Рекрутеры все чаще подвергают сомнению ценность степени бакалавра в области бизнеса

13 апреля 2012
от

Более 20% американских студентов, обучающихся на бакалаврских программах, получают сегодня образование в области бизнеса и экономики. Их так много, что по численности они почти в 2 раза превосходят студентов бакалаврских программ по истории и общественным наукам, второй по величине группы среди студенческой молодежи США.

Это соотношение не меняется уже 30 лет. Но в последнее время преподаватели, университетское руководство и рекрутеры все чаще подвергают сомнению ценность степени бакалавра в области бизнеса. Главная жалоба — бакалаврские программы с бизнес-специализацией целиком и полностью посвящены изучению финансов и бухгалтерских дисциплин, не развивают критического мышления и способности разрешать проблемы. Многие считают, что последние качества хорошо развиваются в процессе написания длинных эссе, тренируются на диспутах и семинарах, что больше характерно для гуманитарных факультетов.

Кто им нужен

Компании говорят, что им нужны сотрудники с гибким мышлением, инновационными идеями и широким кругозором, который отличает людей, разносторонне образованных. И хотя большинство рекрутеров все же терпимо относятся к бакалаврам в сфере бизнеса, консалтинговые агентства, компании, работающие в области высоких технологий, и финансовые фирмы ищут кандидатов с более широкими познаниями.

Уильям Салливан, соавтор книги «Пересмотр бакалаврского образования в сфере бизнеса: обучение гуманитарным наукам для профессии» (Rethinking Undergraduate Business Education: Liberal Learning for the Profession), говорит: «Конечно, никто намеренно не разделял бизнес и гуманитарные дисциплины. Но по факту это разделение явно навредило студентам факультетов бизнеса».

Сменить программу

Вузы со своей стороны стараются учесть пожелания рекрутеров. Так, бизнес-школы университетов Джорджа Вашингтона и Санта-Клары, а также школа бизнеса Джорджтаунского университета вносят сейчас некоторые изменения в бакалаврские программы. Они пытаются интегрировать в программу лекции по истории и этике, а также заставить студентов писать курсовые по финансам и маркетингу.

Вместе с 20 американскими и европейскими бизнес-школами эти учебные заведения собрали специальную конференцию, где обсуждались проблемы введения гуманитарных дисциплин в бакалаврскую программу по бизнесу. Главным организатором конференции выступил исследовательский институт Аспена, одно из подразделений которого занимается проблемами образования в сфере менеджмента и общественных наук. Среди участников были частный гуманитарный колледж Франклина и Маршала, Бэбсон-колледж и школа бизнеса и права Esade при барселонском университете Ramon Llull.

Дуг Гатри, декан школы бизнеса Университета Джорджа Вашингтона, планирует использовать преподавателей с факультетов психологии и философии университета для преподавания бизнес-этики, а для программы по социально-экологической ответственности бизнеса хочет привлечь специалистов с инженерного факультета. Этой осенью он думает ввести новую бакалаврскую программу по бизнесу, которая будет включать курсы по взаимодействию компаний и общества.

Все эти изменения должны понравиться рекрутерам, которые в последнее время отдавали предпочтение всесторонне образованным кандидатам с дипломами факультетов английского языка, экономики и инженерного дела. Даже финансовые организации утверждают, что студенты этих факультетов зачастую обладают более острым критическим взглядом на действительность и лучше владеют техниками разрешения спорных ситуаций, чем некоторые бакалавры с дипломом в области бизнеса.

«Компании ищут таланты. Для них не столь важны профильные знания сами по себе, — говорит Скотт Ростан, основатель фирмы Training the Street, которая проводит финансовые тренинги для новых сотрудников инвестбанков. — Людей теперь нанимают не просто потому, что они учились на факультете делового администрирования».

Следующей осенью колледж бизнеса Daniel’s при Денверском университете собирается ввести новую, весьма востребованную программу для первокурсников. Они будут изучать проблемы бизнеса в контексте глобальных проблем современного общества. Пилотный проект программы был запущен этой весной. Он включает предметы по истории бизнеса, этики, социальной и экологической ответственности бизнеса и многие другие.

Введение в программу подобных предметов поможет студентам «приобрести целостную картину сегодняшнего мира», говорит Дэниел Коннолли, декан бакалаврской программы бизнес-школы.

Даже некоторые европейские школы, традиционно придерживавшиеся узкой специализации, намерены теперь расширять спектр преподаваемых дисциплин. «Образование — это не просто автоматическое заучивание информации», — говорит Альфред Вернис, директор университетских программ в испанской школе бизнеса Esade. По его мнению, в программу нужно обязательно вводить гуманитарные науки. Esade планирует ввести новую бакалаврскую программу по бизнесу осенью 2013 г.

Сейчас еще рано говорить о том, насколько студентам будут полезны новые программы, говорят рекрутеры. Тем не менее компании, скорее всего, будут продолжать набирать выпускников из разных сфер хотя бы для того, чтобы иметь более разнообразный пул сотрудников.

Искусство думать

Например, Facebook, куда хотят попасть многие выпускники, мало внимания уделяет тому, какое именно образование получил кандидат. «Речь не о том, чему вы учились или не учились», — уточняет Кристен Клеммер Микс, рекрутинговый менеджер компании. Она говорит, что для некоторых вакансий, предлагаемых компанией, требуется в первую очередь умение мыслить аналитически и изобретать собственные ноу-хау. Маргарет Копет, директор подразделения рекрутмента в студенческих городках Северной Америки консалтинговой компании Booz, рассказывает: в этом учебном году компания наняла на работу на 59% больше бакалавров, чем в прошлом году. Примерно треть кандидатов компания взяла с последнего курса факультета бизнеса, остальные были выпускниками факультетов математики и экономики. Копет говорит, что среди бакалавров она отбирает в первую очередь студентов «с хорошим базовым образованием», которые после прохождения тренингов в компании «станут прекрасными консультантами».

Многие бизнес-школы уже сейчас требуют, чтобы студенты брали дополнительные курсы, не входящие в основную программу по бизнесу. Джед Сомерс, 22-летний выпускник Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета, рассказывает: в Уортоне он тратил свое время в основном на изучение обязательных предметов. Однако плюс к этому он прошел курс по бразильской традиционной игре на барабане и истории искусства.

С июля Сомерс начнет работать в подразделении Barclays Capital по продажам ценных бумаг с фиксированным доходом.

Тара Юдат, глава подразделения Barclay Capital по рекрутменту на двух американских континентах, говорит: примерно половина нанятых за последние годы банковских аналитиков получили образование в сфере бизнеса, финансов, экономики или бухгалтерского дела. Тем не менее «студенты, не имеющие профильного финансового образования, могут быть очень перспективными, хотя и нуждаются в дополнительных тренингах по финансам и экономике».

WSJ, 5.04.2012, Мария Подцероб

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки:

Версия для печати Версия для печати

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1