- ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) - http://jarki.ru/wpress -

НА ПУТИ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКЕ: ЗАДАЧИ МНОГОМЕРНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Публикую фрагмент заинтересовавшей меня статьи касающейся проблематизации и, частично, формализации целей и содержания  образования. О чем мы последнее время так много говорим. В ней обсуждаются  задачи научного обоснования результатов  обучения, обусловливаемых взаимодействием активных элементов всех уровней естественных (биологических, информационных и педагогических) технологий. Предлагается использовать идеи кибернетического моделирования и фрактально-целевой метод оценки качества информационных ресурсов и результатов  образовательных технологий.Надеюсь и вас она заинтересует. admin

Источник: Управление образованием: теория и практика 2014  № 3

 Ильченко О.А, к.п.н.,  Федеральный институт развития образования. Колосов Д.Э., к.т.н., Институт управления образованием РАО.  Лобанов Ю.И к.т.н., Федеральный институт развития образования, Москва, Россия.

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к взрывному росту объемов публикуемой информации во всех областях человеческой деятельности. Все острее проявляется настоятельная потребность в интеллектуальных информационных технологиях сбора и оперативного анализа данных и знаний. Специалисты в процессе своего становления формируют индивидуальные концептуальные модели и субъективное понимание явлений под влиянием доминирующей системы понятий и ценностных установок. Концептуальные модели фиксируется с помощью онтологий — наборов логически упорядоченных терминов и правила их интерпретации   на множестве свойств и  связей исследуемых объектов или их моделей. Владение рациональным набором концептуальных моделей  и теорий повышает эффективность работы  специалистов  в любой области. В связи с этим представляется весьма своевременным  ознакомление с широким разнообразием описания когнитивных моделей      обработки информации в различных научных областях   и их   эффективного (полезного) использования   в дидактических электронных технологиях (ДОТ).

Дидактика  занимается  общей  теорией  обучения. Это  особая  часть  педагогики, изучающая закономерности общего процесса образования и воспитания в обучении. Основной функцией дидактики является научное обоснование практики обучения [1].

Наука представляет собой некую логическую сводку человеческих познаний, основанных на наблюдении и опыте, а последние всегда ограничиваются определенными рамками и конечной точностью. Что касается логики, то она типичный продукт нашего разума. Мы выбираем экспериментальные данные, которые кажутся нам логически связанными, и не учитываем многие «мелочи», не укладывающиеся в нашу логику [2-14].

За последние два десятилетия в связи со стремительной компьютеризацией всех сфер производственной и духовно-культурной деятельности резко возрос интерес к природе и сущности информации, так как компьютеры используются для передачи, хранения, кодирования, декодирования и преобразования информации. На их основе создаются особые базы данных и знаний, используемые для решения многих задач, которые раньше были доступны лишь человеку. В связи с этим понятия «знание» и

«информация» часто отождествляются. В то же время знание рассматривают как высшую форму отражения действительности. Говоря, что субъект А отражает объект Б, мы имеем в виду, что определенные изменения в А соответствуют определенным изменениям в Б и вызываются ими. Говоря об информации, мы имеем в виду прежде всего особый способ взаимодействия, посредством которого осуществляется передача изменения  от  Б  к  А  в  процессе  отражения,  способ,  реализующийся  через  поток сигналов, идущих от объекта к субъекту и обратно (!). Уровень сложности и формы информации   зависят,   следовательно,   от   качественных   характеристик   объекта   и субъекта, от типа передаваемых сигналов, которые на самом высоком уровне реализуются в форме языковых знаковых систем [10].

Специфика учебной деятельности

Академиком  РАО  А.М.  Новиковым  в  работе  «Методология  учебной деятельности» выделяется следующие специфические свойства учебной деятельности.

1. Учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности – практической, познавательной, ценностно-ориентировочной, эстетической и других, а также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»).

2. В отличие от подавляющего большинства других видов человеческой деятельности (практической, научной, художественной и т.д.), учебная деятельность субъекта направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата – освоения нового опыта в виде знаний, умений и навыков, развития способностей, ценностных отношений и т.д.

3. Учебная деятельность всегда инновационна и  направлена на освоение нового для обучающегося опыта.

4. Парадоксальность учебной деятельности заключается в том, что, хотя она и инновационна, но ее цели чаще всего задаются извне (учебным планом, программой, учителем и т.д.). Исключение составляют взрослые, у которых учебная деятельность, как правило, осознанно направлена на решение проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Этот парадокс – инновационность деятельности и ограниченность свободы воли и целеполагания  обучающихся – составляет одну из острых проблем современной психологии и педагогики: выпускник той или иной ступени   образования   при   переходе   к   профессиональной   деятельности   зачастую теряется, он несамостоятелен и безынициативен.  См также Б. Рассела «Исследование отношений между индивидуальным опытом и общим содержанием научного знания»[13]

Коротко рассмотрим этапы развития дидактики:

I этап  –  традиционная  дидактика (  XVII-XIX  вв)  —  под  процессом  обучения (преподавания и учения) понимали целенаправленный процесс взаимодействия обучаемого (учителя) и обучаемых (учащихся), в ходе которого происходит усвоение обучаемыми новых знаний, умений, навыков и, кроме того, осуществляется воспитание и   развитие обучаемых.   За   основной   источник    знаний   и   результаты   обучения принимали, во-первых,    результаты восприятия обучаемым свойств изучаемых объектов, их отношений или взаимодействий между ними, а также результаты восприятия особенностей изучаемых процессов, явлений или ситуаций, и, во-вторых, догмы, насаждаемые авторитарным руководством образования.

II этап –дидактики соотносят с концом XIX – первой половиной  XX в. процессе преподавания-учения за основу    принимали, во-первых, личностный подход к обучаемому,  и,  во-вторых,  психологическое  управление  обучаемым(ми)  со  стороны обучающего   посредством   различных   методов   обучения    (пути    достижения   или реализации цели и задач обучения) и различных средств обучения

При этом нужно отметить  относительно негативное отношение философов того времени к достижениям психологии того времени. Так, известно мнение известного материалиста того времени Л. Фейербаха о психологии: «Никакая наука не водила нас за нос и не выдавала сваи измышления за действительность больше чем психология»

III этап – постсовременной дидактики соотносится со второй половиной  XX в. В этот период в процессе преподавания-учения-оценки знаний за основу принимали, во- первых, психолого-социально обусловленную деятельность, во-вторых, педагогику сотрудничества, но с учётом  требований времени и личностного развития обучаемого, а также  творческий подход к процессу обучения. Этот период характеризуется особым вниманием к формированию образовательных стандартов как общего, так и профессионального образования.

IV этап – дидактики в условиях информатизации образования, основные характеристики которой мы связываем с особенностями информатизации, массовой глобальной сетевой коммуникации современного общества ХХI в.

В таком контексте информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования на- учно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)  и решение задач таких, как:

§ методологические   основания   изменения   целей,   содержания   образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам интеллектуализации и социализации обучающегося в современных условиях информационного  общества  периода  глобализации  и  массовости  сетевой коммуникации;

§ совершенствование   методических   систем   обучения,   ориентированных   на целенаправленное включение обучающихся в коллективную образовательную деятельность на основе информационного взаимодействия в сетевых сообществах для обеспечения научных, социальных и профессионально-ориентированных результатов обучения, а также на формирование умений самостоятельно осуществлять информационную деятельность;

§ обеспечение педагогико — эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий;

§ интеллектуализация информационных систем, обеспечивающих  автоматизацию и управление технологическими процессами в сфере образования;

§ совершенствование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося на базе реализации идей конвергенции педагогической науки и наукоемких технологий (нано-, инфо-, когнитивных технологий) [2].

В связи с разнообразием междисциплинарных проблем и задач, инициируемых использованием средств ИКТ в образовании, информатизация образования рассматривается, как трансфер-интегративная область научного знания, так как обеспечивает: во-первых, трансфер (от лат. transfero – переношу, перемещаю), то есть перенос (перемещение) определенных научных идей или научных проблем в другую научную область, в которой в связи с этим зарождается (образуется) новая, доселе не существующая, научно-практическая зона, адекватно существенным признакам данной науки и практики её реализации; во-вторых, интегративная (от лат. integration – объединение в единое целое), то есть объединяющая в единое целое определенные части (зоны), которые зародились (образовались) в определенной науке и практики ее реализации в связи с феноменом трансфера.

Статья полностью: http://www.iuorao.ru/images/jurnal/14_3/Ilchenko26.pdf

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong