Фрагмент статьи проф. В.Л.Цвика «О конвергенции в журналистской науке»
В 1999 году Е.Л. Вартанова опубликовала статью «К чему ведет конвергенция СМИ?», в которой замечает: «Все чаще это понятие становится синонимом магистральных преобразований в медиасфере… Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии.
В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. (…) Радио в интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором… Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров».
Действительно, казалось, что до конвергенции рукой подать, что цифровые технологии, стремительно изменяющие облик рынка связи, уже завтра позволят создать единую электронную аудиовизуальную, бизнес-развлекательную, торгово-сервисную индустрию массового информационного обслуживания, объединив все самое лучшее, что есть в радиовещании и подвижной связи, интернете и телевидении, наземных, кабельных и спутниковых системах распределения и подачи. Но прошло десять лет, и на конференции CSTB-2004 технический директор Европейского вещательного союза Филипп Лавен закончил свой доклад «Будущее телерадиовещания» словами: «Не ждите многого от конвергенции!».
Однако прогресс не остановим. В пост-релизе Международной конференции и выставки по технологическим, правовым и коммерческим аспектам развития цифрового ТВ в России: «Digital TV Russia 2008: Конкуренция. Конвергенция. Кооперация» (Москва, 2-3 апреля 2008 года) читаем:
По мнению Дмитрия Лукьянова, главного конструктора Digital Home Group, Intel Corp, «проведенные в России мониторинги показали, что люди готовы к восприятию новых телевизионных технологий и ожидают от Digital TV не просто увеличения количества каналов, но и появления нового качества». В рамках круглого стола прозвучало, что мы пока не приступали к анализу последствий перехода ТВ к персонализации (когда абонент сможет формировать лично для себя сетку вещания, отказываться от рекламы, формировать контент и распространять его).
Первый заместитель генерального директора ФГУП РТРС А.А. Калин сообщил на конференции, что Россия находится на 54 месте по цифровым возможностям, и это является средним значением по миру.
Наметившаяся тенденция, хотя и не так быстро, как хотелось бы, воплощается в жизнь. Дигитализация, переход на цифру ведет к созданию объединенных (конвергированных) медиа и универсализации журналистской профессии. А значит, конвергенция СМИ требует конвергенции методов их анализа, развития теории телевизионной журналистики – научного направления, объединяющего методы многих наук.
Фрагмент статьи В.Л.Цвик «О конвергенции в журналистской науке».
Похожие статьи
