекламный призыв купить зубочистки, или сами эти зубочистки, вступающие в диалог с глазеющим на банер прохожим. Этот диалог выдвигается за пределы реальности,  превращаясь в дискурс агорян-симулякров, на который с высоты своей онтологической потребительности из гимназиума взирает специалист по коммуникациям. Реальный человек, из плоти и крови, в этом процессе не участвует. Видимо по этой причине диалоговость современных информационно-коммуникативных практик пока трудно считать, тем, что в конце концов будет гарантировать невозможность манипулирования общественным сознанием, хотя конечно ее повсеместное распространение приведет к существенным, и пока достаточно сложно-предсказемым изменениям в самой структуре информационно-коммуниктаивной деятельности.

Приведенный выше перечень аспектов влияния СМК на сознание и бытие современного человека, очевидно далеко не полон, но и его достаточно, для того чтобы прийти к выводу, о необходимости внимательнее вглядется в происходящее. Как-то так получилось, что видение будущего в большей степени захвачено литераторами и кинемотографистами. Антиутопии  «Матрица», «GENERATION П», весь киберпанк, и т.п. наполненны страшилками внебытийного бытия, и их следует рассматривать как справедливый вопрос обращенный к культуре человечества, о ее состоятельности. Напротив, теоретико-методологичекого анализ этих проблем пока находится на стадии попытки извлечения смыслов, запутавшихся в паутине коммуникаций.

Смыслотворящее молчание не успевает найти себе место в современном мерцающем коммуникативном пространстве.


[1] См. Мишель Фуко. Археология знания: Пер. с фр./Общ. ред. Бр.Левченко.— К.: Ника-Центр, 1996.— 208 с.— (Серия «OPERA APARTA»; Вып. 1).

[2] С.Л. Франк охарактеризовал эту идеею как «трансрациональное единство раздельности и взаимопроникновения», в котором сверхрациональным образом осуществляется тождественность всякой части — целому; оно недостижимо в эмпирическом, «падшем» мире, где непреодолимы разъединенность и конечность. (см. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 251  и Хоружий С.С. Перепутья русской софиологии // Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 155.).

[3] Philosophic der Arithmetik, Bd I, Lpz., 1891: Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewubtseins, Halle, 1928; Husserliana, Bd 1-8, ‘s-Gravenhague, 1950-1959; Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954: в рус. пер. — Философия, как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1.

[4] См. Носов Н.А. Виртуальная психология. / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 6. — М.: Аграф, 2000. — 432 с.; Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7. — М.: Путь, 2000. — 69 с.; Носов Н.А. Манифест виртуалистики. — М.: Путь, 2001.- 17 с. — (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 15.).

[5] Подробнее см. работы Бодрийара, например: «Симуляции» (1981), «В тени молчащего большинства» (1983), «Симулякр и симуляция»(1985), «Экстаз коммуникации» (1988), «Невозможный обмен» (1999), «Слова прошлого» (2000) и др.

[6]

[7] Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997.

[8] Пушкин А.С. [Рец. на кн.:] Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеликко // Пушкин А.С. Поли. собр. соч. М., 1949. Т. XII. С. 99 .

[9] Барт, Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс-Универс, 1994. С-14.

[10] Hasan I. Pluralism in Post-modern Perspective/ Critical Inquiry 3-1986

[11] См. Платон «Федон».

[12] Эко Умберто. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20.05.1998 / Интернет. 1999. N 6-7.

[13] См. Бахтин “Поэтика Достоевского”

[14] В этой связи интересно поставить вопрос о том, что же такое эмпиризм в современном понимании, и как бы звучала сегодня печально знаменитая работа Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.

[15] См. А.А.Калмыков Введение в экологическую психологию. М.: Издательство МНЭПУ, 1999.

[16] Маршалл Маклюен. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М., 2003

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1