Профессиональная универсализация и специализация конвергентных СМИ
Калмыков А.А.
Развитие нового явления часто сопровождается своего рода болезнями «левизны». Не исключение и модный процесс медиа-конвергенции порождающий формирование конвергентных редакций, сплошь состоящих из универсальных журналистов. Дегитализация, а точнее расширение компьютерного парка действительно потенциально способствует возможности совмещения в одной персоналии функций: репортера; фотографа; художественного редактора; метранпажа и т.п., что и провоцирует собственников издания на сокращение штата редакции.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Нет сомнения в том, что формирование универсального журналиста способного писать заметки, брать интервью, фотографировать, снимать видео, а затем осуществлять профессиональную предпечатную и предэфирную подготовку – необходимо. К этим традиционным журналистским компетенциям необходимо также добавить широкий спектр умений и навыков технического характера, связанных с необходимостью развития математического и инженерного мышления. Что особенно важно для изданий использующих интернет. Таким образом медиа-конвергенция процесс существенно трансформирующий, кроме всего прочего, традиционные «модели специалиста» в сфере информационно-коммуникационной деятельности. Речь идет не только о журналистах, но и о пиарщиках, рекламистах, политтехнологах и т.п. Вместе с тем этот самый универсализм, а точнее транспрофессионализм подразумевает, прежде всего, высокую степень освоения чего-нибудь одного. Универсальный журналист в основе – специалист в какой-либо конкретной профессиональной области. Только это позволяет быстро осваивать смежные специальности. Ознакомительное и поверхностное всего-знание и всё-умение явно недостаточно для профессиональной работы. Это первый аргумент в пользу тезиса о том, что универсализация сопровождается равномощным процессом специализации. Поэтому с созданием конвергентных редакций спешить не следует.
Слои конвергенции
Термин конвергенция происходит от лат. convergo — «сближаю». Это сближение (взаимопроникновение, взаимодействие, согласование и т.п.) происходит сразу в нескольких плоскостях (слоях).
Укрупнено можно выделить следующие, сгруппированные по степени общности:
1. Слой конвергенции технических устройств, стационарных и мобильных, объединяющих в себе: средства связи; средства отображения информации; средства агрегации информации; средства редактирования информации; средства записи фото, видео и аудио контента. Причем очевидна тенденция повышения качества этих устройств, как бытовых так и профессиональных. Это означает что современный журналист, вооруженный например, смартфоном, в состоянии оперативно снять видеоролик, взять интервью с места события и т.п., и отправить все это непосредственно в свое издание. Тем не менее, все эти технические возможности не исключают необходимости существования высокого профессионализма фотографа, режиссера, оператора и т.п. Напротив значительно повышают планку профессиональной работы, дополняя ее компетенциями по цифровой мобильной обработке контента. Так что здесь универсализация сопровождается усилением специализации.
2. Слой конвергенции профессионализма. В этом слое происходит взаимопроникновение компетенций присущих различным видам профессиональной журналисткой деятельности. «Пишущие» журналисты приобретают компетенции «снимающих» и так далее, по всему профессиональному полю. Но, повторимся, это должно происходить на фоне усиления профессионализма в «своей» зоне.
3. Слой конвергенции компонентов системы СМИ, то есть прессы, радио, телевидения, интернет. В этом слое происходит соединение и объединение в одном издании различных способов донесения контента до потребителя. Но было бы ошибкой объединять форматы. Текстовые (газетно-журнальные), визуальные (телевидение), аудиальные(радио) и интерактивные гипертекстовые(интернет) форматы, напротив, на фоне конвергенции становятся все более дивергентными. Вот почему при создании, например, интернет-версии газеты необходимо действовать по принципу «одно издание – две редакции», даже в том случае если в этих редакциях будут работать одни и те же люди.
4. Слой конвергенции медиа, то есть сближение различных отраслей информационно-коммуникативной деятельности: журналистики, пиар, рекламы, маркетинга и т.п. Речь идет и о том, что журналист может на практике участвовать в решении задач более свойственных пиару, рекламе, маркетингу и т.п., чем журналистике, и о том, что эти задачи решаются в рамках отдельных изданий. Подобное сближение различных медиа-практик, как и в предыдущих случаях, требует еще более четкого профессионального разграничения. Журналист готовящий пиаровскую статью чем-то, все-таки, должен отличаться от пиарщика использующего журналистику для своих задач. И это отличие будет только усиливаться.
Итак, можно считать доказанным, что во всех слоях конвергентные процессы сопровождаются не менее мощными дивиргентными, то есть универсализация стимулирует специализацию.
Откуда следует: во-первых, конвергенция не является поводом увольнения специалистов; во-вторых, более сложным и требующим большего внимания становится менеджмент конвергентных СМИ; в-третьих, появляется социальный заказ системе образования на подготовку «универсальных» журналистов, которые при всей своей универсальности должны оставаться высокопрофессиональными специалистами.
Медиа – гипермедиа – трансмедиа
Впрочем, приведенный обзор конвергентных и дивергентных процессов в медиа-отрасли был бы неполным, без упоминания о трансформациях медиаландшафта в целом. 4-х компонентная система СМИ может быть рассмотрена несколько в другом ракурсе, – по степени интеграции медиа и коммуникативных технологий.
Если ограничится журналисткой подсистемой медиа, то можно выделить следующие типы современных СМИ:
1. Медиа – это достаточно локализованные издания, работающие в зоне одного из компонентов системы СМИ – печати, радио, телевидения, интернет. Это, примерно то, что подразумевается под термином «традиционные СМИ». Конвергентные процессы здесь проходят в пределах 1-го и 2-го слоев.
2. Гипермедиа – издания, использующие одновременно различные средства доставки контента. Например, оффлайновая и онлайновая газета. Именно их чаще всего называют конвергентными. Соответственно, конвергентные процессы здесь реализуются в первом, втором, и в третьем слоях.
3. Трансмедиа – новые медиа, относительно которых не утихают споры: можно ли их считать СМИ или нет. Например: социальные сети, контент которых: во-первых, не информативный, а коммуникативный, во-вторых, формируется не редакцией, а пользователями. Выход трансмедиа-ресурсов из ограниченного поля профессиональной журналистики обусловлен также расширением их функций за счет решения спектра немедийных задач. Имеется в виду прямое участие социальных сетей в бизнесе, в политике, в образовании и т.п. Трансмедиа выводят не только журналистику, но и медиа в целом, за свои границы. Соответственно, конвергентные процессы здесь активно разворачиваются на всех слоях.
Вывод
Мы являемся свидетелями глобальной системной перестройки информационно-коммуникативной сферы общественной деятельности. Этот процесс противоречив, сложен и многослоен. Теоретическое осмысление его в целом, вероятно пока проблематично, хотя бы по той причине, что скорость изменений превышает сегодня скорость их теоретико-методологической рефлексии. Очевидно, также, что эта скорость будет только возрастать. В этой ситуации исследователям остается фиксировать происходящие фрагментарные трансформации и пытаться их пронозировать, а практикам – научиться быстро, приспосабливаться к меняющимся условиям на основании научных фиксаций и прогностики.
_____________________________________
Тезисы к выступлению на круглом столе: «Конвергентная журналистика: вопросы обучения и подготовки кадров» — (8 декабря 2010), прошедшего в ИПК работников ТВ и РВ, и организованного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Похожие статьи
