Галина Хотинская. О физиогномии либерализма в ХХ1веке
Мишель Монтень в главе «О Физиогномии» ( книга «Опыты») вспоминал, как некий председатель парламента хвастался в его присутствии тем, что в одном из своих постановлений использовал более двухсот чужих мнений. «Выбалтывая это всем и каждому, он, по-моему, сам у себя отнимал славу, которую ему воздавали…. Есть такие люди, которые хвалятся своим воровством и гордятся им… Мы, сторонники природы, полагаем, что слава изобретателя несравненно выше славы ловкого начетчика».
Экологические катастрофы и политические неурядицы ХХ1 века резко поставили человечество на дыбы. Мне кажется, что даже безнравственному человеку хочется видеть мир вокруг себя и особенно свою родину спокойными. Политические элиты в ХХ1 веке, прогуливая застоявшуюся спесь, устроили затяжные бега народов, попирая все моральные законы, вспомним Югославию, Ближний Восток, распад СССР.
Человеческая реальность связана, как еще заметил в 1845 году Томас де Квинси, с палимпсестом человеческого мозга, а «палимпсест – это лист или свиток, с которого слой за слоем счищают нанесенные на него письмена» и тогда, он подобно свету «наслаивает» на сознание и жизнь потоки мыслей, чувств, образов, погребенных под прошлым и… на нашем собственном нерукотворном свитке памяти, на палимпсесте человеческого сознания, нет и не может быть ничего обрывочного или обособленного». Быстротечные события и мимолетные картины реальной жизни ХХ1века подчас и в самом деле выглядят несовместимыми и разрозненными, но основополагающие законы, кои сливают их в нерушимую гармонию и выстраивают вкруг изначально незыблемых средоточий, невзирая на всю пеструю разнородность привносимых действительностью явлений, не позволят рушить величие, заключенное в единстве человеческой личности, не потерпят, чтобы что-либо возмутило его последний покой…, когда прошлое проходит перед нами в обратной последовательности, или в момент какого-либо другого конвульсивного содрогания.
Распад СССР стал водоразделом в жизни миллионов. В любимой империи остались прилежная работа в разных Вузах, неосуществленные публикации, несбывшиеся ожидания, разоренный отчий дом и выкраденные «доброжелателями» рукописи. Началась пора скитаний и погружение души в состояние неописуемой тоски. Весёлые голоштанники, русскоязычные интеллигенты Европы, усевшись на социальное пособие, лихо скакали по бесконечным литературным конкурсам и вернисажам. Волей-неволей включившись в этот процесс, чтобы не потерять связь с окружением, задумалась над проклятыми вопросами: «Кто виноват? Что делать? С чего начать?».
Засиявшая заря проектов, не приносила желанных плодов.
Без витамина В (Beziehungen) и финансовой поддержки невозможно ничего реализовать в неолиберальной Европе.
Получив очередное приглашение на мероприятие фонда Фридриха Наумена (фонд либеральной партии, вылетевшей в 2013 году из бундестага), пошла на встречу с молодым доктором Христианом Линднером, который, выступая в Киле, говорил о «дигитальном датенкапитализме» , о сувереннности личности в атмосфере тотальной слежки, потому что в ХХ1 веке «сбор базы данных и информации представляет собой самый большой капитал. Банк данных – это и есть валюта и самый большой капитал. Нельзя никому позволять информационно обкрадывать себя и нельзя позволять себя эксплуатировать. В ХХ1 веке человечество столкнулось с небывалым информационным отчуждением. В мире «дигитального капитализма фактов и дат» нельзя позволять «отчуждать твою интеллектуальную собственность, нельзя позволять никому загонять твою жизнь в руины».
И вспомнился мне великий русский либерал Александр Николаевич Радищев. Он учился шесть лет в Лейпцигском университете и много размышлял о круговороте вольности и рабства, о показном либерализме и вырождении свободы в самовластье. Главным лозунгом либеральной Европы всегда был смиттовский призыв «Не мешайте действовать!». Либерализм ХХ1 века не знает свободной конкуренции, не создает благоприятных условий для свободного творческого развития и более напоминает узаконенное рабство, описанное Михаилом Александровичем Бакуниным в работе «Кнуто-Германская империя и социальная революция»(1871). Ложное отношение имущих классов к неимущим безработным — яркое тому подтверждение, свидетельствующее об отсутствии принципов равенства и свободы в действительной жизни.
Реальность ХХ1 века взывает к моральной бдительности. Ясно, что всякая эксплуатация человека человеком, в какой бы упаковке она не была, это всегда плохо. В ХХ1 веке никто не может управлять по-старому. Место в социальной иерархии становится очень подвижным. Экологические катастрофы выбросили человечество из царства свободы в царство необходимости для пересмотра отношений к природе и космосу. В период глобального контроля управления обществом через средства массовой коммуникации возникли невиданные проблемы для среды человеческого обитания как следствие дегуманизации человеческих отношений. Поэтому следует заново определить собирающий смысл понятия либерализма и свободы.
Похожие статьи
