- ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) - http://jarki.ru/wpress -

Возможна ли модернизация без модерирования?

Задача осовременивания (модернизации) российской экономики проблематична во многих аспектах. Главное, что вызывает сомнение это несовременность самой модернизации. Эпоха модерна как будто завершилась,  – стоит ли к ней возвращаться?
Тем более что для этой эпохи характерны: идеологический тоталитаризм, репрессии как метод обеспечения политической стабильности, военное противостояние как средство консолидации и  мобилизации народа и т.п.  Именно это позволяло управлению быть эффективным в фашисткой Германии, странах социалистического лагеря,  и  в странах, так называемого «свободного мира».
Очень хотелось бы надеяться, что под  курсом на модернизацию уже не подразумевается возвращение к модерну с присущему ему тоталитарными методами. Они несовместимы  со сложившейся в России полиархической политической системой. Так что попытаемся отвлечься от изначальных смыслов модерна, и будем надеяться, что под модернизацией ничего другого не подразумевается кроме доведения отечественных  технологических и управленческих систем до современного мирового уровня.
Но и этот путь не лишен препятствий. Достаточно часто по телевизору можно видеть как Премьер или Президент посещают какой-нибудь маленький город – видят там безобразия, и тут же устраняют их.  Почему до этого ничего не делал тот, кто за это отвечает: губернатор, профильный министр, мэр города, префект, или слесарь ЖЭКа Иван Иванович (на выбор)   – вопрос риторический. Конечно, можно отнести эти случаи к специально организованному событию ради повышения политического рейтинга лидеров. Это отчасти правда, но лишь отчасти. Правда и то, что  без ручного управления, в нашем государстве все делается через пень-колоду.

Без модерирования процессов высшими должностными лицами никакие процессы, в том числе и модернизации, не идут.

А это уже проблема системного свойства. Связана она с еще более глубинными причинами, восходящими к актуальной системе отношений государства, чиновников, бизнеса. Она сложилась в основном в постсоветсткие годы, но и от советского периода наследовала наиболее худшие черты.  Например, ни для кого не секрет, что   безопасность бизнеса, его устойчивость к рейдерству, недружественному поглощению и административному рекету, а также его эффективность непосредственно зависят от того, какие у бизнесмена  сложились отношения с административно-чиновничьим аппаратом.
Следовательно бизнесмен больше должен заботится о лояльности к власти соответствующего уровня, чем о модернизации бизнеса.  Но, поскольку эта власть, может быть в любой момент замещена новой, то необходимо максимизировать моржу здесь и сейчас, любыми законными и незаконными средствами, чтобы компенсировать неизбежные коммуникативные издержки в настоящем и будущем.
Да и власть также заинтересована в стабильности лояльного к ней бизнеса, поскольку именно от него зависит устойчивость и стабильность самой власти, и вовсе не заинтересованна в непредсказуемой собственной модернизации.
В этом  заключена главная причина коррупции, а также существования распространенного мнения, что без коррупционных схем Российская экономика впадет в ступор.
Иными словами задача модернизации очень не простая. Ее решение потребует серьезных политико-административных преобразований, для осуществления которых у нового руководства страны, надеемся,  хватит политической воли.
В этой связи задачей «Консультанта директоа», в его обновленном виде, будет, как и ранее, освящать то, что может помочь в развитии и процветании России, ее экономики и менеджмента.

Это была колонка редактора возрождаемого «Консультанта директора» Весь номер здесь.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong