Проблема жанрового различения веб-публикаций

29 июля 2011
от

теория и практика современных СМИ

Калмыков А.А.

Понятие жанра в интернет-журналистике отличается от понятия жанра в традиционной журналистике. Эти отличия связаны с гипертекстовым характером интернет-публикаций. В публикуемой статье определяются основные признаки жанра гипертекстовых интерактивных публикаций. Показывается также связь понятия юзабилити в интернете с понятием жанра в традиционной журналистике. Приводятся основания классификации юзабилити.

Ключевые слова : жанр, интернет, публикации, юзабилити

Первое, с чем сталкивается исследователь интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутствие всего во всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных журналистских жанров — репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других — можно найти в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или типичный вебфельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично.

Подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изданиях-клонах, но к веб-изданиям копии несетевых публикаций имеют такое же отношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче. Вместе с тем анализ жанровых особенностей, конечно, необходим, если мы говорим об интернет-журналистике не только как о технологии производства и распространения массовой информации, но и как о части современной социально-культурной реальности с ее литературно-художественной самобытностью.

Этот анализ важен также и с другой точки зрения, поскольку в культуре нет непроницаемых границ, и родившееся в одной области культуры неизбежно оказывает влияние на другие области. Освоение журналистикой интернета не могло пройти незаметно для самой журналистики, которая с необходимостью подверглась трансформации в связи с изменением технологических условий подготовки и трансляции своих посланий. Впрочем, факт взаимовлияния инновационной и традиционной журналистики показал еще в 1977 году В.С. Хелемендик на материале взаимодействия газеты, радио и телевидения1. И сегодня можно наблюдать как, например, телевидение не только интегрирует вебтехнологии, но даже в оформлении студий и заставок использует дизайнерские ходы, заимствованные из стиля веб-публикаций. Но значит ли это, что размытость жанров, свойственная интернету, распространится на журналистику в целом, и журналистика потеряет в итоге «теорию жанров», являющуюся одним из главных компонент теории журналистики?

По мнению А.А. Тертычного2, жанровые различия существуют объективно, как отражение разнообразия действительности, что и определяет возможность теории жанров. С этой точки зрения неопределенность жанровых различий означает неразличимость отдельных проявлений действительности — фактов. А это делает невозможной не только теорию журналистики, но и саму журналистику. Подобный парадокс не снимается постмодернистской декларацией конструируемой СМИ реальности, поскольку остается неясным, из чего это реальность будет конструироваться, если нивелированы различения фактов и их образов — жанров.

Журналистский жанр — это элемент метаязыка социальных коммуникаций, или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. Если предположить, что между СМИ и аудиторией (социумом) существует понимание и что язык жанров в равной степени является языком СМИ и аудитории, то можно сделать вывод об адекватности структуры жанрового разнообразия и целостного информационного образа реальности, т.е. актуализированной реальности или виртуальной реальности.

Сложность различения жанров в интернете вызвана тем, что один и тот же журналистский материал является и просто текстом, и элементом гипертекста. Выведенный из сети, например, распечатанный на принтере, он может быть отнесен к какому либо жанру. При этом останутся в силе известные типообразующие факторы: тематика и проблематика; способ повествования, описания, воспроизведения событий; отношение автора к изображаемому; изобразительно-выразительные средства; сюжет, стиль и язык и т.п. Текст, изъятый из интернета, не сложно будет отнести к аналитической статье, новостной заметке, фельетону, анекдоту и т.п., воспользовавшись какой-либо типологией жанров, отечественная историография которых достаточно обширна.

В гипертексте же каждый элемент лишь в связи с другими приобретает содержание и форму, то есть становится смыслосодержащим текстом, но состоящим из разножанровых фрагментов — фельетон связывается с аналитическим обзором и содержит мультимедийную рекламную заставку, отсылающую к критическому публицистическому материалу. Кроме того, траектория движения читателя по гипертексту также слабо предсказуема. Поэтому определение жанровой принадлежности текста на основании его фрагмента становится некорректным.

Из этого методологического тупика есть несколько выходов.

Первый — определить жанр интернет-публикации в качестве отдельного типа гипертекстовых интерактивных публикаций, при возможной дифференциации по значимости или не значимости этих качеств, то есть в рамках конструктов «плоский текст — гипертекст» и «пассивность-интерактивность». В пользу такого подхода говорит общая специфика языка и стиля материалов, размещаемых в интернете, являющаяся следствием особенностей, как написания, так и чтения текстов с экрана компьютера.

Второй — различать жанры по типу и свойствам, в том числе и технологическим, ресурсов на которых размещается контент: жанр сетевых дневников — бло-гов; жанр новостных журналистских сайтов; жанр дискуссионных площадок — форумов; жанр аналитических статей; жанр экспертных оценок и мнений и т.п. Более тонкое различие приведет к выделению жанров презентаций веб-проекта; анонсов публикаций; жанров ссылок и навигационных блоков сайта; справочного аппарата; жанра комментариев; мультимедийных блоков; рекламных вставок, интерактивных элементов сайта и т.п.

Третий — различать жанры по типу дискурса, порождаемого публикацией, то есть научного, событийно-фактологического, маркетингового, развлекательного и т.п.

Гипертекст побуждает к движению от одного окна к другому, формируя индивидуальную текстовую сборку в текстологическом пространстве. Теоретически из любой публикации по ссылкам можно добраться до любой другой — от страницы с кулинарными рецептами можно прийти к странице администрации президента. Факт конструирования текста пользователем из различных блоков привел к появлению так называемого компонентного авторинга — технологии, предполагающей сведение публикуемых текстов до уровня неизменяемых квантов информации — топиков и их сборок.3 «Каждый топик должен освещать конкретную тему, иметь четко определенную цель и быть полностью автономным (…) Такие элементы должны быть пригодными для многоразового использования независимо от контекста, т.е. вписываться в любую информацию, где они нужны».4

Можно считать топик и сборки топиков отдельным жанром, однако, в этом случае, более важным является структура сборки и такой элемент как юзабилити, отвечающий не только за то, насколько интерфейс ресурса окажется удобен и понятен пользователю, но и за то, насколько далеко от исходного текста удалится посетитель. Поэтому юзабилити как форма организации информации на ресурсе и есть наиболее близкий аналог понятию жанра в офлайновой журналистике.

Юзабилити — совокупность элементов сайта, влияющая на достижения посетителем поставленных им целей. Юзабилити определяется «читабельностью» элементов навигации, особенностями структуры сайта и наполнением с позиции пользователей. Текст с множеством связей заставляет переходить от непрерывного и линейного восприятия к дискретному(разрывному) и многомерному чтению-просмотру. Этим гипертекст напоминает мыслительный процесс, который идет сразу в нескольких направлениях. Идеи и образы всплывают, оформляются и гаснут одновременно на разных уровнях, взаимодействуя друг с другом, взаимно проникая и умножая друг друга.

Юзабилити конструируется с учетом позиций пользователя. При всей свободе движения по гипертекстовым «закоулкам» задаются предпочтительные траектории, моделирующие мышление представителя целевой аудитории. Способ мышления записывается в виде текста. Элементами такого текста являются: кнопки навигации, иконки, идеограммы, ссылки, баннеры, заголовки, выделения, элементы оформления, цветовая гамма, размер и вид шрифта, иллюстрации, интерактивные формы. Перед создателем гипертекста стоит задача — увидеть не только то, о чем думает его предполагаемый читатель, но и то, как он думает.

Понятие «юзабилити» укоренилось в профессиональной среде интернет-разработчиков, что подтверждается наличием специальных программ тестирования юзабилити5, фирм, предлагающих услуги по разработке и оптимизации юза-билити6, а также регулярных конференций7. В знак признания важнейшей роли юзабилити-инженерии и ориентации на человека при проектировании объектов и систем, начиная с 2005 года ежегодно проводится «Всемирный день юзабилити»8. Однако типология юзабилити, аналогичная типологии жанров пока не разработана.

При построении типологии юзабилити можно воспользоваться следующими различениями:

• особенностей пользователей — возрастных, гендерных, профессиональных, стратовых и т.п.;

• внешнего смыслового поля (контекста) — технологического, научного, развлекательного, маркетингового и т.п.;

• поисковой активности посетителей на основе анализа поисковых запросов;

• тематик размещаемых публикаций и структуры связей между ними;

• контента — текстового и мультимедийного.

Еще одно различение появилось с рождением веб2.0. Сегодня можно говорить о юзабилити веб2.0, и юзабилити веб1.0.

Однако для определения жанра важно понять, как пользователи читают вебпу-бликации? А «они не читают. Люди редко читают текст по словам; вместо этого они сканируют страницу, выхватывая отдельные слова и фразы. Как показывают исследования9, проведенные Джоном Морксом (John Morkes) и мною, 79% процентов участников теста сканируют любую новую страницу и только 16% читают слово за словом»10.

Подобное нечтение-просматривание-сканирование текстов являлось следствием отсутствия культурной нормы чтения с экрана и клиентских ограничений по трафику и скорости. И то и другое заставляет быстро искать нужную информацию, а затем скачивать ее для последующего просмотра или распечатки. Процитированное относится к 1998 году. С этого времени диспозиции несколько изменились — доступный широкополосный интернет снял клиентские ограничения трафика и скорости и для все большего числа пользователей чтение с экрана становится культурной нормой. Последнему способствует также развитие интернета для мобильных устройств. Тем не менее, на вопрос, заданный в студенческой аудитории гуманитарного вуза в 2009 г. — «Кто из вас распечатывает текст, прежде чем его изучить?», — положительно ответило 55% аудитории. Эта цифра не слишком отличается от цифры, полученной Джоном Морксом и Якобом Нильсом. Очевидно также, что различия веб-текста и печатного текста не будут нивелированы, более того, особенности веб-текста с развитием интернет-технологий будут только усиливаться. Главной из них является формируемая норма отношения к тексту, как к предмету деятельности, а не как к объекту потребления, что характерно для книжной культуры. Стимулирование работы с текстом — интерактивность текста — одна из основных задач сайтостроительства.

Кроме того, рекомендуется адаптировать текст для сканирования, использовать выделения ключевых слов (гиперссылками, шрифтом, цветом и т.п.); достигать предметности то есть ясности подзаголовков; использовать списки с отступом. Параграф как квант контента не должен содержать более одной мысли, как впрочем, и вся статья. Помимо требования лаконичности необходимо использовать принцип «перевернутой пирамиды»11. Это когда следствие (заключение, вывод) предшествует предпосылкам (аргументации, доказательству).

Жанрообразующим фактором веб-публикаций можно считать также требования «достоверности информации», который в онлайне связан с иными качествами, чем в оффлайне. Поскольку пользователь волен решать оставаться ему на этой странице, или переходить по ссылке, то доверие к тексту, с которым он либо вступает в коммуникацию, либо нет, зависит в большей степени от качества его представления, а не содержания. Графический дизайн, юзабилити, скорость загрузки, стиль текста — все то, что относиться к категории формы — воспринимается до того, что принято считать относящимся к категории содержания. Именно поэтому качество формы становится критерием достоверности содержания. Причем это обстоятельство имеет и вполне конкретное цифровое выражение. Многостраничные трактаты, наполненные мыслями, способными осчастливить человечество, размещенные на плохо сделанных сайтах, мало кто сможет найти, потому что из-за неоптимизиро-ванного под веб-текста большинство посетителей не будут на них задерживаться, а желающие их найти не смогут этого сделать из-за низкого рейтинга сайта. Этот достаточно новый и принципиальный момент, к сожалению, часто игнорируется научным сообществом, и в результате наверх списков результатов поисковых запросов выходят ложные и пустые материалы, но качественно оформленные.

Важным также является наличие ссылок на другие сайты, которое демонстрируют открытость и фундированность материала. Открытость — допущение существования иных точек зрения. Фундированность — знак актуальности и глубины проработанности темы. Впрочем, для научных текстов, это также является обязательным условием.

Веб-журналистика отличается от журналистики печатных изданий главным образом тем, что веб — ссылочная информационная среда. «Джордж Лендоу (George Landow) — профессор английской литературы — запустил в обиход два термина «риторика отправления» (rhetoric of departure) и «риторика прибытия» (rhetoric of arrival) для обозначения того, что оба конца ссылки должны давать пользователям понимание того, куда они отправляются, и откуда они прибыли»12. Время жизни электронных публикаций практически бесконечно. Авторы могут создавать ссылки на свои прежние публикации вместо того, чтобы повторять вновь и вновь сказанное. Публикации становятся элементом исторического архива, что превращает в архив и всю информационно-коммуникативную среду. Журналисты могут также публиковать дайджесты — списки ссылок по различным точкам зрения в рамках обсуждаемой темы, что придает веб-журналистике энциклопедический характер.

Присутствие ссылки внутри текста указывает на определенный смысловой акцент, точно также, как типографические элементы: курсив, выделение жирным, изменение шрифта и т.п. Но, в отличие от них, гиперссылка предлагает читателю покинуть данное текстологическое пространство, то есть не только разрывает процесс восприятия, но и завершает его. Исходный текст расчленяется гиперссылками на блоки, которые в теории текста называют гипотекстами или предтекстами. Между гипотекстами и гипертекстом возникают отношения близкие к отношениям константной и виртуальной реальности. Значения текстовых блоков в итоге определяются после сопряжения их с блоками, на которые они ссылаются, то есть виртуализированный надтекст позволяет понять девиртуализированный пред-текст, а не наоборот.

Подобное свойство внутренних ссылок, создает дополнительные возможности аранжировки текстов, но с другой стороны, требует определенной логической законченности межссылочных текстовых блоков, иначе при выходе из текста желаемые значения не будут зафиксированы читателем. Это правило можно рассматривать в качестве расширения упомянутого принципа обратной пирамиды.

Веб-страница содержит множество паралингвистических элементов со своими ссылками, так же стремящимися увести пользователя от активного экрана. Относительно этих элементов исследователь рекламного текста Л.С. Винарская13, отмечала комплексный, поликодовый характер итогового сообщения. К подобным паралингвистическим элементам исследователь отнесла иконические компоненты (фотографии, рисунки, цвет, макетирование) и графические параграфемные элементы, которые вступают в сложное взаимодействие с вербальным компонентом и создают единые информационные комплексы вербально-невербальной природы. Иными словами, текст и его оформление предстает в форме единого текста или замкнутой иерархической семантико-смысловой структуры. Различие формы и содержания этим снимается. Подобный подход частично применим и к веб, с некоторыми существенными дополнениями и поправками. Веб не статичен, а динамичен, следовательно, содержит элементы, видоизменяющиеся при действиях пользователя. Он содержит элементы навигации, как в графической, так и в текстовой форме, а также ссылочные картинки и иконки, формы для введения текста, формы для голосований и опросов и т.п. И, главное, замысел разработчиков страницы, считывается не сколько из ее содержания, а из структуры связей и ссылок, которые и выступают жанрообразующим фактором.

Для примера рассмотрим структуру сайта ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) http://jarki.ru, администрируемого автором этой статьи. Сайт предназначен для дистантной поддержки учебного процесса по коммуникативным наукам. На главной странице помещаются анонсы последних публикаций. Система управления контентом автоматически выделяет первые три абзаца и размещает их на первой странице. Таким образом, текст разбивается на две части. Первая, видимая на главной странице часть, должна мотивировать прочтение всего текста. Анонс снабжен ссылками на категории, к которым отнесена публикация, и на ключевые слова. Пользователь сразу видит предметную область размещенного материала. Ссылкой является также заголовок, есть ссылка на комментарии и набор иконок, предназначенных для размещения закладки на данный материал в нескольких сторонних ресурсах-хранилищах. Сайтбар состоит из двух колонок. Вверху левой колонки размещен текстовый блок, выводящий из базы данных случайную цитату, что создает дополнительное расширение текстуального пространства ресурса. Правая колонка содержит облако тегов в статической форме. В шапке ресурса список категорий, а под ним ссылки на статические страницы сайта. При клике на категорию или на ключевое слово (тег) открывается страница с заголовками соответствующих материалов, без анонсов, следовательно, уже только заголовки статей должны побуждать открывать содержание. Таким образом, материалы могут быть сгруппированы по категориям, тегам, дате, и публикаторам. Можно дополнительно группировать по авторам, рубрикам, выпускам и иным признакам. Это означает, что один и тот же материал может быть представлен во множественном смысловом и тематическом окружении и, соответственно, по разному прочитан.

Текст множится сам из себя, порождая множественные интерпретации, однако за подобное умножение приходится расплачиваться потерей однозначности и вероятной неадекватностью прочтения.

Литература_________

1 См. Хелемендик В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры. — М., 1977.

2 См. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М., 2000

3 Соответствующее математическое обеспечение для работы с топиками уже разработано. Например, система: DITA OPEN TOO.

4 См. Эрик Сиверсон. Как работает компонентный авторинг.// PC Week/RE №7 (661) 3 — 9 марта 2009

5 См. обзор тестов юзабилити на сайте компании Usethics (юзабилити-тестирование и проектирование интерфейсов) URL: http://www.usethics.ru/lib/testing_by_the_cheap.html

6 См., например, сайт Российской компании USABILITYLAB URL: http://www.usabilitylab.ru/

7 Ежегодная международная конференция в России по юзабилити: User Experience ( юзабилити для бизнеса, юзабилити для юзабилистов, электронное правительство и общедоступность, юзабилити мобильных устройств и сервисов. Сайт конференции (2008 г.) URL: http://www.userexp.ru/about/index.html.

8 Официальный сайт Дня Юзабилити: http://www.worldusabilityday.org/

9 Writing for the Web (исследования и рекомендации по оптимизации текстов вебпубликаций). URL: http:// www.useit.com/papers/webwriting/

10 Якоб Нильсен. Как люди читают в сети? [Электронный документ] URL: http://www.greenlight.ru/proweb/ articles/netreading.html. Оригинал: Jakob Nielsens site (Usable Information Technology) URL: http://www.useit. com/alertbox/9710a.html.

11 Якоб Нильсен. Перевернутые пирамиды в киберпространстве (Inverted Pyramids in Cyberspace June 1996) перевод: Александр Качанов [Электронный документ] URL: http://webmascon.com/topics/text/18a.asp

12 Там же

13 Винарская Л.С. Информационная структура рекламного текста: Дис. … канд. филол. наук. М., 1995.

Статья опубликована: Калмыков А.А. Проблема жанрового различения веб-публикаций // Журналист. Социальные коммуникации. №2 М., Изд. Дом «Журналист», 2011 – C.43-49.

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1