Развитие образования в Киевской Руси

2 сентября 2013
от

Киевская Русь, как и любое другое государство той эпохи, более нуждалось в воинах и землепашцах, чем в ученых. Но, все же, определенный процент грамотных людей должен быть в любой стране любого уклада и государственного строя. Без них невозможно составление документов, учет государственных доходов, международные отношения, торговля и сбор податей. В те времена основное образование дети из богатых семей получали дома, пользуясь услугами наемных учителей, в основном духовного звания. Отдельным этапом образования было обучение ремеслам в мастеровых цехах, это более относилось к детям более бедного сословия. О возникновении первых школ в Киевской Руси.
Введение христианства и образование
В последнее время довольно часто приходится слышать сомнения, нужно ли было христианство Руси, правильно ли поступил Владимир, уничтожив язычество? С точки зрения развития образования – правильно. Именно стремление упрочить позиции христианства на Руси побудило Владимира Святославовича собрать детей именитых русичей и определить их в книжное обучение при немногочисленных тогда церквях и монастырях. Государству нужны были грамотные кадры для активного продвижения государственной идеологии, какой выступало христианство византийского обряда. Долгое время именно священники были самыми просвещенными гражданами.
Дело отца продолжил Ярослав Мудрый, прозванный так небез оснований. Он сам был весьма образованным человеком и много сил и средств отдал на развитие образовательной системы. Созданная им в Новгороде школа для 300 детей из сословия духовенства была по тем временам, когда каждый грамотный человек был наперечет, центральным учебным заведением. Со временем число школ при церквях и монастырях увеличивалось и в них стали принимать не только детей священников.
Структура первых школ
По возникшей традиции, базирующейся на бытовых предпочтениях русичей, для обучения в школы принимались только мальчики. Девочкам и девушкам и женщинам предписывалось заниматься хозяйством и воспитывать детей. Ученики набирались в группы 10-15 человек, с которыми работал один наставник на протяжении всего времени обучения. Группы формировались не по возрасту, а по времени поступления ученика в школу, то есть были разновозрастными, порой с очень большой разницей в возрасте учеников. Изучались церковные дисциплины, а также риторика, арифметика и грамматика. Уровень знаний выпускников был очень высок.
Женские школы начали открываться в конце 11 века. В них обучали грамоте и рукоделию. Духовные дисциплины, как правило, не преподавались. В XI –XIII веках школьная система Киевской Руси стала очень разветвленной и активно поддерживалась как правителями страны, так и духовенством. Образованность стала необходимостью не только для привилегированных сословий, но и потребностью ремесленников, воинов, хлебопашцев.
Закат первых школ в Киевской Руси пришел с нашествием монголо-татар.

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1