- ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) - http://jarki.ru/wpress -

Киев в огненной купели социальных конфликтов

Галина Хотинская (www.muor.de)

Зафиксированный на Украине взрыв противостояния оппозиции органам власти  хорошо описывается теорией этногенеза Льва Гумилёва в зеркале социальной энтропии ХХ1 века.  В киевском конфликте Кронос-Сатурн, как двуликий Янус, четко выявил набор  этнических норм поведения украинцев в модусах прошлого настоящего и будущего.  Украина, обретая мощное негэнтропийное поле, к сожалению, не выдвинула пассионарного лидера. Ясно, что низы не хотят и могут. Низы не мирятся с фальшивой любезностью власти в представлениях о законе и социальной ответственности. В диалоге властных структур с народом нужны ясность, милосердие и хотя бы кратковременное примирение. Ведь демон Максвелла, вырвавшись из-под контроля, уже  погрузил красивейшую метрополию мира, «матерь русских городов» Киев в огненную купель противостояния. Холод социального отчуждения превысил киевские морозы. Общение власти с протестующими обрело форму  индийской сказки  В. Ф. Одоевского «О четырёх глухих». Эта сказка пушкинского времени заканчивалась призывом к пониманию, а не глупости. Ведь «за Ерёму всегда бьют Фому» по закону Ома. Разве не закройщик модный шьёт, кроит, да выгадывает по заказу, деньгам, по людям, по лицу. Все знают, что сухая ложка рот дерёт. За свой грош везде хорош. Вспомним новоотпущенного русского графа Монте-Кристо. В Украине все вершится по народным поговоркам: «Кто в кони пошёл, тот и воду вози». Разум, душа и сердце сочувствуют невинно пострадавшим и родственникам убиенных. Разноплеменной украинский народ всегда славился милосердием, разумом, добром, красотой. Несбыточные обещания социальных иллюзионистов, с какого бы заморского берега и континента они не посылались, отражает поговорка: «По бороде и словам Авраам, по делам Хам». Агрессивные социальные экстазы мало полезны в ХХ1 веке, сошлемся на гражданскую войну в Сирии, Югославии, Египте, Ираке, Турции, Пакистане, Индии, Ирландии и т. п.  Стоит ли  гениальному украинскому народу растрачивать  гены на войну?  Быть может это направить на гражданские преобразования и создание великих художественных ценностей. Лишь наличие у лидеров нравственных принципов и традиций, того, что именуется духовностью, помогут сформировать новый уровень развития общественных отношений, правовых институтов, религии и науки. Протестующие доказали, что способны на сверхусилия и жертвы. Ради  какого общего дела  и идеала ведётся  теперь эта борьба? Известно, нормальный срок существования этноса, а вместе с ним его Эгрегора, от пассионарного толчка до гомеостаза – полторы тысячи лет, если не помешают дополнительные внешние факторы, например, соседний пассионарный толчок.  Леся Украинка писала: «Верю в правду своего идеала, и если бы я эту веру сломала – вера сломалась бы в собственную жизнь, в вечность материи, в бытие мира». Великий украинский философ В. В. Зеньковский в работе «Проблема психической причинности», опубликованной в Киеве в 1914 году, писал об акте выбора мотива человеческого поступка, когда в акте выбора человек выходит за пределы известного ему мира, разрывая причинные связи и завершает свой истинный смысл, смысл метафизической свободы, которую связывает с Богом и учением о бессмертии души. Как заметил известный украинский философ И. И. Ющишин, комментируя  знаменитые «Этюды о природе человека. Очерки философии оптимизма» И. И. Мечникова:  «…везде и всегда происходят бесконечные превращения от худшего к лучшему. Современный общественный строй также не является вечным, и как бы кто ни старался удержать его от гибели, он силою извечных законов прогресса сам погибнет, уступая место новым формам». А вот эксплуатация недомыслия  — поле для  новых социальных конфликтов. Нельзя бесконечно эксплуатировать высокие настроения в искании правды.

Умный, пытливый, талантливый украинский народ должен дать оригинального и глубокого национального лидера, способного в гуще народной жизни открыть новые инновационные перспективы экономического роста и благосостояния  украинского народа в опоре на науку, с учётом техногенных и экологических вызовов.