Системный кризис, поразивший мировое сообщество, обострил факторы мирового общественного развития

24 мая 2012
от

АКАДЕМИЯ ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ И СЕМИ МУЗ
www.muor.de

Российские теории общественного развития в ХХ1 веке
(о «Философии информационной цивилизации»  Р. Ф. Абдеева  и  «Эволюционике и общей теории развития систем природы общества и мышления» Ю. А. Урманцева)

Всемирный саммит по устойчивому развитию (Иоганнесбург, 2002) и Генеральная асамблея ООН объявили 2005-2014 годы – «Декадой образования для  устойчивого развития».
Системный кризис, поразивший мировое сообщество, обострил факторы мирового общественного развития, связанные с формированием и совершенствованием правовых систем, духовного возрождения и интеграции в глобальный процесс мирового развития  национальных проектов. Наше общественное научно-просветительское, культурное объединение «Международный университет общественного развития» www.muor.de , возникший благодаря синергийной деятельности ученых из бывшего СССР и волею исторических судеб проживающих в Германии и других странах Европы,  живо интересуется актуальными теоретическими разработками проблем общественного развития. Кстати, в Германии имеется институт развития школ Германии.  Но, к сожалению, опыт российских ученых-педагогов бывает редко востребован в Германии, но в интеграционных центрах и общественных объединениях коллеги  щедро делятся с соотечественниками и  немецкими коллегами своим интеллектуальным багажом.
Как известно, существенную характеристику процессов развития составляет время, ибо всякое развитие осуществляется  в реальном времени, и только время выявляет направленность развития. В древние времена развитие мыслилось как протекающее циклически. Все процессы воспринимались как совершающиеся  по заданной «век от века» программе. Идея замкнутого, совершенного античного космоса исключала постановку вопроса о направлении изменений, порождающих принципиально новые структуры и связи, и вопрос о происхождении мира сводился  к вопросу о том, из чего происходит нечто. Христианство, выдвинувшее идею линейной направленности времени, заострило духовные аспекты феномена развития. Опытная наука нового времени идею линейной направленности времени в исследовании природы использовала для формирования представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе, что позволило создать научную космологию, теории эволюции в геологии и биологии. Гегелевское учение о всеобщем развитии и его диалектика обнажили универсальность принципов развития, раскрыв всеобщие механизмы, источник возникновения, борьбу и преодоление противоположностей, в результате чего предстало новое качество состояния объекта, выступающее как изменение его состава или структуры. Концепция общественного развития, построенная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в «Диалектике природы» заострила принцип историзма  в объяснении истории общества и познания, вывела три основных закона: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, «отрицание отрицания». В.И.Ленин разбавил диалектико-материалистическое учение  Карла Маркса о развитии классовой борьбой, положив теорию борьбы классов в основу методологического фундамента теории революционного преобразования общества по принципу сходства эволюции и революции. В начале ХХ1 века возникла идея маргинального развития, которая тревожит  бытовое и научное сознание столь же властно, как  и атомный и экологический взрыв. Пространство маргинальногного развития как  «сдвиг» действительного бытия обнаруживает глубинные магматические процессы обретения трансформаций жизни, которая, говоря гегелевским языком, «определяет, определивает и преобразует себя как особая форма  «causa sui»  человеческого бытия, радикально смещая схематизм развития как единственное всеобщее определение феномена развития. Схематизм драматического взрыва, полифонического смещения и катарктического перехлеста предлагает новые  пост-пост-модернисиские стратегии философствования о развитии.
Уникальные теории  общественного развития на уровне высоких форм сложности, отвечающие сложнейшим задачам ХХ1 века созданы благодаря поразительной внутренней сосредоточенности двумя российскими учеными. Это  Рифгат Абдеев и Юнир Урманцев.
Идеи Рифгата Абдеева и Юнира Урманцева обладают радикальной энергией преобразования, ибо вбирают в себя концепцию безопасности,  правовые, экологические, технологические, информационные, экономические, культурно-социальные аспекты, направленные на прогресс и изменения к лучшему состояния общественной системы, с верой в совершенствование передовых гуманистических показателей социального существования, социальной стабильности и социального процветания с учетом высших этических критериев и реальных правовых гарантий от преступных посягательств и насилия  как со стороны государства, так  и каких бы то нибыло криминальных структур. Ведь известно, как блокируются и разрушаются человеческие ценности при низком уровне обеспечения социальной безопасности.
Абдеев Рифгат Фаизович – уникальный инженер и изобретатель, он выдумыл,  конструировал и комбинировал детали механизмов в минимуме пространства. Наш гениальный отечественный кибернетик, в прошлом  был главным конструктором информационных моделей летательных аппаратов и  средств управления ими (ведь он в 1965-1977 годах участвовал в осуществлении полетов КЛА),  а  с 1970 года ХХ века впервые в мире и в СССР начал системные исследования философских проблем НТР, а к концу 80-х обосновал новую философскую концепцию «информационной цивилизации», а с 1988 года  начал читать во многих ВУЗах бывшего СССР новый курс философии. В 1993 году  Р.Абдеев был избран Президентом Отделения философии информационной цивилизации Международной Академии Информатизации при ООН,  удостен звания Академик МАИ.
Р.Ф.Абдееву удалось соединить информатику, кибенетику и синергетику с теорией развития и мировоззренчески освоить  реальные процессы нелинейности, обосновав новую концепцию спирали развития, раскрывающую диалектику и макродинамику процессов развития, раскрыть скрытые механизмы самоорганизации материи и социума, обнаружить  «рычаги интенсификации» и познания механизмов ускорения и темпов общественного развития при критическом разборе марксистских догм и устаревших положений диамата. Изданная в 1994 году книга Р. Абдеева  была посвящена «Диалектике прогрессивной линии развития как гуманной общечеловеческой философии для ХХ1 века» и переведена на многие языки мира.  В этой книге на новом уровне знаний Р. Абдеев иллюстрировал действия диалектического законов перехода количества в новое качество, исследует динамику развития внутренних противоречий в зависимости от изменяющегося уровня организации системы. В работе Р. Абдеева изложена уникальная концепция о возрастании уровня организации человеческого общества как объективной исторической закономерности с использованием концептуального аппарата синергетики и теории катастроф в опоре на принцип пяти колец власти – краеугольного камня опыта правового демократического государства. Кстати, Р.Абдеев один из первых российский ученых ввел в обиход суждения П. А.Столыпина о правовом государстве (см. :стр. 261 его книги «Философия информационной цивилизации»(1994 год). Неслучайно и то, что книга Р. Абдеева открывается эпиграфом А. Д. Сахарова: «Я верю в силу человеческого разума и духа!».
Соединяя кибернетику, информатику и синергетику с классической теорией развития, Абдеев предложил преемственно разивать материалистическую диалектику во благо потенциала страны, ее природы и талантливого народа.
Другой духовный гигант, выросший из той же почки человечества – татарского стебля российского древа культуры и науки  Юнир Абдуллович Урманцев.
Ю.А.Урманцев — уникальный биолог, математик и философ, завороженный фактом ассоциативной связи целого и части  в живой и неживой природе, драматическим и вечным противоречием между исчезновением и возникновением из множества элементов в ходе эволюции благодаря  открытой им тенденции всеохватывающего единства создал свою уникальную теорию.
Юнир Урманцев родился 28 апреля 1931 года в Стерлитамаке( Башкирия) в татарской семье и с детства отличался незаурядными интеллектуальными способностями. В 1949 году он поступил в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова на два факультета одновременно(биологический и философский) Оба закончил с отличием, все годы получал Ленинскую стипендию. С 1963 года был аспирантом института физиологии растений РАН, младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, ведущим научным сотрудником, Заведующим группой в институте физиологии растений РАН. Он защитил докторскую диссертацию по биологии  и по философии, работал ведущим профессором в  Международном эколого-политологическом университете(МНЭПУ), преподавал «Теоретическую экологию». Этот предмет он также преподавал в Российско-германском колледже при МНЭПУ, когда я работала  директором указанного Российско-германского колледжа при МНЭПУ, Зав.аспирантурой и Ученым секретарем Ученого Совета МНЭПУ).
В 60-ые годы  Ххвека Юнир Урманцев начал разрабатывать Общую теорию систем, в 1974 году защитил докторскую диссертацию «Симметрия природы и природа симметрии». В начале 80-х годов  ХХ века он был уже известиен всему миру как автор Общей теории систем ОТС(у), которую сам определил как теорию того, что должно быть, что может быть и чего быть не может у систем произвольной природы. Международный биографический центр (Кембридж, Англия) включил Ю.Урманцева в середине 80-х годов в 16 издание книги «Человек выдающихся достижений», удостоив его почетного звания «Человек года». Общая теория систем Урманцева включает в свой состав следующие части: предпосылки категорий, алгоритмы, разделы теории групп(неэволюционных и эволюционных) преобразований и их варианты, общую теорию системного изоморфизма, системное учение о симметрии и дисимметрии, гармонии и дисгармонии, изомеризациии полиморфизации и т.д. В рамках ОТС(у) Урманцев вывел фундаментальный закон системности, утверждающий, что любой объект есть объект-система, и любой объект-система принадлежит хотя бы одной системе объектов одного и того же «рода».  Под объектом Урманцев понимает любой предмет как объективной, так и субъективной реальности. Выведенный им закон позволяет установить необычное и вместе с тем глубокое единство между объектами мало сходными друг с другом.  Центральное место в ОТС(у) занимает закон системных преобразований, который можно представить в виде основного закона эволюционики. В рамках ОТС(у) в середине 80 годов ХХвека впервые в мире разработана эволюционика как общая теория развития систем природы, общества и мышления. Ю.Урманцев впервые в мире вывел  закон сохранения эволюционного- неэволюционного сходства, согласно которому какие бы эволюционные(неэволюционные) превращения объекты-системы не испытывали, эволюционное(неэволюцтонное) системное сходство сохраняется, оно неуничтожимо. В рамках ОТС(у) Ю.Урманцев  связывает свои представления об Истине, много сил отдает освещению вышеуказанной проблематики для стабильности и динамичного развития России, роста благосостояния ее народов и улучшения образовательной политики Росси и всего мира. Книга Ю.А.Урманцева «Эволюционика или общая теория развития систем природы, общества и мышления» вышла в Москве в 2010 году(объем 240 стр.)
Двум российским ученым  Рифгату Фаизовичу Абдееву и  Юниру Абдуловичу Урманцеву удался радикальный скачок в развитии теории общественного развития. «Наука», как говорил Альберт Эйнштейн, — это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира». Это оказалось по силам двум российским гениям.
Развитие, понимаемое нами, как универсальная борьба между многократно неорганизованным множеством с организованной цельностью высокой психически конвергентной структуры, оживляет духовные и материальные стороны деятельности плохо организованного мира.

Решением
Ученых Советов  МУОР(www.muor.de) и ВАУ(www.wau.de.be)
Юниру Абдуловичу Урманцеву и Рифгату Фаизовичу Абдееву присуждаются:
звания  ,  Почетный Профессор общественного развития.

Юнир Абдулович Урманцев и Рифгат Фаизович Абдеев награждаются Орденом МУОР
«За выдающийся вклад в теорию общественного развития».

Ректор Международного университета общественного развития, Проректор по науке Всемирного Академического университета,
Член МОИП

Г.А. Хотинская

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1