Массовый открытый дистанционный курс

17 апреля 2012
от

Владимир Кухаренко

Введение

В последнее время по инициативе Массачусетского технологического института в мире появилось более 3000 открытых курсов [1,2] и, соответственно, возникает вопрос их использования. Открытые курсы — это открытое содержание, где термин «открытый» используется в смысле свободы от интеллектуальной собственности  и позволяет повторное использование содержимого.
Открытое обучение—это открытая практика, которая рассматривается как прозрачность деятельности [3]. Различие между открытостью практики и открытостью содержания имеет большое значение. Создание содержания требует времени, усилий, ресурсов и открывает многочисленные дискуссии вокруг прав интеллектуальной собственности. Открытость практики не требует больших дополнительных инвестиций, поскольку она в основном касается уже запланированных мероприятий со стороны воспитателя.
Это особенно полезно для взрослой профессиональной среды, где учащиеся приходят в курс с различными навыками и потребностями. Учебная программа открытого курса позволяет подстраиваться к учащимся в процессе обучения.
Открытое обучение не отрицает роли воспитателя. Преподаватель играет важную роль в обеспечении взаимодействия, обмене информацией и ресурсами, участии в дискуссии и способствует росту знаний учащихся.
Обучение требует активного участия всех участников. В больших курсах это часто приводит к формированию подсетей студентов для решения отдельных вопросов.

Открытые дистанционные курсы за рубежом

За последние несколько лет проведено несколько десятков открытых дистанционных курсов, среди которых можно выделить:

  • «Будущее образования» (2009 г.)—тьюторы Дейв Кормье и Джордж Сименс, участвовало более 600 чел. (http://edfutures.com/)
  • «Открытое образование» (2010 г.)—тьютор Дэвид Уили, участвовало около 60 чел. (http://www.opencontent.org/wiki/index.php?title=Intro_Open_Ed_Syllabus)
  • «Коннективизм и коннективистские знания» (2008 г.)—тьюторы Джордж Сименс и Стивен Даунс,  училось более 2200 чел. (http://ltc.umanitoba.ca/connectivism/)
  • «Социальные сервисы и открытое образование» (2010 г.)—тьютор Алек Курос, обучалось более 180 чел. (http://eci831.wikispaces.com/)

«Обучение и аналитика знаний 2011» (http://www.learninganalytics.net/) — открытый курс, который провела команда Дж. Сименса весной 2011 года для  более 1500 чел. В курсе исследуются различные методы анализа данных обучения и многочисленные инструменты, которые помогают этому анализу. Особенностью курса является проведение еженедельных «мини конференций» и выпуск «Ежедневника», который является центром активности участников курса и служит для анализа учебного процесса.
В курсах Дж. Сименса предполагается различное участие слушателей: они могут просто наблюдать деятельность своих сокурсников, читать учебные материалы или освоить курс и получить соответствующие кредиты.
Свободный, открытый дистанционный курс MobiMOOC Игнатии де Ваард был посвящён мобильному обучению. Весной 2011 года в нём обучалось более 580 чел. В курсе рассматриваются основные понятия мобильного обучения, инструменты планирования, разработки и реализации мобильного варианта обучения.
Центр дистанционного обучения, исследований и сервиса университета штата Иллинойс Спрингфилд под руководством Рея Шредера с 4 июля по 21 августа 2011 г. проводит открытый дистанционный курс «Дистанционное обучение сегодня …и завтра» (https://sites.google.com/site/edumooc/),  продолжительность 8 недель, в курсе обучается более 2500 чел. Тематика курса: Интернет обучение сегодня, Исследования Интернет-обучения, Технологии Интернет-обучения, приложения Интернет-обучение и мобильное обучение, массовое, частное и открытое обучение, персональное и неформальное обучение, обучение в сотрудничестве в облаках, Интернет-обучение 2011-2021.
По результатам предыдущих курсов команда Джордж Сименс, Стивен Даунс и Дэйв Кормье проводят в 2011/12 учебном году большой открытый курс, посвящённый изменениям, которые происходят в образовании (http://change.mooc.ca/).
Под лозунгом «открытых курсов» тысячи учеников из разных стран мира смогли участвовать в процессе обучения.

Определение МОДК

Термин «Массовый открытый дистанционный курс» (МОДК) ввёл Джордж Сименс в 2008 году. Термин «массовый» относится, прежде всего, к числу студентов. Например, курс, в котором учится 200 студентов, им не является.
В этом же году он провёл свой первый дистанционный курс, посвящённый вопросам новой теории обучения—коннективизму [4], где обучение — это процесс создания сети, узлами которой являются внешние сущности (люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации). Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов.
МОДК представляет собой модель семантической сети, где LMS сводится к одному узлу в сети и используется в основном для задач управления [5] и использует принципы коннективизма:

  • разнообразие подходов;
  • представление обучения как процесса формирования сети и принятия решения;
  • обучение и познание происходят постоянно—это всегда процесс, а не состояние;
  • ключевой навык сегодня—это способность видеть связи и понимать смыслы между областями знаний, концепциями и идеями;
  • знания могут существовать вне человека в сети;
  • технологии помогают нам в учёбе.

МОДК основывается на активном участии сотен и тысяч студентов, которые сами организуют участие в соответствии с целями обучения, предварительными знаниями и навыками, а также общими интересами [6].
МОДК носят глобальный, а не региональный характер и выходят за рамки университета. Можно выделить четыре фактора, которые ограничивают участие студентов [7].

  1. Большой объём информации дезориентирует учащегося, поэтому со стороны тьюторов необходимо структурирование учебного материала;
  2. Социальные аспекты, когда в учебном процессе участвуют люди разных культур и языков общения, уровней подготовки может создаваться напряжённость в группе.
  3. Для некоторых регионов могут иметь влияние технологические аспекты;
  4. Дополнительные барьеры может создавать проживание участников в различных часовых поясах.

МОДК уменьшают барьеры в обучении и повышают самостоятельность учащихся, которые приобретают профессиональные навыки для участия в глобальных взаимодействиях. Такие курсы являются первым полигоном для роста знаний в распределённом, глобальном, цифровом мире и имеют большое значение для будущего общества.
Большая часть деятельности студентов в МОДК происходит за пределами LMS, в других узлах сети, например, в личных блогах, личных портфолио, веб-сайтах, Твиттере, YouTube, виртуальных мирах и т.д. Для удобства студенты объединяют информацию с помощью RSS-каналов, агрегаторов.
Слушатель в этом курсе сам себе устанавливает цели обучения, которые могут меняться в ходе обучения, читает только тот материал, который ему доступен и нравится, прочитать всё он просто не сможет в силу избыточности. Он не обязан что-либо писать в форум курса, высказывать свои взгляды, отстаивать свои позиции. Но, в то же время, для получения максимального учебного эффекта необходимо быть открытым. Только в этом случае он сможет достичь поставленной цели в течение обучения в курсе.
Цели обучения студента должны [8]:

  • Носить целенаправленный характер и помочь учащимся выделить маршруты в огромных объёмах информации.
  • Должны быть открытыми для множества интерпретаций.
  • Должны быть доступны участникам с различным уровнем опыта в этой теме.

Преподаватель строит окружающую среду и является «центром кристаллизации» учебного процесса. Реальный результат зависит от деятельности учащегося и может быть получен и после завершения курса.
В МОДК можно выделить положительные и отрицательные моменты.


Плюсы.

  • Открытый курс привлекает участников всего мира в конкретный период времени с различной культурой, традициями и уровнем знаний. Возникает очень плотное облако знаний, которое превышает по плотности результат поиска Google или Википедии.
  • Открытый курс способствует возникновению сильных связей между участниками в зависимости от их социальных предпочтений.

Минусы.

  • Знания открытого курса сильно фрагментированы, их достаточно сложно собрать, особенно после окончания курса.
  • Возникает проблема ссылок, очень сложно ссылаться на облако знаний.

Таким образом, открытые курсы зависят от навыков, внутренней мотивации, поставленных целей, общей культуры, технической грамотности студентов.

Описание МОДК

Открытый дистанционный курс базируется на четырёх основных видах деятельности:

1. Сотрудничество

В курсе даются ссылки на различные информационные материалы, которые необходимы для чтения и обсуждения. Все материалы сложно прочитать, их много. Студент выбирает материалы, которые его привлекают и интересны для него. Регулярно студент получает бюллетень, в котором освещаются некоторые текущие вопросы (Дж. Сименс присылает ежедневно).

2. Ремикс

После чтения и участия в вебинарах, следующий шаг—отслеживать и фиксировать события, которые близки к его пониманию материала курса. Как это сделать, зависит от студента. Он можете сохранить документ на своем компьютере или в Интернет, поделиться своим контентом с другими людьми.

3. Перепрофилирование

Основная задача курса—помочь участнику создать своё, а не повторять слова других. И это самая сложная часть процесса обучения. Обучение не начинаете с нуля, вот почему в курсе используется термин «перепрофилирование» вместо «создание». Участник курса работает с материалами и не начинает с нуля. Эти материалы можно использовать для изложения своих собственных мыслей и понимания материала.
Что является предметом данного курса? Этот курс о том, как читать, понимать и работать с содержанием других людей, и как создать своё собственное новое понимание. В курсе, как правило, даются инструменты, которые можно использовать для создания собственного контента.

4. Сообщения

Задача тьютора—обеспечить совместную работу с другими людьми в данном учебном процессе. Студент не обязан делиться информацией. Он может работать полностью самостоятельно, не показывая никому ничего. Совместное использование информации—это ВЫБОР студента. Участие в совместной работе труднее. Чужие ошибки увидеть легче. Но люди ценят и хорошую работу. Обмен сообщениями и будет создавать содержание курса.
Каждая неделя начинается с краткого изложения темы и ссылок на соответствующие источники. Ежедневно всем участникам курса рассылаются электронные письма о деятельности или важных ресурсах через список рассылки. В течение недели, как правило, проходит два вебинара. Один вебинар—это выступление гостевого лектора по конкретной теме, второй—дискуссия по теме недели.
Работа в курсе может занимать 5-10 часов в неделю для участия в дискуссиях, в вебинарах, написания блогов. Если студент не в состоянии выделить требуемое время, он может выбрать уровень участия, который наилучшим образом соответствует его потребностям.

Рекомендуемая деятельность:

  1. Установите несколько целей: Что вы хотите получить от курса? Как много времени вы в состоянии выделить? Поделитесь вашими целям в дискуссионном форуме «Знакомство».
  2. Установите в своём браузере переводчик Google для чтения документов на английском языке, если Вам трудно читать на этом языке.
  3. Создайте карту памяти курса на еженедельной основе, добавляя новые концепции или идеи. Карта памяти может быть полезна в общении с участниками курса.
  4. Для осмысления рассмотренного материала используйте блог (при необходимости, создайте).
  5. Выборочно прочитайте предложенные материалы.
  6. Принимайте участие в обсуждении на форумах курса.
  7. Используйте Twitter. Если у вас есть аккаунт Twitter, то сообщите его участникам курса. Если вас заинтересовало сообщение в Twitter, сделайте для себя ретвит.
  8. Вы можете использовать любые другие услуги в Интернете—Flickr, Second Life, Yahoo Groups, Facebook, YouTube и др. Выбор полностью за Вами.

Персональная учебная среда

Одним из важных аспектов МОДК является наличие у участников учебного процесса персональной учебной среды (ПУС) — термин, который появился несколько лет назад в западной литературе, связан с практическим применением идей e-learning 2.0.
Построение ПУС базируется на облачных вычислениях (программное обеспечение как услуга или SAAS)—выполнение приложений, расположенных на серверах [9], что дает определённые преимущества:

  • программное обеспечение отслеживается и контролируется;
  • управления версиями программного обеспечения упрощено;
  • опасности распространения вирусов сводятся к минимуму;
  • исходные данные и полученные файлы можно хранить, управлять ими централизованно на серверах брандмауэров;
  • можно работать на простых конфигурациях компьютеров.

В число лучших программных продуктов [10], которые могут быть использованы в облачных вычислениях, входит Твиттер (1 место), Google Docs (3 место), программы ведения блогов (14 место) и проведения вебинаров (45 место) и другие.
Персональную учебную среду определяют как инструменты и услуги, которые представляют отдельные образовательные платформы для использования их в обучении и достижение образовательных целей. При этом очень часто подчеркивается, что система управления учебным процессом (LMS) не выполняет эту функцию, т.к. ПУС ориентирована на ученика, формируется из существующих на данном этапе облачных инструментов и услуг и не имеет отношения к какому-то либо программному обеспечению.
ПУС—это результат эволюции Web 2.0 и его влияния на образовательный процесс. Доступ к обучению становится доступом к ресурсам и услугам и позволяет учащимся не только потреблять учебные ресурсы, но и производить их. Обучение, таким образом, эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и знаний.
Особенность ПУС в том, что она является инструментом, который позволяет учащимся участвовать в распределенной среде, состоящей из сети людей, услуг и ресурсов.
ПУС—это не только комфортная среда для выполнения деятельности, но средство создания персональной учебной сети, где мы можем взаимодействовать не только с нашими прямыми коллегами, например, участниками сообщества ning или списка рассылки, но и их партнёрами по совместной деятельности. Это существенно расширяет наш круг общения, даёт возможность получать намного больше профессиональной информации. Правильно спроектированная персональная учебная сеть существенно облегчает учебный процесс, она должна быть простой и эффективной.
Эта сеть постоянно меняется, но практически на любом этапе имеются постоянные связи, которые способствуют созданию «сообщества практики». «Сообщества практиков представляют собой группы людей, которые увлечены комплексом проблем конкретной темы, углубляют свои знания и опыт в этой области, взаимодействуя между собой на постоянной основе» (определение Вегнера, 2002).
Отбор инструментов для ПУС—дело сугубо личное, зависит от целей автора. Но чем богаче ПУС, тем больше учебных возможностей появляется у пользователя Интернет. Поэтому рекомендуется её постоянно развивать с учётом новых возможностей социальных сервисов. Задача преподавателя—оказывать студенту содействие в формировании ПУС, разъясняя, при необходимости, назначение тех или иных сервисов в учебном процессе. ПУС заставляет студентов отвечать за процесс обучения, задуматься над инструментами и ресурсами, которые помогут им научиться лучше. По своей структуре ПУС создается с самостоятельно, и поэтому ответственность за организацию обучения возлагается на учащегося.
Открытый дистанционный курс должен иметь минимальный набор инструментов ПУС для обеспечения комфорта участников процесса. В минимальный состав персональный учебной среды, по мнению западных коллег, должны входить twitter, ning, blog, igoogle (netvibes), reader RSS, delicious (DIIGO), wiki (рис.1). Новичок с минимальными инструментами ПУС сможет наблюдать за учебным процессом и готовить себя к активной работе, опытный пользователь сможет полностью реализовать свои цели.

 

Рис. 1 Элементы для конструирования персонального учебного пространства (источник)

Желательно, чтобы в процессе обучения количество инструментов возрастало. Это способствует развитию ПУС участников учебного процесса и достижению поставленных личных целей.
Персональная учебная среда позволяет формировать персональную учебную сеть и управлять знаниями. По мнению Сименса, это наиболее эффективная система управления знаниями.

Роль тьюторов в учебном процессе МОДК

МОДК проводят, как правило, команда тьюторов, которая заранее выбирает тему курса, планирует возможную деятельность студентов различного уровня подготовки, подбирает ссылки на материал, распределяет между собой роли. Например, один из тьюторов играет роль куратора, второй может заниматься интеграцией блогов слушателей курсов, третий — акцентировать свою работу на помощи новичкам, при этом в ходе курса роли могут меняться.
В среднем, еженедельные затраты времени Джорджа Сименса выглядят следующим образом (http://ltc.umanitoba.ca/connectivism/?paged=2):

  • Ежедневное сопровождение: 3-5 часов в неделю.
  • Чтение сообщений форума: 5-7 часов в неделю.
  • Записи для следующей недели: от нуля до 2 часов
  • Вебинары: более 3 часов. Это включает в себя Elluminate и UStream сессии.
  • Ответы по электронной почте: 2-5 часов в неделю
  • Подготовка документов: ~ 1 час на документ. Всего затрачено на курс: ~ 75 часов

Затраты на организацию курса (чаты со Стивеном, Дэйвом, планирование взаимодействия, создание учебных программ, создание сайта/блога/вики) — 60-80 часов. Общее время на курс CCK08 (10 недель): 375-425 часов.

Характеристика МОДК

Открытый дистанционный курс «Стратегия развития e-learning в организации» (тег #SEL11 для Diigo, Twitter) проходил 6 недель в феврале — апреле 2011 года на русском языке для представителей СНГ. Организатор курса — Проблемная лаборатория дистанционного обучения Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».
Основная цель данного курса—показать возможные пути использования дистанционного обучения в организации и помочь в разработке стратегии развития обучения, учитывающей особенности общей стратегии организации.
Целевая аудитория—преподаватели, аспиранты, руководители образовательных структур различных организаций. Участникам желательно иметь навыки работы в Интернет, социальных сетях, использования синхронных и асинхронных веб-коммуникаций для общения, сотрудничества и обмена информацией.

Неделя 1. Обучение и управление знаниями в организации.
Цель: Описать используемую систему управления знаниями и методы обучения в корпорации. Характеризовать современное состояние развития дистанционного обучения.

Неделя 2. Люди — движущая сила стратегии обучения.
Цель: Определить необходимый кадровый состав для развития корпоративного дистанционного обучения.

Неделя 3. Зачем нужна стратегия корпоративного дистанционного обучения.
Цель: Описать образовательную стратегию корпорации. Описать образовательную стратегию корпорации как решение политической проблемы. Сравнить две разработанные стратегии и определить их сильные и слабые стороны

Неделя 4. Анализ текущей ситуации.
Цель: Анализ состояния процесса обучения в организации и определение проблем.

Неделя 5. Построение миссии организации.
Цель: Формирование образовательной миссии корпорации и построение стратегии корпоративного дистанционного обучения, умение выбирать необходимое техническое и программное обеспечения дистанционного обучения.

Неделя 6. Проведение SWOT-анализа и построение плана работ.
Цель: Анализ разработанной стратегии корпоративного дистанционного обучения и формирование плана работ.
В курсе зарегистрировалось 45 человек (регистрация в Moodle и в списке рассылки), посещали страницы курса более 100 человек, прошло заключительное анкетирование 12 человек. Таким образом, данный курс нельзя отнести к массовым курсам. Выходную анкету заполнили примерное одинаковое количество участников академического и корпоративного секторов с опытом педагогической работы более 5 лет (83%) и опытом дистанционного обучения более 3 лет (67%).
Опыт западных педагогов показывает, что МОДК должна проводить команда тьюторов. К сожалению, два тьютора, которые согласились участвовать в учебном процессе, выполняли роль наблюдателей и не оказывали влияния на учебный процесс, а один из них (единственный из всех анкетируемых) в анкете дал отрицательные ответы на все её вопросы.
Не сформулировали свою цель участия в курсе 3 участника, у остальных участников (8 чел.) цель была—познакомиться с особенностями открытого дистанционного курса и новыми социальными сервисами.
Основная активность участников была в списке рассылки (около 200 сообщений, половина из них приходится на первые две недели занятий, затем активность упала), в Moodle работал только форум знакомств, все остальные приглашения к дискуссии поддержаны не были. По материалам курса блоги создавались двумя участниками. В основном, группа работала пассивно—читала представленные материалы, своих источников не раскрывала, свои взгляды на конкретные темы курса не высказывала.
Проведено 6 еженедельных, установочный и заключительный вебинары, в которых  принимало участие около 10 чел. в каждом. Все вебинары были проведены в WIZIQ, один—в В Академия, где слушатели познакомились с возможностями виртуальной среды. Кроме этого, проведено 3 гостевых вебинара, на которых выступали представители корпоративного сектора Корнилова Т., Тихомирова Е. и Кречман Д.
Опыт проведения данного курса показывает, что открытый курс для аудитории СНГ—новое и не всегда очевидное понятие, изобилие учебного материала и отсутствие чётко сформулированных целей вызывает у участников курса большие трудности. Ограниченный набор социальных сервисов, нелюбовь и непонимание Твиттера вызывает проблемы при отслеживании работы тьюторов и коллег. Именно поэтому следующий открытый дистанционный курс был посвящён социальным сервисам в дистанционном обучении.

Заключение

МОДК является новым, неисследованным методом обучения с использованием новых подходов (коннективизм) и социальных сервисов, количество которых постоянно изменяется. Для успешного использования необходимо решить вопросы [11]:

  • Как выбирать открытый контент, проверять и оценивать его?
  • Как помогать студентам организовывать деятельность с открытым контентом?
  • Какие необходимо сформировать у студента навыки для обучения в открытых курсах?
  • Как оценивать уровень подготовки студента в открытом дистанционном курсе?

И более общие вопросы [12]:

  • Есть ли предметы, которые непригодны для открытого дистанционного курса?
  • Как можно открытые дистанционные курсы использовать в традиционном обучении?
  • Какие навыки педагогу необходимы для проведения открытого дистанционного курса?
  • Какие принципы и модели учебного проектирования являются наиболее эффективными при создании МОДК?
  • Какие технологии необходимы чтобы: а) помочь учащимся понять сложные темы, б) управлять информационной перегрузкой, в) сохранить присутствие инструктора, г) поощрять автономию студента?

Использованные источники

  1. Terry Anderson. Quality in Open Educational Resources (OERs) http://goo.gl/T478t
  2. OER Handbook for Educators 1.0 http://wikieducator.org/OER_Handbook/educator_version_one
  3. Dave Cormier, George Siemens. Through the Open Door: Open Courses as Research, Learning, and Engagement  EDUCAUSE Review, vol. 45, no. 4 (July/August 2010): 30-39
  4. George Siemens. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age. December 12, 2004 http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism.htm
  5. Ken Masters. A Brief Guide To Understanding MOOCs. The Internet Journal of Medical Education. 2011 Volume 1 Number 2  http://bit.ly/hZGiVG
  6. Alexander McAuley, Bonnie Stewart, George Siemens and Dave Cormier The MOOC Model for Digital Practice, 2010 63 p.
  7. George Siemens. Reflections on open courses http://www.connectivism.ca/?p=267
  8. Rebecca. In search of learning objectives.
  9. e-Learning in “the Cloud”
  10. Jane Hart. The Top 100 Tools for Learning 2011 List http://c4lpt.co.uk/recommended/2011.html
  11. Vicki Davis. Questioning the Future of the Open Student EDUCAUSE Review, vol. 45, no. 4 (July/August 2010): 22-28
    George Siemens. Researching open online courses http://www.elearnspace.org/blog/2011/07/04/researching-open-online-courses/

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1