Модель деятельности специалиста – преподавателя ДО в Интернет

4 мая 2011
от

Александр А.Калмыков

из моей диссертации выписка


1.1. Теоретические основы конструирования модели специалиста

Одной из актуальнейших задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании и технологиях подготовки специалиста, что влечет за собой изменения в понимании основных детерминант высшего профессионального образования –  целей и содержания 130 .

Для современного специалиста важна способность эффективно действовать в реальных ситуациях. Владение суммой абстрактных знаний, подтвержденное соответствующим квалификационным документом (например, дипломом), в процессе развития реальных рыночных отношений все меньше становится содержательной целью получения образования.

Необходимо отметить, что «традиционное для российского менталитета понимание профессии как определенного положения (социально-делового, а в прежние времена и идеологического) в западном менталитете практически отсутствует. Профессия определяется как совокупность конкретных работ. На рынке труда рабочая сила как товар обменивается на деньги (зарплату) именно в форме выполнения конкретных видов работ, а не в форме занятия того или иного социально-делового положения или должности (инженер, научный сотрудник, начальник отдела и т.д.).

Виды работ, пользующиеся спросом на рынке труда, каждая компания прогнозирует, инициирует, стандартизирует»  82.

Работодателю важно не столько то, что знает выпускник вуза или курсов повышения квалификации, сколько то, насколько успешно он сможет работать на конкретном участке, исполняя конкретные функции.

Вместе с тем приобретение знаний само по себе остается целью образования, поддерживающее развитие «образованности» как качества личности и как составляющей человеческого капитала 232. Более того, присутствие данной личной цели получения образования все в большей степени выявляется 19 34 2 у тех, кто сегодня находится в образовательной системе. Предоставление «образования для себя» занимает определенный, причем расширяющийся сектор на рынке образовательных услуг. Можно также прогнозировать, что такого рода образовательные услуги будут присутствовать, и даже доминировать, и на рынке дистанционного образования.

Однако в нашем случае речь идет о подготовке специалиста, т.е. кандидата на уже существующую (пусть только потенциально существующую) в обществе рабочую вакансию. Здесь содержание и способ получения образования детерминируется будущей профессиональной деятельностью, а приобретаемые в процессе обучения знания становится необходимо рассматривать опосредованно через определенные элементы деятельности. Здесь находит свое практическое выражение теоретический принцип единства сознания и деятельности 97, а также деятельностный подход, особенно характерный для отечественной психологической и педагогической науки.

Одной из задач организации высшего образования является создание модели специалиста как норматива планируемых качеств выпускника 152.

Существует несколько подходов к решению этой проблемы. В основе одного из них лежит модель деятельности специалиста, проецирующаяся на процесс профессиональной подготовки. 160. Модель специалиста становится образом и аналогом его деятельности, представленной через характеристики условий функционирования и существования совокупности соответствующих специалистов. Согласно другому подходу 170 модель специалиста должна определять систему задач, которые встают перед специалистом после окончания обучения. В организационно-педагогической практике оба эти подхода трудно различимы, так как при разработке квалификационных характеристик и другой документации, управляющей учебным процессом, в той или иной степени учитываются как будущие профессиональные задачи, так и характеристики условий деятельности. В настоящем исследовании в основу разработки модели специалиста положена концепция, согласно которой успешность деятельности определяется возможностями адаптации к профессиональной среде. При таком подходе модель деятельности специалиста включает в себя и характеристики профессиональной среды, и характеристики деятельности, и профессиональные задачи. Причем список профессиональных задач может быть в общем случае дополнен специфической задачей изменения (и управления) самой профессиональной среды.

Последнее особенно важно при конструировании схемы модели специалиста – преподавателя ДО в Интернет, особенностью деятельности которого является интерактивное взаимодействие с телекоммуникационным пространством, находясь в телекоммуникационном пространстве.

В качестве элементов модели специалиста при таком подходе могут выступать «функциональные единицы деятельности – обобщенные типовые действия, интегрирующие в себе и знания, и умения, и определенные качества личности» 130.

Определение целей обучения в виде таких действий дает возможность конструировать описание модели специалиста, позволяющей:

  • строить учебный процесс как последовательность операций (технологию), приводящую к заранее прогнозируемому результату;
  • иметь возможность объективно оценивать степень и качество достижения конечного результата;
  • обусловливать методику и содержание обучения планируемыми характеристиками деятельности специалиста с учетом рыночных ориентиров.

Цели, сформулированные подобным образом, предъявляют новые требования к содержанию обучения .

Содержание обучения в целом можно рассматривать как информационную модель профессиональной деятельности, соотнесенную с конкретными организационно-содержательными единицами (ОСЕ) учебного процесса, т.е. содержательно и организационно независимыми фрагментами учебного процесса, имеющими свою целевую установку и технологию реализации. Это может быть учебная дисциплина, модуль, лабораторный практикум, практика, курсовая работа (проект) и т.д. 130.

Конкретная же модель самого содержания образования фиксируется в наборе учебно-программных документов, включающих:

  • модель деятельности специалиста;
  • учебный план, фиксирующий знаниевую структуру специальности;
  • учебные программы, раскрывающие содержание специальности.

В настоящем диссертационном исследовании на основании системного анализа профессиональной среды и описания профессиональной деятельности преподавателя ДО в Интернет, а также через обобщение опыта построения моделей специалистов в родственных областях деятельности осуществлено конструирование модели специалиста новой специальности – преподавателя ДО в Интернет.

С помощью этой модели решается более частный вопрос – разработка и апробация учебной программы и других учебно-методических материалов для системы профессиональной переподготовки.

Конечная практическая цель исследования – обеспечение учебно-методической документацией системы профессиональной переподготовки – позволяет ограничиться спецификой работы преподавателя в виртуальной среде, оставив без рассмотрения ряд тех качеств специалиста – педагога, которыми он уже обладает, так как в задачу системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации не входит формирование как общепедагогических качеств, так и качеств профессионала в выбранном предмете деятельности. Речь может идти только о развитии и актуализации данных качеств 140.

Следует отметить, что моделирование специалиста в целях разработки учебно-методической документации применяется, как правило, в системе профессиональной подготовки 171. При профессиональной переподготовке и повышении квалификации используются уже готовые модели специалиста и квалификационные характеристики, так как считается, что профессиональная переподготовка отличается только уровнем образования. Необходимость разработки модели специалиста – преподавателя ДО в Интернет обусловлена двумя обстоятельствами: 1) отсутствием соответствующей модели специалиста для системы профессиональной подготовки; 2) качественными отличиями педагогической деятельности в Интернет от традиционной, что делает невозможным прямое использование модели специалиста – педагога (или квалификационной характеристики) для планирования профессиональной переподготовки.

При этом следует отметить следующие специфические задачи процесса профессиональной переподготовки преподавателей ДО в Интернет:

  • Диагностическая (ориентационная) задача – определение склонностей и способностей слушателей, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью обеспечения успешности профессиональной переподготовки.
  • Задача актуализации имеющихся знаний и умений – повышение и актуализация уровня психолого-педагогических знаний, компьютерной и телекоммуникационной грамотности, развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования педагогических технологий.
  • Задача личностной реализации – раскрытие творческого потенциала слушателей в будущей профессиональной деятельности, приобретение нового профессионального статуса, удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности.

Описанные задачи профессиональной переподготовки могут быть сведены к общей задаче формирования свойства адаптируемости к новым условиям профессиональной деятельности. Это вызывает необходимость осуществления детального исследования профессиональной деятельности преподавателя ДО в Интернет, базирующегося на широком опыте теоретических и эмпирических исследований трудового процесса.

Для разработки модели специалиста в настоящем исследовании был подвергнут теоретическому анализу ряд общеметодологических подходов, документов и разработок, в том числе: общеметодологический подход Талызиной 171, результаты исследований в области профессиографии и психологии труда 88, квалификационные характеристики 9, характеристики профессии на рынке труда 82.

Подход, предложенный Н.Ф. Талызиной 171, основывается на предположении, что качество профессиональной подготовки зависит от степени обоснованности трех основных узлов: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить).

Формулировка цели подготовки специалиста уже содержит в себе в неявном виде требования, предъявляемые к специалисту будущей деятельностью. Эти требования можно описать, воспользовавшись перечислением необходимых знаний и умений или же описанием видов деятельности (типовых задач). В подходе, развиваемом Талызиной, эти два возможных описания считаются эквивалентными.

Следовательно, в модели специалиста должно быть предусмотрено описание видов деятельности, которые 171 предлагалось разделить на три составные части:

1. Виды деятельности, обусловленные особенностями нашего века.

2. Виды деятельности, обусловленные социально-политическим строем страны, его духовно-нравственной системой.

3. Виды деятельности, диктуемые требованиями профессии, специальности.

Необходимо отметить, что в 1987 г., когда вышла в свет упоминаемая выше работа, некоторые ее положения обязаны были быть сильно идеологизированными и политизированными. В частности, часть 2 модели подразумевала рассмотрение понятия «советский специалист» как некую особую категорию. Одним из следствий такого подхода явилось то, что во 2-ю часть модели попал ряд культурных и цивилизационных факторов, которые в большей степени можно было бы отнести к общекультурным и общецивилизационным, то есть те, которые должны были бы оказаться в 1-й части.

В целом данный подход в первоначальном виде уже не может адекватно описывать модель деятельности современного специалиста, сохраняя при этом системную стройность. Требуется его реконструкция с учетом тех изменений, которые произошли в нашем обществе.

Реконструированное в соответствии с новыми социальными условиями описание видов деятельности специалиста (профессиональных задач) может быть представлено следующим образом: 1). Виды деятельности, соответствующие цивилизационным и общекультурным нормам специалиста соответствующего уровня. 2). Нравственные и мировоззренческие задачи, связанные с национальной, отечественной, культурной, религиозной идентификацией, а также личностной самоидентификацией. 3). Виды деятельности, специфичные для данной профессии.

Первая составная часть описывает виды деятельности, соответствующие цивилизационным и общекультурным нормам специалиста соответствующего уровня , и умения (и тем самым определенные знания), которые необходимы не только данному специалисту, но и представителям других специальностей в общецивилизационном, общекультурном смысле. Таковой, например, постепенно становится компьютерная и телекоммуникационная грамотность, а также умение работать с информацией вообще, умение учиться, умение управлять коллективом и т.п. Ясно, что к этому блоку следует отнести некоторый общий культурный уровень, общечеловеческие мировоззренческие установки, общечеловеческие нормы нравственности и морали.

Вторая часть включает в себя нравственные и мировоззренческие задачи, связанные с национальной, культурной, религиозной идентификацией, а также личностной самоидентификацией. В этом блоке конкретизируются требования, которые ставит перед будущим специалистом заказчик – общество, в котором он живет, да и он сам как самоопределяющаяся развивающаяся личность.

Третья часть для каждой профессии определяет свой, конкретный состав умений. Однако в соответствии с типами задач, решаемыми специалистами с высшим образованием, все умения можно объединить в три группы. Первую составляют умения, позволяющие вести исследовательскую работу, вторую – умения, необходимые специалисту для решения практических задач, третью – умения, обеспечивающие способность к деятельности по управлению сознанием, в том числе и к педагогической работе в широком смысле.

Легко видеть, что описанная выше структура модели специалиста является иерархически организованной. Части модели расположены в порядке возрастания специфичности требований той или иной профессии. Такая форма организации позволяет решать задачу определения содержания и формы организации учебного процесса с учетом иерархических связей отдельных блоков и подблоков модели специалиста. В этом смысле модель деятельности специалиста рассматривается как инструмент разработки учебно-методической документации.

Результаты отечественных исследований в области профессиографии и психологии труда, развивающихся в рамках системного подхода, дают основания рассматривать профессиональную деятельность в качестве целостного системного объекта. Выявление взаимосвязей между миром профессий, многообразием интересов и человеческим потенциалом легло в основу современных принципов психологической классификации профессий, разрабатываемых Е.А. Климовым  88. Ее основными признаками и структурными компонентами являются предмет труда, цель, орудия и условия труда. Причем системообразующим признается предмет труда, определяемый как система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек (…) должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их» 88, с. 17.

Другой исследователь, А.А. Крылов, исходя из концепции включения новых информационных процессов в текущий процесс, вводит следующие частные принципы организации информационных процессов: совместимость, динамизм, актуализация информационных функций и т.п.  94. Г.В. Суходольский 167 выделяет три основных требования к психологическому изучению профессиональной деятельности: психологическая адекватность описания содержания, полнота психологического отображения реальной действительности, требование конструктивного описания деятельности. В.Д. Шадриков  194 рассматривает профессиональную деятельность как многоуровневое полиструктурное образование, выделяя личностно-мотивационный уровень, компонентно-целевой, структурно-функциональный, информационный, психологический, индивидуально-психологический. Н.П. Ерастов 41 развивает метод структурно-психологического анализа деятельности, предлагая описание деятельности, включающее: внешние действия – внутренние условия – характер деятельности – результаты деятельности.

«Таким образом, – как отмечает Е.М. Иванова 52, – для современного развития психологической науки характерны тенденции формирования теории системного исследования профессиональной деятельности и реализации системно-структурного подхода в решении научно-практических задач.

Анализ различных системных подходов к изучению профессиональной деятельности, а также использование общесистемных принципов 184позволяет выделить три группы детерминант, задающих требования к специалисту, а именно: внешние относительно профессиональной среды детерминанты – требования государства, требования социума, требования рынка; внутренние – профессиональной среды, профессионального сообщества, профессиональной школы; личностные – удовлетворение потребностей в образовании, в самореализации, в социальном статусе. Схема построенной на этой основе модели специалиста приведена на рисунке (рис. 1).

Рис. 1. Модель деятельности специалиста.

Одной из форм представления модели является квалификационная характеристика, которая служит эталоном квалификации специалиста данного профиля. Квалификационные характеристики выполняют задачу описания целей подготовки квалифицированных кадров и предназначены для оценки степени мастерства специалистов и назначения им заработной платы. Квалификационные характеристики содержались в специальных тарифно-квалификационных справочниках, являвшихся одним из основных документов, на основании которых осуществлялось планирование труда и зарплаты на государственных предприятиях.

Типовая структура квалификационной характеристики содержит следующие элементы: 1) квалификация; 2) специализация; 3) форма обучения; 4) срок обучения; 5) назначение квалификационной характеристики; 6) профессиональное назначение специалиста; 7) квалификационные требования к выпускнику (общая подготовленность выпускника, подготовленность выпускника к работе на конкретных участках деятельности); 8) перечень решаемых специалистами задач и диагностических процедур (оценка качества обучения).

Обобщенные и практически значимые сведения о квалификационных характеристиках структурированы Н.В. Борисовой 20.

Структура квалификационной характеристики включает в себя:

1. Основные области и виды деятельности

2. Типы организаций, где они могут работать

3. Категории должностей, которые они могут занимать

4. Требования к личностным качествам

5. Требования к умениям и способам деятельности

6. Перечень должностных обязанностей

7. Требования к знаниям

Воспользовавшись структурой квалификационной характеристики, А.А. Андреев в авторском сетевом интерактивном курсе «Педагогика высшей школы» 218 приводит следующее описание квалификационной характеристики для педагога Интернет-образования.


«Рассмотрим, как выглядит КХ (квалификационная характеристика), построенная в соответствии с приведенной выше структурой,

например, для педагога, который должен эффективно работать в системе открытого образования. Один из вариантов может выглядеть так:

I. Основные области и виды деятельности

Область деятельности:1). Образование; 2). Управление; 3). …

Виды деятельности: 1).Учебная; 2). Методическая; 3). Воспитательная; 4). Организационная; 5). Научная. Административная; 6). Работа с кадрами (персонал-технологии); 7). Предпринимательская; 8). Экспертная; 9). …

II. Типы организаций, где они могут работать

Образование: 1). Средние школы (государственные, муниципальные, частные, семейные); 2). Средние профессиональные (колледжи, училища, техникумы, учебно-производственные комплексы); 3). Вузы (институты, университеты, академии); 4). Последипломное образование (ИПК, ФПК, Центры переподготовки); 5). Органы управления образованием; 6). Курсы, школы, центры бизнеса, курсы интенсивного обучения языкам; 7). Коммерческие и частные институты; 8). …

III. Категории должностей

1). Преподаватель; 2). Методист; 3). Научный работник; 4). Консультант; 5). …

Требования к личностным качествам:1). Психологические; 2). Мыслительные; 3). Поведенческие; 4). …

Требования к умениям и способам деятельности

Перечень должностных обязанностей

Многоточия означают, что работа в этой области еще не закончена, и это повод для исследований и размышлений ».


Модель деятельности специалиста должна содержать также представление профессии на свободном рынке труда (требование рынка), состояние которого в значительной степени влияет как на выбор личностью того или иного направления профессиональной подготовки и переподготовки, так и на содержание обучения. Представление профессии на свободном рынке труда может быть структурировано, используя несколько иные основания. Например, в каталоге стандартов перспективных работ на российском рынке труда 82, подготовленном инновационным образовательным центром департамента профессионального обучения и развития человеческих ресурсов министерства труда и социального развития Российской Федерации, в основу взята следующая форма описания профессии.

Виды ответственности. Описывает перечень видов ответственности, предусмотренных профессиональным стандартом.

Описание видов работ. Детально раскрывает информацию по стандарту данной профессии. Виды работ и описание профессиональной среды.

Факты. Характеристика рынка труда в данной профессиональной зоне и позиционирование профессии на рынке труда.

Требования к кандидату. Тип людей, способных выполнять включенные в профессиональную деятельность виды работ. Личностные качества, общепрофессиональные умения и навыки, специфические требования к кандидату,

продиктованные особенностью того или иного вида деятельности.

Образование. Тип и уровень образования желателен для того, чтобы соответствовать рыночному стандарту конкретного вида работ.

Место работы. Потенциальное место работы по тому или иному стандарту видов работ.

Заработная плата. Вероятная заработная плата.

Возможная карьера. Прогноз карьеры в данном виде профессиональной деятельности.

Тенденции. Прогноз общих тенденций на рынке труда, а также место того или иного вида деятельности в происходящих изменениях.

Данный каталог рекомендован к использованию в организации системы профессиональной ориентации и самоопределения в учебных заведениях, центрах, службах занятости. Он также адресован тем, кто сегодня ищет свое будущее поприще или же ищет работу, т.е. выпускникам школ и вузов, лицам, желающим сменить работу, и безработным.

Приведенную структуру описания профессии можно назвать моделью деятельности специалиста в рыночном представлении. Эта модель во многом повторяет квалификационную характеристику, однако легко увидеть и весьма существенные отличия:

1.   Добавлены характеристики рынка труда (Факты, Тенденции) и информация для самоопределения (возможная карьера, заработная плата).

2.   Введена новая характеристика профессии (виды ответственности), фиксирующая факт договорных отношений с будущим работодателем, которая предполагает наличие свободы выбора у кандидата.

3.   Изменена последовательность в списке характеристик, что свидетельствует о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных факторов.

В данной разработке приведены описания профессий, в чем-то пересекающихся с рассматриваемой в настоящем исследовании, в частности, описания профессий 6.05.01. Мастер производственного обучения; 6.05.02. Мастер no менеджменту; 6.05.03. Дизайнер мультимедийных образовательных программ (МОП)  82, c. 103–108 . Это послужило основанием использовать результаты разработки при определении рыночных детерминант педагога ДО в Интернет.

Подход, подразумевающий рассмотрение составной части модели специалиста – содержания обучения как информационной модели профессиональной деятельности, соотнесенной с конкретными организационно-содержательными единицами учебного процесса 130, требует раскрытия следующих позиций: общее назначение специалиста, функциональное предназначение специалиста, общие квалификационные требования к специалисту, структура и содержание деятельности специалиста, психологическая характеристика, условия и ограничения деятельности специалиста.

Построение этой модели обычно преследует следующие основные цели:

  • формировать структуру и содержание обучения в соответствии с Государственным образовательным стандартом и реальными запросами рынка;
  • разрабатывать учебные планы и программы с учетом целевых ориентиров в заданном моделью социальном и профессиональном контексте;
  • решать задачи маркетинга и промоушн образовательных услуг, позволяющий при работе с возможными заказчиками и потребителями предъявлять им спецификацию образовательного продукта и сертифицировать качество обучения;
  • решать задачи профориентации и выбора нового профессионального поприща, давая по возможности наиболее полное представление о будущей деятельности, о возможных перспективах роста, а также – опосредованно – о содержании образования.

При таком подходе модель деятельности специалиста определяется как полное описание целей образования в соответствующей сфере как системы осваиваемых в образовательном процессе способов и средств адаптации к профессиональной среде, представимых в форме типовых задач профессиональной деятельности, методов их решения, ресурсов.

Структура модели специалиста, в основу которой положена методическая разработка, осуществленная в МНЭПУ 131, состоит из следующих частей:

1). Формальный уровень образования, специальность, квалификация

2). Описание профессиональной среды

3). Общее назначение специалиста – перечисление видов деятельности, перечисление основных групп, типов, видов и сфер деятельности учреждений и организаций, в которых он может работать, возможные должности по типовым оргструктурам вышеуказанных учреждений, которые может занимать специалист, возможные должности при условии получения дополнительной квалификации.

4). Функциональное предназначение специалиста

Содержание деятельности, тип учреждения, функционально-уровневый приоритет деятельности.

5). Общие квалификационные требования к специалисту

4.1. Общие требования.

Госстандарт специальности, а также общие требования к специалисту как к личности, его социокультурной, коммуникативной и философско-мировоззренческой сфере.

4 .2. Требования к подготовленности специалиста в предполагаемой сфере деятельности.

6). Структура и содержание деятельности специалиста (профессионально-квалификационные требования к специалисту)

Вид
деятельности

Состав
деятельности
Основные задачи
и содержание деятельности

Предметная
область
1

2 3

4
Наиболее крупные совокупности действий, существенно отличающиеся от других

Группы действий, реализующих вид деятельности Перечень типовых действий – элементов профессиональной деятельности, к исполнению которых готовят специалиста

Объекты (субъекты), на которые направлена деятельность специалиста и которыми он оперирует

7). Качества специалиста (по базовому образованию), развивающиеся в процессе профессиональной переподготовки

Описываются качества, присущие специалисту в той или иной предметной области, которые будут актуализированы и подвергнуты дальнейшему развитию и усилению в процессе профессиональной переподготовки.

Описание может содержать общую часть (характерную для всех специалистов с высшим образованием) и специальную часть (характерную для данной профессии). Выделение специальной части имеет смысл в том случае, когда учебная группа однородна по базовому образованию. В целом данный компонент модели специалиста является суперпозицией модели специалиста по базовому образованию и модели специалиста, прошедшего профессиональную переподготовку.

8). Психологическая характеристика успешного педагога дистанционного образования

Психологические требования новой сферы деятельности.

9). Условия и ограничения деятельности специалистаОписание типичных условий деятельности и качеств (профессиональных, психологических, медицинских и др.), присутствие которых может затруднить осуществление деятельности.

Принимая во внимание специфику образовательной задачи – профессиональной переподготовки преподавателей ДО в Интернет, можно представить модель деятельности специалиста, включающую следующие элементы: 1) формальный уровень образования, специальность, квалификация (требования государства); 2) общие квалификационные требования к специалисту (требования профессиональной школы); 3) описание профессиональной среды (требования деятельности); 4) общее назначение специалиста и основные виды деятельности (требования социума); 5) структура и содержание деятельности специалиста, функциональное предназначение специалиста, профессионально-значимые личные психологические качества, условия и ограничения деятельности специалиста (требования профессионального сообщества); 6) личностные качества и качества специалиста (по базовому образованию), актуализирующиеся и развивающиеся в процессе профессиональной переподготовки (требования личности); 7) характеристика профессии с позиции рынка труда (требования рынка).

Обобщение вышеприведенных подходов позволило определить модель деятельности специалиста как описание целей образования, сводящихся к системе осваиваемых в образовательном процессе способов, средств и ресурсов адаптации к профессиональной среде.

Соответствующая структура модели специалиста будет выглядеть следующим образом:

Внешние детерминанты


1. Требования государства

    Формальный уровень образования
    Специальность
    Квалификация
    Общее предназначение специалиста
    Функциональное предназначение специалиста
    содержание деятельности,
    тип учреждения, функционально-уровневый приоритет деятельности

2. Требования социума

    Основные виды деятельности
    Условия и ограничения деятельности специалиста

3. Требования рынка (характеристика профессии с позиции рынка труда)

    Виды ответственности
    Специфика работы
    Тенденции

Внутренние профессиональные детерминанты


1. Требования профессиональной среды

2. Требования профессионального сообщества

    Структура и содержание деятельности специалиста
    Психолого-педагогическая деятельность
    Коммуникацион ная деятельность
    Проектная деятельность
    Исследовательская деятельность
    Менеджмент
    Консалтинговая деятельность
    Профессионально-значимые личные психологические качества
    Черты личности (характера)
    Особенности мышления
    Способности

3. Требования профессиональной школы

Личностные детерминанты


1. Требование «образованности» как личностной ценности

2. Требование «самореализации» как личностной ценности

3. Требование «социального статуса» как личностной ценности


Элементы этой модели могут быть конкретизированыпосредством обобщения данных, полученных в различных исследованиях, посвященных педагогической деятельности 165 125 87 18 25 32 21, деятельности в Интернет 157 3993 102 196 и собственно педагогической деятельности в Интернет 26 155 182. Тем не менее малоисследованной остается область, связанная с описанием профессиональной среды преподавателя ДО в Интернет, а именно особенности данной профессиональной среды в значительной степени определяют те качества преподавателя ДО в Интернет, которые отличают его от преподавателя, работающего по традиционным технологиям. Следовательно, для конкретизации выявленных элементов необходимо предпринять исследование профессиональной среды.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки:

Версия для печати Версия для печати

2 Ответовна «Модель деятельности специалиста – преподавателя ДО в Интернет »

  1. алексей на 14 сентября 2011 из 0:26

    С удовольствием прочитал, весьма актуально, написано грамотно, ясным языком, из материала видно, что автор грамотно использовал и т.д. Перед бывшей системой ВО, ориентированного на универсала, кое-где переходящего в систему дополнительного професссионального, так и непонятно, что лучше — узкозаточенный но профессионал, который шаг влево-вправо и паника!!!, либо все таки хоть ограниченный но всесторониий фундаментал совестской школы. Думается, что такие наши профи вряд ли найдут спрос не то что дома. Ваше мнение, с уважением.

  2. admin на 14 сентября 2011 из 19:11

    Универсал как Вы его называете, должен прежде всего обладать способностью к адаптации в быстроменяющейся профессиональной среде. В этом его главное преимущество перед узко-заточенным флюсоподобным… Но советского ли он типа? Думаю что нет. Более того, современный специалист должен быть намного более широк и гибок, он должен быть транспрофессионалом, особенно в тех областях которые транспрофессональны по своей природе. Вот тут-то и могла бы быть возможна стыковка отечественного и западного опыта. То есть самостоятельный выбор траектории, образовательно-производственное партнерство не только в целевой подготовке, но и в участии практиков в формировании образовательного заказа. Но нет, реформаторы берут из западной системы самое худшее (см. статью в этом блоге про макдонализацию), а лучшее в виде особых академических свобод, многообразия и непохожести университетов, — отбрасывают. Им не нужна образованная Россия.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1