E-learning как инструмент медиаобразования

23 июня 2011
от

А.А. КАЛМЫКОВ

В статье доказывается актуальность медиаобразования в связи с качественными изменениями коммуникативной среды. Каждый человек в повседневности сталкива­ется с относительно новыми задачами. С одной стороны, нужно учиться извлекать полезную информацию из расширяющегося информационного потока, с другой — иметь способность противостоять манипулятивному влиянию масс-медиа. В этом смысле медиаобразование оказывается мощным нормализующим фактором социальности.

Ключевые слова: социальный конструкционизм, медиакультура, информационная культура, дистанционное образование, веб 2.0, e-Learning.

———————————————————————————-

Общим местом в научном и обыденном дискурсе современности стало убеждение в том, что окружающая нас реальность яв­ляется нашей конструкцией. То, что пред­ставляется наивному сознанию «объектив­ной» реальностью, на самом деле есть ин­теграл нашего личного осмысления проис­ходящих событий и интерпретаций, пред­лагаемых множественными информацион­но-коммуникативными практиками, кото­рые можно обозначить общим понятием «медиа». Например, и феномен так называемого клипового мышления, и брендированное визуальное пространство города, и мелькающие картинки телевидения, и пу­тешествия по окнам операционной системы Windows — все то, из чего складывается картина мира современного человека, яв­ляется результатом работы этого «конст­руктора». Эпистема обыденности сегодня — набор не связанных друг с другом знаниевых фреймов-клипов, в точности иллюст­рирующих бодрийяровское понятие «симулякр».

Вооруженные новейшими технологиями, информационно-коммуникативные практики (СМИ, реклама, политтехнологии, PR) формируют «данную нам в ощущении» реальность, не оставляя возможности осваивать ее самостоятельно и непосредственно. Речь идет о том, что M. Фуко называл тотализирующим дискурсом: реальность конструируется, проектируется, сценируется.

Подобная трактовка реальности характерна для постмодернистской традиции со свойственным ей абсолютным релятивизмом, приводящим к отказу от классического понятия истины. В социальной психологии такое отношение к реальности получило название «социального конструкционизма». Автором термина считается К. Джерджен. Социальный конструкционизм представляет собой широкое мульти-дисциплинарное интеллектуальное движе­ние, которое благодаря своим базовым мировоззренческим постулатам объединяет психологов, социологов, антропологов, социолингвистов, этнографов, историков культуры и теоретиков феминизма, акцентирующих историческую подвижность и культурную гетерогенность социальных категорий и понятий [1]. Суть этого направления можно обозначить как постулирование коммуникативной природы знания: «это означает рассмотрение знания как по­бочного продукта не индивидуальных сознаний, а коммунальных отношений… все значащие пропозиции, касающиеся реального и правильного, имеют своим истоком отношения» [2]. Релятивистская природа медиа активно противостоит нормативной природе образования и науки, что приводит к шизофреническому расщеплению не только знания, но и социальных отноше­ний. Таким образом, представление о ре­альности, формируемое в рамках этого подхода, с необходимостью предполагает включение фактора конструируемости.

Высшее образование в России • № 10, 2009  С.29

Концепт социального конструкционизма, при всей его спорности, отражает объективный процесс расширения и роста множественных информационно-коммуникативных практик. Фактически речь идет о новом цивилизационном вызове, брошенном как каждому современному человеку, так и целым социальным институтам, прежде всего — институтам образования и науки.

Следовательно, возникает социальная потребность в выработке культурных норм восприятия посланий различных информационно-коммуникативных прак­тик: журналистики, PR, рекламы, — т.е. потребность в медиакультуре.

Медиакультура — это особый тип культуры информационной эпохи, являющийся посредником между обществом и государством, социумом и властью, но главное — между медиа и личностью. Медиакультура подразумевает нормы восприятия и передачи информации, то есть способность личности ее воспринимать, анализировать, оценивать, а также заниматься медиатворчеством, адаптироваться к меняющейся медиасреде.

Лекарством от тотализирующего, манипулятивного дискурса социального конструктивизма является медиаобразование. В связи с актуальностью проблемы российское педагогическое и научное сообщество активно включилось в обсуждение содержания и форм медиаобразования. Была создана Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (президент — доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров), проводятся научные исследования, с января 2005 г. выходит специальный журнал «Медиаобразо- вание». «С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогическо­го развития XXI века, медиапедагогика имеет большие перспективы. Медиаобразование с его богатой историей и обширной географией оказывается все более во­стребованным, а главное — необходимым в современной российской социокультурной ситуации» [3].

Медиаобразование сегодня реализуется в рамках:

•  общего среднего образования, а также дополнительного образования школь­ников;

•  непрофильного профессионального образования (высшего и среднего уровня) и дополнительного образования студентов;

•  образовательных программ профес­сиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области социальных коммуникаций (журналистов, PR-менеджеров, рекламистов, кинематографистов, медиакритиков, редакторов, продюсеров и т.д.);

•  образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;

•   непрерывного самостоятельного медиаобразования для всех аудиторий с ис­пользованием дистанционных технологий обучения.

Близким к понятию «медиакультура» является понятие «информационная культура». Актуальность исследования проблем информационной культуры вызвана существенным увеличением информационных потоков, усложнением информационных технологий и необходимостью выработки культурных норм работы с информацией. Под информационной культурой подразумевается не только элементарная пользовательская грамотность, но и способность ори­ентироваться в киберпространстве, способность отличать качественную информацию от некачественной, знать и соблюдать этические правила поведения в киберсреде. Конечно, все это зависит от общей культуры личности, интуиции и интеллекта, однако этому можно учить посредством педагогической трансляции критериев качества информации. Впрочем, прежде их необходимо выработать, что является отдельной научной проблемой, имеющей прямое отношение к содержанию медиаобразования на всех уровнях и для всех аудиторий.

Высшее образование в России • № 10, 2009 С. 30

Информационная и медиакультура сегодня — это неотъемлемые компоненты общечеловеческой культуры, а их выделение является следствием цивилизационного процесса формирования информационного общества. Вместе с тем эти понятия часто различают: информационная культура понимается как компьютерная грамотность или как навыки пользования библиотекой, а медиакультура — как норма взаимодействия со СМИ. По нашему мнению, подобная суженная трактовка этих фундаментальных феноменов культурного процесса не идет на пользу пониманию того, с чем мы сталкиваемся на самом деле. Возможно, нет смысла различать эти понятия, поскольку у них имеется достаточно определенная общая зона ответственности. Задача формирования и информационной, и медиакультуры сводится к нормированию индивидуального мировоззрения, индивидуальной картины мира, индивидуальной философии, опосредованных взаимодействием с многообразными областями социально-коммуникативных практик.

Сегодня появляется необходимость и возможность говорить о медиавсеобуче, то есть о массовом медиаобразовании. Его предпосылкой является развитие новых технологий, прежде всего — компьютерных. На наш взгляд, одним из плацдармов, на котором можно эффективно и целенаправленно развернуть формирование и информационной, и медиакультуры, являются дистанционные технологии образования средствами Интернета (e-Learning). Они могут послужить противовесом деструктивному воздействию идеологии социального конструкционизма в практике медиа.

Действительно, Интернет можно рассматривать одновременно и как среду обучения, и как медиасреду. Это стало особенно очевидно с распространением технологий веб 2.0 в преддверии появления семантического веба (веб 3.0). Обучение и самообучение в них предполагают определенный уровень информационной и медиа- культуры. Такое явление, как социальная сеть, может быть рассмотрено в равной мере и как новый тип СМИ, и как образо­вательный ресурс [4].

Условием эффективности образовательного процесса становится производ­ство нового интеллектуального продукта. Следует отметить, что, помимо дидактической задачи, здесь потенциально присутству­ет такое качество, как возможность доращивания и корректировки исходного учебного материала в процессе обучения. Учебный материал приобретает свойство версиальности, которое является одним из базовых инноваций технологий веб 2.0. Одним из условий обучения является создание коммуникативной структуры, составлен­ной из непосредственных участников процесса — учителей и учеников, связей между ними, а также всех иных связей, порождаемых в процессе обучения. Важно отметить, что эта структура, являясь, по сути, моделью социальной сети, может выходить за временные и тематические рамки учебного курса, продолжая свое существование, например, в качестве индивидуального коммуникативного ресурса не только учебной, но и профессиональной деятельности. Этими же словами можно было бы характеризовать интерактивную гипертекстовую медиасреду, формирующуюся в Интернете.

К сожалению, задачи и принципы медиа- образования пока не входят непосред­ственно в содержание образовательных программ. Иными словами, можно констатировать, что дистанционное образование является до сих пор неиспользованным ресурсом формирования и медиа-, и информационной культуры.

Интерактивный гипертекстовый сектор медиапространства — это неограниченный и пополняемый ресурс самой разнообразной информации, которую можно рассматривать и как основу для наполнения образовательных программ, и как предмет учебных исследовательских работ. Кроме того, Интернет является внешней референтной аудиторией, которой можно поручить апробацию выполненных учебных заданий.

Высшее образование в России • № 10, 2009 С. 31

Иными словами, слияние медиа и образовательных технологий в ДО происходит само по себе, но будучи сознательно направляемым, даст шанс сформировать личность, способную ориентироваться и выбирать, что, в свою очередь, не может не повлиять на систему образования в целом. «Потому что e-Learning — это неотъемлемая часть образовательного процесса в любой форме получения образования, а использование e-Learning как инструмента предполагает создание новых путей развития методик и форм обучения, в частности обогащение традиционных форм обучения, реализацию смешанных моделей обучения, различные комбинации обучения на рабочем месте с другими формами получения образования. E-Learning в этом смысле позволяет преобразовывать контент образования, повышать мобильность и креативность учебных планов и программ, открывает возможности проектирования и конструирования разнообразных инструментов формирования профессиональной компетенции» [5].

————————————————————-

Литература

1.         См.: Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: соц.-психол. подходы: науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1999. 115 с.

2. Джерджен К. Социальное конструирование и педагогическая практика // Образовательные практики: амплификация маргинальности. Альманах № 4. Минск: Технопринт, 2000. С. 74.

3. Кирилова Н. Что такое медиакультура? // ТелеЦЕНТР. 2005. №4(12), август-сентябрь

4.         См.: Став Дж. Б. Общеевропейский образовательный проект: опыт использования аудио- и видеосредств связи // Высшее образование в России. 2007. №4. С. 103­105; Пухальская В. Подкастинг — новый образовательный ресурс // Высшее об­разование в России. 2008. №12. С. 130­133.; Андреев А. Открытые образователь­ные ресурсы // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 114-116.

5.         Рубин Ю. Е-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 36.

————————————————————-

KALMYKOVA. E-LEARNING AS AN INSTRUMENT OF MEDIA EDUCATION The article substantiates the necessity of common media education development in connection with complication of info-communicative environment. E-Learning is considered as an intellectual instrument which could be used as a counterweight to danger of manipulative influence of mass media. In this sense media education appears as a normalizing factor of sociality.

Keywords: social constructionism, media-culture, information culture, distance education, web 2.0, e-Learning.

Высшее образование в России • № 10, 2009 С. 31

Сайт журнала Высшее образование в России

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1