Гипертекст — определение понятия

16 февраля 2011
от

Медиасвойства гипертекстуальности

Гипертекст как явление постмодерна перенимает у него ряд свойств, присущих постмодерну. Известный американский критик Ихаб Хасан [13] выделяет (нумерация наша) следующие признаки: 1) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков; 2) фрагментарность и принцип монтажа; 3) «деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами; 4) отсутствие психологических и символических глубин; 5) молчание, отказ от мимесиса и изобразительного начала; 6) положительная ирония, утверждающая плюралистическую вселенную; 7) смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм; 8) театральность, работа на публику, обязательный учет аудитории, срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

Иными словами человек — читатель текста постмодерного бытия: 1) программируется на скользящий поверхностный «просмотр», а не на углубленное включение. 2) Он сам монтирует общую картину из фрагментов текста, 3) причем все, что мешает свободной интерпретации, отбрасывает. 4) Такой подход напоминает скольжение (серфинг) по поверхности текстуального пространства, гиперссылки чаще всего — это не движение вглубь, а в сторону 5), и напоминает языковую игру. 6) Индивидуальное эго бесконечное количество раз переодевается, вследствие чего появляется необходимость принимать навязываемый образ. Он остается молчаливым наблюдателем даже там, где его провоцируют на высказывание, так как это высказывание осуществляется под маской. Механизм компенсации эмоциональной бедности поверхностного скольжения включает иронию, уход от серьезности, всеобщий безграничный плюрализм 7), сопровождающийся возможностью эклектики, сочетанием несочетаемых стилей, циклично профанирующих и сакрализирующих друг друга 8), соучаствуя в витальном спектакле, сочетающем в себе и сакральную мистерию и профанную буффонаду.

В целом гипертекст — это то, что в действительности разрушает детерминированность и однозначность бытия, и его понимание. Соответствующее ему мышление использует в большей степени ритуальные инициации знанием, характерные для мифологических форм мышления, чем сформированные цивилизацией рациональные способы продуцирования знания. Тем не менее, гипертекст достаточно адекватно описывает современные взаимоотношения с реальностью. Легко убедиться, что доступные для наблюдения и отражаемые в СМИ социокультурные процессы имеют гипертекстовую природу. Даже такие события, как войны, воспринимаются и описываются с использованием виртуальной и гипертекстовой терминологии. Следовательно, современная журналистика (печатные и электронные СМИ, Web) просто не может не изъясняться на языке гипертекста. Гипертекст опять-таки из-за присущих ему свойств, способен объединить культурную активность цивилизации автокоммуникативного типа, в которую мы входим, с классической цивилизацией сообщения, во взаимосвязи и взаимодополнении.

Это одна сторона гипертекста, но есть и другая, имеющая как будто прямо противоположные свойства:

1) Неопределенность, нелинейность, разрывность переходов создает некоторое новое качество, не вытекающее логически из формы и содержания. Переход в иную текстуальность — открытие дополнительных окон реальности.

2) Фрагментарность и клиповость ведет к созданию новых информационных сверток — иероглифов современной культуры, которыми можно оперировать как буквами алфавита.

3) Деканонизация ветхих ценностей и их профанация имеет своим следствием формирование и сакрализацию новых ценностей. А так как новых ценностей не бывает, то здесь речь идет о критическом пересмотре ценностных структур в направлении более устойчивых к вызовам цивилизационного развития. Например, в последние десятилетия в общественном сознании явно профанируется базовый либертарианский лозунг «Свобода, равенство, братство». Термин «демократия» воспринимается лишь как элемент политической риторики. С другой стороны, наблюдается возвращение к профанированным рациональностью прошлого религиозным смыслам спасения, духовности, святости и т.п.

4) При поверхностном скольжении считывается геометрия поверхностей, т.е. структура информационного пространства. Углубление в поверхность бессмысленно, потому что это поверхность, а не объем, следовательно, углубляться некуда. Осознание одного этого факта на практике уже является очень серьезным культурным действием, определяющим жизненные стратегии. Сама поверхность гипертекста больше всего напоминает лист Мебиуса, который, как известно, имеет только одну сторону. Двигаясь по нему, можно прийти с лицевой его части в изнаночную, не пересекая поверхность. Таким образом, нахождение на изнаночной стороне есть следствие движения с лицевой.

5) Игровая реальность — это реальность проб и возможностей, языковая игра — это одно из условий языкотворчества, плодотворность которого мы наблюдаем в интернете.

6) Плюралистичность и ироничность — ответ психически здорового организма на невозможность реальности профанированных ценностей.

7) Овеществленный гипертекст — интернет приучает к тому, что жанровые границы, как и любые другие границы, есть либо игровые правила, либо добровольно взятые на себя самоограничения. Они сущностно конвенциональны. В любом случае ограничение есть действие индивидуальной воли, без логического рационального обоснования. Стирание границ приводит к проявлению трансрациональных причин существования границ, то есть попытки разрушения границ приводят к разрушению условных границ и к укреплению безусловных.

8) Интернет сделал потенциально публичной жизнь каждого человека. Получился своеобразный театр наоборот, в котором право наблюдать за игрой предоставляется актерам, а право играть — публике. Задача актеров — наблюдать и испытывать катарсис (очищение от переживания искусства), а публика проигрывает перед ними вживание во все новые образные миры. Вырабатывается культурная логика оценки действительного по возможному, в которой сама возможность реальности санкционируется гиперреальностью.

Гипертекстуальность можно рассматривать и как фактор массовой дебилизации, и, напротив, как стимул формирования новых типов мышления, и соответственно нового типа личности. Предсказать, какой полюс, окажется в будущем более существенным невозможно. Ясно одно, мы что-то обязательно потеряем, и что-то обязательно приобретем, точно также как случилось с нашими предками, когда они изобрели письменность [48]. В любом случае, можно констатировать, что цивилизация в данный момент находится в точке интеллектуальной бифуркации, причем ее неустойчивость взаимозависима от ускоренного развития коммуникативных практик и технологий как в техническом, так и в культурологическом плане.

Итак, гипертекстуальность это свойство и современного мышления и современного бытия. Причем проявляется оно в основном в коммуникативных практиках, так как через них формируется картина мира современного человека. Иными словами, все большая доля того, что остается в сознании поступает по информационно-коммуникативным каналам, а не является следствием собственного опыта. Эти каналы составляют конструкцию, имеющую гипертекстовую структуру. Данную конструкцию, ставшую неотъемлемым элементом бытия, почти таким же неотъемлемым как звезды физического космоса, можно назвать системой массовых коммуникаций.

Частные свойства гипертекста непосредственно экстраполируются на его медиасвойства, да и в целом гипертекст, прежде всего медиапродукт, и может быть адекватно определен лишь в медиапространстве, которое с его появлением также требует переопределения с учетом частных свойств гипертекста. Наиболее общим свойством гипертекста является то что он является конструкцией, как для того кто его готовит (автора), так и для того, кто вступает с ним в коммуникацию (читателя). Именно поэтому правомерно говорить, что гипертекст не пишется, а конструируется.

Таким образом, неотъемлемым свойством гипертекста является интерактивность, что превращает качество интерактивности в императив современных массмедиа.

Фрагмент работы: Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе
отечественных СМИ. Научное издание / А.А. Калмыков; под ред. В.С. Хелемендика. М.: Издательство ИПК работников ТВ и РВ, 2009. 84 с.

Скачать книгу

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Страницы 1 2 3 4

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1