Социальность два точка ноль

28 сентября 2015
от

Вот как, например, объясняется способ распознавания WEB2.0 в статье «25 фактов про web 2.0»[1]: «Различные интернет-сервисы, появившиеся на пепелище разорившихся доткомов и использующие в своей основе принципы коллективизма, кооперации, открытости, доступности, интерактивности, можно смело называть Web 2.0, не боясь, что кто-то упрекнет вас в дилетантизме. Если какой-нибудь интернет-сервис становится лучше из-за того, что им стало пользоваться больше людей, — это почти наверняка Web 2.0. Если вам предлагают массу каких-нибудь замечательных услуг, два гигабайта памяти, самую точную карту на свете и при этом не просят за это никаких денег — это почти наверняка Web 2.0. Если кругом одни дилетанты-энтузиасты и нет ни одного профессионала, получающего за эту зарплату,— это тоже наверняка Web 2.0. Если вы можете взять и собственноручно поправить вот эту статью — это тоже наверняка Web 2.0. Если для определения какого-либо ресурса используются такие термины, как Ajax, RSS, AdSense, теги, блоги, — это наверняка имеет какое-то отношение к Web 2.0. Ну и так далее».

Разочарование в статичных WEB сайтах (доткомах[2]), выразившееся в падении инвестиций в интернет-проекты (осень 2001 года) пробудило искать иные формы работы в интернет. «Концепция Веба 2.0 родилась на совместном мозговом штурме издательства O’Reilly Media и компании MediaLive International. Вице-президент O’Reilly Дейл Дагерти (Dale Dougherty) отметил, что сам-то веб далек от краха и даже более важен, чем раньше, раз уж впечатляющие новые приложения и сайты появляются с завидной регулярностью. Может быть, в результате доткомовского краха имеет смысл говорить о Вебе 2.0. Мы решили, что так и есть. Так родилась Web 2.0 Conference» – пишет О.Рейли в своей знаменитой статье «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№№ 37 (609) и 38 (610) от 11 и 18 октября 2005 года соответственно) и затем выложенной под заголовком «Что такое Веб 2.0» веб-сайтом «Компьютерра online». В этой статье Тим О’Рейли привязал появление большого числа сайтов, объединённых некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0., в противовес «старому» Веб 1.0.

Фактически О.Рейли осуществил, то, что на пиаровском и маркетинговом языке именуется ребрендингом. Он сделал брендом само понятие WEB, и снабдил его свойством версиальности. Вспомним, что наличие версий было ключевым свойством в гипертекстовой машине «Ксанаду». Причем, как известно, цифра рядом с названием означает его версию, а изменение цифры перед точкой говорит о существенном обновлении. Поэтому термин “ WEB2.0? должен означать, что Сеть существенно изменилась по отношению к первоначальному виду. Иными словами сама Сеть стала позиционироваться как продукт, и как бренд.

Если термин WEB2.0 приживется, а он уже прижился, то отныне архитектура глобальных коммуникаций будет обозначаться соответствующими номерами. Следует, отметить, что автор термина как бы ничего, и не изобрел, он просто обозначил, что в интернет появились сервисы, обладающие определенными свойствами, и эти сервисы необходимо как-то отстроить от «традиционного» WEB. И стоило только осуществить операцию именования как многие пользователи действительно увидели новый феномен (Google, например содержит более 9,5 млн. ссылок на WEB 2.0.), а некоторые производители информационных ресурсов и ПО немедленно воспользовались им как флагом.

Ясно также, что WEB2.0 продолжил движение к созданию глобальной гипертекстовой структуры информационного пространства. В этой связи важно вспомнить предшествующие проекты гипертекстовых машин.

Первая попытка описать «гипертекстовую машину» была предприняты Ванневаром Бушем в 1945 году[3], который предложил проект электронно-механического устройства, названного «Мемех» (от английского MEMory Extension). Это устройство должно было позволить человеку определенным способом организовать свои записи, статьи, книги. С помощью механических средств тексты, записанные на микрофильмы, связывались между собой так, что переход от одного к другому осуществляется непосредственно, даже если физически они расположены далеко друг от друга. При ознакомлении с ними закладывалась возможность пропусков страниц и возврата назад. Одновременно на экран могли вызываться несколько микрофильмов. Дополнительно к существующим материалам могли записываться новые статьи, заметки, комментарии. Тексты, связанные между собой, оставляли «след», траекторию движения по тексту. Текст в целом приобретал разветвленную структуру.

В этом описании не трудно увидеть черты современных информационных мегамашин интернета, однако воплотить эти разработки в полной мере во времена Буша так и не удалось. Причина этого заключалась не только в громоздкости самого устройства, но и в принципиальной новизне организации информации, то есть несоответствия мышления пользователя того времени революционным идеям Буша.

В этой связи уместно привести цитату из работы Буша «Как мы можем мыслить»[4]

«6. Различие между тем как устроено хранение данных через индексирование и дробление на подклассы и тем как мыслит человек. Наш мозг оперирует данными через ассоциации, создавая паутину из цепочек, в которые вовлечены клетки головного мозга. Представим будущее возможное устройство – назовем его “memex” – которое помогает человеку хранить все его книжки, все его записи и все его коммуникации с другими людьми Устройство выглядит как обычный стол, на котором клавиатура, кнопки и рычажки. Небольшая часть стола занята данными в виде микрофильмов, остальная часть – рабочий механизм. Книги всех типов, картинки, газеты могут быть немедленно получены и включены в систему. На верху устройства находится прозрачный валик, куда попадают записи, фотографии, меморандумы и прочие документы. Эта система использует индексирование – если человек хочет получить доступ к книге – он набирает необходимый код на клавиатуре и нужная книга или страница возникает перед ним на экране мемекса.

7. Когда пользователь строит ассоциативную цепочку между двумя документами, то он записывает название цепочки в книгу кодов. Сохраненные цепочки могут быть доступны пользователю в любое время. Они образуют совершенно новую книгу, которая хранится внутри мемекса и может быть вызвана из его памяти и через много лет.

8. Возникают совершенно новые формы энциклопедий, которые содержат цепочки документов. Эти цепочки облегчают работу специалистов в области физиологии, химии, истории и других дисциплин. Возникает новая профессия проходчиков виртуальных троп (trail blazers), людей которые находят удовольствие в создании и построении полезных путей сквозь массу обычных данных. Возможно, душе человеческой будет легче летать, если мы облегчим процедуру сохранения прошлого и позволим более полно анализировать проблемы настоящего. Человек построил столь сложную цивилизацию, что он нуждается в механизмах обработки данных, которые уже не вмещаются в его ограниченную память. Его экскурсии в прошлое и настоящее станут значительно приятнее, если он получит возможность забывать некоторые вещи, будучи уверен, что он в дальнейшем легко сможет восстановить свои записи».

Даглас Энгельбарт из Стэнфордского научно-исследовательского института под влиянием идей Ванневара Буша опубликовал статью “Концептуальная схема усиления человеческого интеллекта”[5], в которой он констатировал переход человеческой эволюции в новую стадию, которая характеризуется “автоматизацией обращения с внешними символами”.

Он предложил систему H-LAM/T – Human using Language, Artifacts and Methodology, in which he is Trained (система подъема способностей человека посредством языка, артефактов и методологии), включавшая человека-пользователя как необходимый элемент. Пользователь и компьютер рассматриваются в этой системе как симбиоз динамических компонентов, благодаря которому усиливается природный интеллект пользователя. Такого взгляда на гипертекст придерживались многие поколения разработчиков гипертекстовых систем.

Подобная гипертекстовая система основывалась на следующих трех основных компонентах, косвенно сформулированных еще Бушем[6]:

  • · база данных нелинейного текста;
  • · фильтры “видов” (views), производящие отбор информации из базы;
  • · “виды” (views), структурирующие отображение собранной информации для терминала.

В последствии Энгельбарт участвовал в разработке сетевого варианта системы, получившего название NLS/Augment, предназначенной для создания среды для работников знания, т. е. на автоматизации рабочих мест инженеров, занимающихся программным обеспечением. Она предполагала обеспечение асинхронной и синхронной коммуникации. Асинхронная коммуникация осуществлялась электронной почтой, ведением компьютерных журналов идей и обменов данными, компьютерной публикацией сводок последних новостей и т. д. Синхронная коммуникация осуществлялась посредством отображения на удаленных терминалах совместно использующих отображение информации, телеконференции и т. п. Система также обладала средствами выпуска и контроля документации, средствами управления организационной и проектной информацией, а также средствами разработки программного обеспечения.

Таким образом отрабатывались принципы совместной деятельности, получившие широкое распространение в современных глобальных сетях.

В то время как Энгельбарт создавал свою систему Augment, другой гипертекстовый проект формулировал автор термина «гипертекст» Тед Нельсон. Он проектировал создание единой литературной среды, охватывающей всю мировую литературу.

Важно подчеркнуть, что если Буш и его последователи смотрели на гипертекстовые системы, прежде всего, с инженерной и научной точки зрения, хотя их задачей было, в конечном счете, расширение человеческих возможностей Т.Нельсон пытался решать литературную, в широком смысле этого слова задачу. Именно по этому свою гипертекстовую систему он назвал «Ксанаду» (Xanadu) по имени “волшебного места, хранимого в литературной памяти”[7]. Это название он взял из поэмы С. Т. Кольриджа[8] “Кубла Хан”. «Ксанаду» была представлена в книге Нельсона “Literary Machines”[9]. Свои цели Нельсон описывает следующим образом: «Руководствуясь идеями, характер которых литературный, а не технический, мы создали систему для хранения и поиска текста, в котором введены взаимосвязи и “окна”. Наша фундаментальная единица, документ, может иметь “окна” на любые другие документы. “Информационное тело” системы эволюционирует, непрерывно расширяясь без изменения своей основы. Новые связи и новые “окна” постоянно добавляют новые пути доступа к старому материалу»[10].

Окна здесь не что иное, как гитпрессылки на другие фрагменты сети. Впрочем «окно» наверно точнее и «литературнее» чем гиперссылка, так как отражает проход в иное смысловое пространство, а не просто переход к другому документу.

Упомянутая выше книга Нельсона «Литературная машина» сама по себе была написана в форме гипертекста. В ней есть вступительная глава, несколько первых глав, одна вторая глава, несколько третьих глав. Автор предлагает читать их в следующем порядке: сначала прочитывается вступительная глава, затем любая из первых глав, затем вторая, затем любая из третьих. И если нужно что-то уточнить, необходимо обратиться к другой первой главе, затем опять вторая, затем другая третья и так далее. К книге прилагаются возможные схемы ее чтения (см. рис. ). Эти схемы еще одна сильная метафора гипертекстовости.

Долгосрочная цель проекта «Ксанаду» состояла в обеспечении революционного процесса перевода всей мировой литературы в режим прямого доступа он-лайн. Идеология данной разработки базировалась на двух основных идеях:

а) литература (понимаемая в широком смысле как информация, предназначенная для сохранения) представляет собой непрерывную систему взаимосвязанных произведений[11].

б) система, управляющая доступом к «литературе» имеет целевую установку, направленную на максимальное освобождение пользователя при работе с информацией[12].

«Ксанаду» подразумевает не только просмотр текстов, но и активную работу с ними через «виртуальный документ». Созданный автором текст хранится в одном месте и принадлежит ему на основе авторских прав. Этот же документ, в случае, если он объявлен доступным для всеобщей работы, распространяется в виде копий, появляющихся на экране пользователя. Таким образом, изменения вносятся в копию и больше напоминают работу с текстом в традиционном виде, когда невозможно переписать текст заново, но можно делать пометки. Ядром структуры «Ксанаду» является возможность неоднократного включения одного и того же текста в другие («трансвключение»). Этот механизм позволяет вставить виртуальную копию цитаты одного документа в другой документ, и он будет выглядеть как обыкновенный линейный текст.

Итак, основными чертами «Ксанаду» можно считать следующие особенности системы:

  • · Необрываемые связи.
  • · Простое и легкое управление авторскими правами (COPYRIGHT). Благодаря специальным разрешениям и методам цитаты любого размера могут быть использованы любым пользователем и использованы с другими цитатами без проблем. «Ксанаду» – это система для сетевых (в электронном смысле) продаж документов с автоматическим взиманием роялти за каждый байт. В Японии Нельсон предложил способы решения проблем copyright, не зависящие от программ «Ксанаду», и назвал их Transcopyright[13].
  • · Связь с оригиналом – все цитаты и выписки остаются связанными с оригиналом.
  • · Двунаправленные ссылки – любой читатель может присоединить комментарий к любой странице. «Ксанаду» делает возможным организовывать двунаправленные связи от любого места любого документа с любым местом другого документа.
  • · Любой байт в любом документе имеет уникальный адрес.
  • · Взаимное сравнение соединенных документов, показываемое двунаправленными связями.
  • · Полное управление версиями: документ может быть изменен, но предыдущие версии остаются доступными, версии могут ветвиться, авторы могут легко увидеть различия между версиями. «Ксанаду» никогда не уничтожает любой текст, а хранит непрерывные записи версий каждого документа. Это связано с тем, чтобы при уничтожении документа (или его части) не пропали ссылки[14].
  • · Хранение версий осуществляется в динамическом режиме: полностью хранится только текущая версия, а остальные версии получаются от текущей путем отработки назад изменений.
  • · Новые изменения могут быть внесены авторами без обрыва старых связей.

Легко убедиться в том, что гипертекст в форме World Wide Web (WWW), части интернета в основу которой положен гипертекстовый протокол http (HyperText Transport Protocol) в своем традиционном[15] виде и на половину не отвечает требованиям, которые закладывал Нельсон в «Ксанаду», однако совокупность сервисов под общим названием WEB2.0 уже вполне приблизилась к реализации идей Нельсона.

Выделим известные на сегодня сервисы и принципы, относящиеся к WEB 2.0:

Google[16]поисковик, вбирающий в себя многие известные принципы WEB 2.0. Google выпустил Gmail, безразмерную бесплатную почту, c чатом и голосовой связью; Google Earth, -взгляд на мир из Космоса, и Google Maps – Название само за себя говорит: Google Book Search аккумулирующая все книги планеты; Google Video — искать все доступное в сети видео; Google Desktop, – программа для поиска на компьютере, Одним из важных особенностей Google является сервис позволяющий пользователю конструировать свою страницу включая в нее интересующее его блоки отображающие интересующие его ресурсы с помощью гайджетов и виджетов. А также персонально-ориентированный рекламный блок. Поисковик анализирует поисковые запросы и в соответствии с ними предлагает рекламную информацию. Гугл, как будто бы решил опровергнуть известный тезис «нельзя объять необъятное».

MySpace[17] — «Myspace.com затевался как социальная сеть. Инициаторы Myspace проектировали некое единое пространство, где можно было бы заниматься вообще всем “полезным и правильным”, что только делается в Сети, скрестить музыкальный хостинг, социальную сеть, службу публикации блогов и доску объявлений. «За три года существования в нынешнем виде Myspace.com превратился именно в феномен – по всем параметрам. Ресурс со странной (если не сказать сомнительной) историей, ураганом вырвавшийся из небытия, ресурс, в привычные рамки не вписывающийся. И самое интересное в том, что костяк этого ресурса составляет, как ни странно, творческая общественность»[18]. Получилась помесь сайта знакомств, хостинга файлов и блогосайта вроде LiveJournal, дополненное рядом новых сервисов.

LiveJournal[19] — фактически это блогосфера с очень удобным сервисом, по организации сообществ и социальных сетей. На сегодняшний день ЖЖ самый популярный ресурс подобного рода.

Last.fm[20] — онлайновое радио, которое подстраивается под слушателя. На первой странице сайта размещен следующий текст: «Кроме того, мы помогаем тебе открыть для себя новую музыку. Начни слушать, и ты увидишь, как это делается. Зарегистрируйся, и музыка будет становиться лучше.» На первой странице размещен также список соответствующих тегов. Last.fm запоминает то, что слушает пользователь, изучает и предлагает в следующий раз индивидуально-ориентированную музыку, основываясь на выборе других пользователей с похожими вкусами. Возможна интеграция с плейеарами, работающими на домашнем компьтере, то есть учет композиций проигрываемых ими. На данный момент участники Last.fm прослушали и оценили почти 3 миллиарда треков.

YouTube[21] – хранилище видеороликов самой разнообразной тематики, которые может закачать любой желающий. Сейчас их там 30 миллионов, и каждый день закачивается еще 35 тысяч. Сейчас владельцы YouTube ведут переговоры с мейджорами о том, что-бы на сайте были представлены — абсолютно все — музыкальные видео, когда-либо снятые на пленку.

Мощность этого сервиса характеризуют следующие цифры:

  • · самооценка YouTube находится на отметке $1,5млрд. (столько стоят металлургические гиганты целые кварталы, например), купить его за $300 млн. прямо сегодня согласно большое количество народу;
  • · 100 млн. видеофайлов отгружается с YouTube в сутки;
  • · ежедневное наполнение находится на уровне 65 тыс. новых видеофайлов в сутки;
  • · 31 августа 2006 года общая масса данных на сервере YouTube составляла 45 Терабайт.

Flickr[22] — — сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем своих цифровых фотографий. Зарегистрировавшийся пользователь системы может помещать на удаленный сервер свои фотографии. Бесплатно можно загрузить до 100 мегабайт фотографий ежемесячно. Фотография может быть снабжена названием, кратким описанием и ключевыми словами (тэг) для дальнейшего поиска. Можно делать заметки и на самих фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов с отдельным описанием. Дополнительным маркером является статус фотографии: личная, семейная, групповая, общедоступная. Сервис подразумевае6т возможность обмена фотографиями и объединения их в общие пулы сообществ. Причем, использована следующая схема коммуникации: после того как пользователь соответствующим образом промаркирует свои фото, он тут же увидит список фотографий помеченных такими же тегами (ключевыми словами). При этом можно как подогнать свои ключевые слова, под наиболее популярные, так и повлиять на групповую норму в отношении ключевых слов. Сервис Flickr позволяет получить карту множества ключевых слов, которыми пользуются люди, классифицируя свои фотографии. Такой механизм обеспечивает коммуникацию между пользователями посредством метаданных. Впрочем, возможна и прямая переписка, а также организация сообществ и коммуникации внутри них.

Необходимо отметить, что сервис обладает еще одним важным свойством, в результате которого им пользуются и профессиональные фотографы и журналисты. Доступность цифровой фотографии привела к тому, что важные события оперативно фиксируются очевидцами, в результате первые фотосвидетельства все чаще оказываются на Flickr, а не на новостных сайтах. Поэтому Flickr стали называть «новыми глазами планеты».

Extortr[23] – «Отличный способ потрепать нервы своему недругу или конкуренту. Как утверждают владельцы сайта, лучшего средства для шантажа, чем воспользоваться его услугами, просто не найти. Все очень незатейливо – загружаете скандальную картинку или компрометирующее видео («Фотошопом» и другими инструментами редактирования пользоваться не возбраняется), назначаете цену, отправляете жертве анонимное электронное письмо с угрозой в случае невыплаты сделать фотку или видеоролик доступным широкой публике и ждете реакции.»[24]

Writely.com[25] — (online word processor) – пример одной из генеральных тенденций WEB 2.0 – перенос в сеть программного обеспечения, которое традиционно находилось в персональных компьютерах. В данном случае речь, идет о текстовом редакторе типа WORD. В сети существуют и ряд других инструментов, прежде всего из офисного пакета, но также графические редакторы, редакторы видео и аудио роликов, всевозможные утилиты, и т.п. Подобные инструменты обладают важной особенностью – возможностью коллективной удаленной работы над одним и тем же документом.

Del.icio.us[26] — пример хранилища закладок доступного с любого компьютера. Закладки и результаты поисковых запросов фактически индивидуально ориентированная библиотека – зеркало эпистемы пользователя. Другим примером хранилища может служить сервис Netvibes.com, а также соответствующий сервис в гугле.

Box.net[27] — пример сервиса по хранению файлов. В этот бокс можно бесплатно положить на хранение гигабайт информации, с тем чтобы воспользоваться ее самостоятельно или передать коллегам.

И, конечно же, Wikipedia[28] — открытая всемирная энциклопедия, составляемая соавторами, то есть всеми, кто пожелает участвовать. Впрочем, не совсем верно называть Wiki энциклопедией, поскольку принцип организации информации, и, главное, принцип ее редактирования не соответствуют энциклопедической таксономии и энциклопедичности как таковой, не только потому, что определение терминов осуществляется методом «народной стройки», но и потому что заранее отсутствует их систематизация. В результате предметная область знания структурируется по запросам пользователей, а не с помощью предварительно разработанной теоретической модели. Последнее, не допускает возможности простраивания родо-видовых отношений, а также существования системы каких либо базовых понятий и категорий. Википедия принципиально фолксономична, а не таксономична.

Wikipedia появилась в январе 2001-го сразу предоставив пользователю возможность сочинить словарную статью о чем угодно, а главное — исправить, дополнить или изменить чужую, соблюдая при этом два простых правила: статья должна быть нейтральной и объективной, а ее содержание — проверяемым, то есть основываться на уже опубликованных материалах. Через месяц в Wikipedia было 600 статей, через год — 20000. В марте 2006-го их стало больше миллиона, без учета статей размещенных на других сайтах, где разворачивались версии WiKi созданные c помощью свободно распространяемых WiKi-движков и их клонов. Идеология WiKi оказалась такой, что возникла ситуацию, при которой стало возможным утверждать, что там есть все, а чего нет, то рано или поздно появится. «Ни в одной бумажной энциклопедии нет списка знаменитых котов[29], точного определения шотландского яблочного пирога[30]» и схемы дома Билла Гейтса[31]»[32], кроме того Wikipedia сверхоперативна, все наиболее значимое (то что народ считает значимым), например результат важного футбольного матча или имя победителя Евровидения появляется в ней спустя несколько минут после оглашения результатов. В этом смысле Wiki оправдывает свое название, которое пришло из Гавайского выражения “wiki wiki”, что означает “быстро”.

Создатель WiKi, Джимми Уэльс[33], уверен, что «Британской энциклопедии»[34], мировому справочному эталону, осталось жить от силы лет пять, а вместе сней и всем остальным справочникам, словарям и энциклопедиям. С этим конечно трудно согласиться, и не только потому, что в Wikipedia полно ошибок, и в «Британнике» их достаточно. Главное то, что фолксономичный принцип организации информации непродуктивно ставить в альтернативную позицию родо-видовой таксономии. Напротив фолксономия и таксономия вполне способны дополнять друг друга.

В самой Wiki о Wiki сказано:

«Вики — гипертекстовая среда (обычно Веб-сайт) для сбора и структуризации письменных сведений»[35].

То есть это не просто сайт, а очень мощная технология для совместной работы над документами и накопления знаний, где каждый может добавить что-то своё для всех. Любой участник может: отредактировать любой документ; добавить в него новую ссылку на новый документ; создать его; и далее породить новую ветку документов; сохранить историю редактирования документа.

Вики характеризуется следующими признаками: множество авторов; хранение множества версий одного текста; специальный язык разметки; учёт изменений текста и возможность отката к ранней версии. Сравним свойства WiKi со свойствами подробноразобранной во втором параграфе настоящей главы мегатекстовой машиной «Ксанаду» Т.Нельсона: «… мы создали систему для хранения и поиска текста, в котором введены взаимосвязи и “окна”. <…> документ, может иметь “окна” на любые другие документы. “Информационное тело” системы эволюционирует, непрерывно расширяясь без изменения своей основы. Новые связи и новые “окна” постоянно добавляют новые пути доступа к старому материалу»[36]. Аналогия очевидна. Можно утверждать, что WEB 2.0 действительно реализует принципы разработанные еще в первых проектах.

В этом смысле WEB 2.0 делает сеть тем, чем она быть по своей природе.

Вокруг проекта WiKi постепенно формируется кольцо родственных проектов построенных на базовых WiKi-принципах, но обладающих определенной специализацией: перечислить. Jcj,j cktletn egjvzyenm Особо следует упомянуть проект новостного ресурса на базе Вики – Вики новости. дополнить.

Следует отметить, что в рунете появились и активно развиваются множество аналогичных перечисленным сервисов. Достаточно упомянуть, клон MySpace – МойМир, созданный на популярном почтовом сервисе mail.ru.

Все эти сервисы в той или иной степени используют ряд новых принципов и технологий:

Ajax (Asynchronous JavaScript and XML) — подход к построению пользовательских интерфейсов веб-приложений, при котором веб-страница, не перезагружаясь, асинхронно загружает нужные пользователю данные. Использование Ajax стало наиболее популярно после того как Google начала активно использовать его при создании своих сайтов, таких как Gmail и Google Maps.

Эта технология позволяет в частности предоставлять пользователю возможность самостоятельно, по своему вкусу не только формировать страницы, с которых он сможет стартовать в интернет – так сделано в поисковике Google – но делать еще и многое другое. Например собирать историю своих поисковых запросов, видеть только ту рекламу, которая соответствует частным поисковым запросам, редактировать блоги, видеть последние сообщения из отслеживаемых интерактивных ресурсов (форумах, блогах, социальных сетях).

Открывается возможность полностью настроить интернет под себя, не упуская ничего важного и фильтруя все лишнее. При этом не лишне напомнить что процесс подобной настройки носит не только динамический, но и интерактивный характер. В WEB2.0 это называется вечной дельтой, то есть вечной «пробной версией» инструментов работы со знанием, к числу которых относится в том числе сознание и опыт пользователя.

Способ восприятия информации, который точнее следует назвать способом поведения пользователя (дать англоязычный термин) эволюционирует вместе с эволюционированием контента и технологий работы с ним при условии определенного уровня включенности в этот процесс самого пользователя. Это то, что ранее мы назвали метаинтерактивностью.

Веб-синдикация – возможность одновременной публикации одного и того же материала на различных страницах или веб-сайтах. Для этого используются, так называемые RSS-потоки (веб-потоки), в которых содержатся заголовки и ссылки на них (например, последние сообщения форумов, и т. п.). Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, сегодня ни один продвинутый сайт не обходится без размещения у себя RSS-кода, что позволяет пользователю включить в свою страницу подгружаемый и обновляемый контент с другого сайта. Возможность настраивать контент под свои интересы, это фактически и есть персональный журнализм. Действительно пользуясь анализируемым принципом пользователь верстает собственный журнал вставляя на свои страницы блоки информации с интересующих его ресурсов и интересующей его тематики, которые будут изменяться по мере их обновления на страницах-источниках. Более того, он также имеет не мало важную возможность настраивать дизайн представления этой информации, которая может быть как и текстовой так и мультимедийной.

Mash-up – Веб mash-up (дословный перевод — «смешение») — сервис, который полностью или частично использует в качестве другие сервисы, предоставляя пользователю новую функциональность для работы, возникающую в результате умножения функциональностей исходных сервисов. Новый сервис, в результате становиться новым ресурсом для других веб mash-up сервисов. Так образуется сеть интегрированных друг с другом сервисов, Например, сайт туристического оператора с интегрированными картами Google Maps, а также с фотоархивом, форумом и блогом превращается в виртуального гида.

Ясно, что современное новостное веб-издание технически не сложно оснастить не только текстовыми комментариями, обновляющимся фото-видео-репортажем, но и картой местности, на которой разворачивается событие, тогда возможно президент США Буш не будет путать Австралию с Австрией, и узнает, наконец, где находятся Балканы.

Метки (теги) – Ключевые слова, описывающие рассматриваемый объект, либо относящие его к какой-либо категории. Подобная маркировка позволяет отображать место объекта среди других объектов, и строить так называемое «облако тегов». Сегодня «облака тегов» можно увидеть на многих сайтах. В стилистике WEB 2.0. облака изображаются в виде списка ключевых слов, каждое из которых может иметь различный размер шрифта и цвет, причем и то и другое может использоваться как индикатор популярности. Понятие меток тесно связано с понятием фолксономия или так называемая «народная» классификация.

Фолксономия (англ. folksonomy, от folk — народный + taxonomy — таксономия) — совместная категоризация информации (ссылок, фото, видео клипов) с помощью произвольно назначаемых тегов. Это понятие характеризует специфику сотрудничества по организации информации, с учетом интеграции индивидуальных интересов в групповые. В результате возникает система категорий, совокупно отражающая концептуальную модель информации всей группы. Причем фолксономия коренным образом отличается от традиционных формальных методов фасетной классификации. Как правило, это явление возникает только в неиерархических сообществах, таких как общедоступные веб-сайты, где организаторы информации являются её же основными пользователями.

Если проделать работу по сбору всех существующих рубрикаторов газет, журналов, теле и радиопередач то мало вероятно, что полученное множество могло бы быть упорядочено с помощью фасетной классификации, хотя попытки создания типологий СМИ конечно же нельзя считать непродуктивными. Однако можно утверждать, что фолксономический подход во многих случаях позволяет обойтись без этой работы. Совокупность тематик СМИ скорее всего более соответствует фолксономии, чем таксономии. Вместе с тем, для публикаций относящихся к научному дискурсу утверждать подобное было бы неверно.

Блогосфера и Социализация – Блоги появились достаточно давно, однако сейчас подобные ресурсы почти однозначно относят к WEB 2.0, отчасти из-за того, что блоги уже не рассматриваются, как индивидуальные дневники, а как сеть дневников, то есть блогосфера. Блогосфера, ко всему прочему, формирует так называемую «редактируемую Паутину» (writable web). Блогосфера создается с помощью разработок, которые позволяют формировать и управлять сообществами или социальными сетями. Так в интернет внедряется понятие «социализация». В применении к сайту это понятие означает возможность индивидуальных настроек сайта, создание личной зоны (личные файлы, изображения, видео, блоги), а также простраивание связей с другими пользователями и сайтами. При этом широко используются индивидуальные маркеры, обозначающие статус пользователя, и его карьеру на ресурсе. Эти маркеры носят название Репутации или Кармы. В указанном смысле «социализация» всего лишь технический термин, обозначающий некоторый определенный набор качеств информационного ресурса.

«Значимость блогов как источника информации в мировой практике проявилась в трагический день 11 сентября 2001 года, когда десятки американских блогеров опубликовали массу описаний невероятного события, фотографии, рассказы очевидцев, свои наблюдения и рассуждения, – то, что никакие профессиональные журналисты самых богатых и оснащенных СМИ обеспечить не могли. Тогда информация с блогов начала поступать в самые известные и значительные газеты, журналы, радиопередачи и телеканалы. После этого продолжилось технологическое обеспечение и развитие блогосферы. Ну, а нынче, что тут говорить: 15 миллионов блогеров в мире, в том числе 12 миллионов американцев. Уже эти цифры говорят о том, что перед нами серьезное общественное явление, не замечать которое невозможно. 15 миллионов человек (цифра будет стремительно возрастать) используют возможность самостоятельно публиковать информацию, минуя какой бы то ни было контроль, отбор, редактирование, включаются в различные группы и сообщества, сами создают контакты различного свойства. »[37]

Однако проблемы социализации в интернет в эпоху WEB 2.0. имеет более широкий контекст. Можно констатировать, что WEB 2.0. развивается на основе новых интеграций:

  • · целей автора и читателя – появляются общества соавторов;
  • · ролей автора и читателя в функционале пользователя;
  • · целей производителя и пользователя в партнерских проектах;
  • · ролей производителя и пользователя в функционале пользователя;
  • · возможностей создания, и восприятия контента в одном инструменте;
  • · возможностей работы с контентом и возможностей изменять сам инструмент.

Подобные изменения делают WEB 2.0. не только интерактивным, но можно сказать, метаинтерактивным, поскольку интерактивными становятся не только тексты, но и инструменты коммуникации с текстами.

Система горизонтальных связей – Идеология Web 2.0, принципиально ориентированна на горизонтальную систему связей, и не работает в иерархических структурах. Горизонтальные связи позволяли существовать сообществам, которые еще не так давно воспринимались, да и сами себя позиционировали, в качестве тайных. Таковы были масоны, сектанты, революционеры-подпольщики, террористы. Сегодняшние множественные сообщества с горизонтальными связями между членами и между сообществами являются открытыми системами, и иначе как открытые системы не могут существовать и развиваться. В этой связи так и хочется сказать о технической победе демократии[38], хотя, скорее всего вопрос намного более сложный. В частности можно ожидать в будущем сопротивления не только иерархических структур, к которым относятся все политические, государственные, и бизнес-структуры, но и закрытых обществ с горизонтальными связями, поскольку для всех для них открытые сетевые структуры становятся прямыми конкурентами с неподконтрольными циркулирующими информационными потоками.

Принцип длинного хвоста – термин «длинный хвост» ввел в употребление главный редактор журнала Wired[39] Крис Андерсон. С появлением технологий Web 2.0 рынок информационно-коммуникативных продуктов становится более демократичным в том смысле, что не лишает возможности тех производителей, который оказыаются в хвосте рейтинговых оценок. Крис Андерсон приводит такой пример: в огромном книжном супермаркете Barnes & Noble[40] продается около 130 тысяч наименований книг, в главном книжном интернет-магазине Amazon больше половины продаж приходится на книги, не входящие в число первых ста тридцати тысяч. Это означает что создаются условия для демононополизации культуры в целом и журналистики в частности. Торговым предприятиям становиться не обязательно ориентироваться только на (хитовую) популярную продукцию. Спрос будет иметь и то, чем интересуется ограниченные и, следовательно элитарные целевые аудитории, главное, чтобы все было доступно, и чтобы был организован хороший поиск.

Для системы СМИ принцип длинного хвоста буквально означает подлинную демократизацию журналистики, или возникновение так называемой «гражданской журналитики».

«Гражданская журналистикаО случившемся теракте, вчерашнем концерте или скандале с Паффом Дэдди можно узнавать не из The New York Times[41] или новостей CNN[42], а из блога человека, который был рядом и все видел. В одной Америке сейчас 12 миллионов блоггеров; каждый третий считает себя в той или иной степени журналистом. Так появился термин «гражданская журналистика»— журналистика людей, которые никогда не работали в газетах или на ТВ, но все видели своими глазами и могут сделать так, чтобы их свидетельства прочли миллионы. Адепты считают, что блоггерство — это будущее журналистики: тысячи анонимных корреспондентов, свободных от влияния корпораций, властей и чужого мнения.

Уже существуют целые сайты вроде OhmyNews[43],  где новостную ленту создают 40 тысяч добровольцев со всего мира.

Их противники замечают, что настоящий репортаж и качественная аналитика блоггеру не под силу и даже самые лучшие примеры «гражданской журналистики» сильно напоминают заводские многотиражки.»[44]

Принцип 6 рукопожатий – Существует социологическая гипотеза, что любого человека на планете отделяют от любого другого человека максимум шесть рукопожатий. Еще в шестидесятые годы прошлого века социологами проводились успешные эксперименты, подтверждающие на практике данную гипотезу[45].

Можно предположить, что Web 2.0 сократит это расстояние, до пяти или даже до четырех «рукопожатий», в частности посредством механизма социальных сетей. Последствия изменения этой социальной константы сейчас трудно предугадать, но то, что эти последствия будут значительны – несомненно. Относительно журналистики отметим повышение роли социальных сетей в структуре общества, а также возникновение механизма обретения идентичности различными сообществами. Традиционная вещательная парадигма СМИ ориентирующаяся на коммуникационную модель «один к многим» в следствии этих эффектов будет отходить на второй план, замещаясь диалоговыми формами взаимодействия источника и приемника информации. Но подобная форма взаимодействия возможно только в том случае если и источник и приемник субъектны. Массовое телевидение и массовая печать физически не допускают субъект-субъектных отношений с каждым зрителем или читателем. Поэтому письма читателей в газету или звонки зрителей во время передачи нельзя считать признаками интерактивности или диалоговости. В данном случае отдельных представителей аудитории включают в совместное производство информационного продукта, как бы переводят на сторону вещателя. Но вполне возможен диалог не с массой, а с целевой аудиторией, которая сама себе идентична и следовательно субъектна. Иными словами, на наш взгляд, будущее СМИ за множественным полилогом субъективированных информационно-коммуникативных образований: сообществ, информационных агентств и изданий, многообразных интернет-ресурсов и т.п.

Экономика и маркетинг 2.0. Следует сказать и о новых способах видения бизнеса, которые уже просматриваются, в связи с развитием WEB 2.0. Причем очевидно, что затронут они прежде всего информационные и информационно-коммуникативные рынки. Изменения касаются не только способов ведения рекламно-маркуетиговой политики, при которой становятся неэффективными дорогие рекламные кампании, огромные рекламные щиты, специальные мероприятия и другие классические рычаги продвижения продукта на рынке. На смену всему этому приходят: сарафанное радио, вирусная реклама, работа с блогами, клипы на YouTube, внедрение в социальные сети – что и подразумевается под термином «маркетинг 2.0».

Принципы ведения бизнеса в эпоху Web 2.0 подчас противоречат устоявшимся представлениям о том, что такое бизнес. Бизнес WEB 2.0 это: 1) бесплатный сервис; 2) никаких секретов (например софт с открытым кодом); 3) полное доверие между партнерами. Причем указанные параметры напрямую конвертируются в успех, а успех в прибыль. Чтобы понять, как работает этот бизнес проще представить эту схему в негативной форме. То есть, чем больше приходиться платить за сервис, чем больше закрытых зон, загадок и секретов, и чем недоверчивее информационно-коммуникативное образование к своим партнерам, среди которых и случайный посетитель ресурса, тем более вероятно, что этот посетитель так и останется случайным посетителем, а не станет его постоянным соавтором. Это означает, что экономика WEB2.0 – это фактически экономика самообслуживания, при которой «контент должен генерироваться самими пользователями»[46].

При этом бесплатность сервисов оплачивается тем, что за работу ни в коем случае нельзя платить никаких денег, главное — сконцентрироваться на том, чтобы пользователь получал удовольствие от процесса. Оплачивается это все естественно целевой рекламой. Реклама в новом дифференцированном (нацеленном на конкретного адресата) интерактивном и гипертекстовом виде теряет свойства манипулирования покупателем, а становится информационно-коммуникативным инструментом регуляции рынков, поскольку ее обращение дает информацию и производителям и продавцам о действительных потребностях потенциального покупателя.

В глобальном плане информационно-коммуникативное пространство становится мощным конкурентом такого регулятора экономики как мировые финансовые биржи, и одновременно вовлекает в производство уже вполне материальных вещей их же потребителей.

Здесь уместно также выдвинуть гипотезу, что с развитием описанных технологий, устареет само понятие «общество потребления» и произойдет существенная трансформация соответствующих обществу потребления экономических и политических институтов. Возможно, это будущее общество следует назвать юзер-социум[47].

А.И.Акопов пишет: «Ни один серьезный капиталист, ни один политэконом представить себе не могли: деньги можно заработать, предоставляя трудящимся бесплатно и безвозмездно массу услуг, стоивших еще недавно баснословные деньги и потому недоступных массовому пользователю, то есть, осуществляя социалистические идеи и зарабатывая при этом, как ни странно, огромные прибыли. За счет чего? А вот как раз потому, что в сайты, куда входят миллионы посетителей, самые богатые инвесторы готовы вложить реальные миллионы самой крутой валюты, потому что самые богатые рекламодатели мечтают там разместить свою рекламу и вернут любые затраты инвесторов сторицей. Произошло существенное событие: создатели сайта, журналисты и авторы сетевого издания впервые стали зависеть не от чужого дяди – спонсора, а от читателей! Соответственно успех проекта стал зависеть от числа посетителей сайта, что, разумеется, более естественно. <…> А результат этих маркетинговых сдвигов таков. Рекламный рынок в России и в мире растет. Но если в России он составляет, по некоторым данным, 200 тысяч долларов, то в США – 280 миллионов долларов (!). Быстрый рост рекламного рынка в США произошел как раз из-за раскрутки технологий Второго Веба, но более впечатляюще выглядит их прогноз на ближайшее будущее: рост к 2010-му году в 6 раз – до 1,8 млрд. долларов! Если в этой статистике и в этом прогнозе есть преувеличение, то в любом случае влияние на процесс со стороны Web 2.0 очевидно, ибо цифры самого крупного порядка складываются из его компонентов, и это неоспоримо!»[48]

WEB2.0 и связанные с ним понятия фолксономии, социальных сетей, блогов и т.п. нельзя отнести лишь к технологическим инновациям. По сути все это в той или иной форме уже присутствовало в глобальных сетях. Это скорее новая идеология, а технология. Речь, следовательно, должна идти не о возможностях разнообразных сетевых сервисов, а восприятии их аудиториями и взращивании на этой широко и быстро осваиваемой коммуникативной почве новых форм социальности и, возможно, политического поведения. Для наиболее активной части общества, для России это будущий средний класс, сеть стала не только жизненным пространством и референтом, но все чаще сферой профессиональной и экономической деятельности. Сетевые отношения формируют систему горизонтальных связей, и специфических гипертекстовых коммуникативных практик. Поэтому можно ожидать, что модусы сетевого поведения через некоторое время в массовом порядке будут транслированы в офф-лайновый мир.

В этой связи важно попытаться предсказать последствия столкновения горизонтальных и вертикальных коммуникационных систем. В частности, социальных сетей и политических институтов, таксономических и фолксономических эпистем и т.п. Иными словами современным социологам, социальным психологам, политологам, философам, как теоретикам, так и практикам, необходимо весьма внимательно наблюдать новые функционалы социальности инициируемые внедрением технологий WEB2.0, а также следующих версий сети: WEB2.X, или WEBX.0.

Затронутый вопрос в большей степени относится к сфере компетенции социологии, социальной философии и политологи, хотя подобные ожидаемые глобальные изменения социальной и политической динамики очевидно непосредственным образом затронут информационную политику каждого издания, в той степени в которой это издание пожелает остаться в информационном пространстве. В этом плане «социальность 2.0» опосредованно будет влиять на формы журналистской деятельности. Однако в контексте настоящей работы более важно попытаться понять насколько непосредственно изменится журналистика в связи с развитием этих технологий.

В уже цитированной нами работе «Web 2.0 как предчувствие» А.И. Акопов называет один из подзаголовков так: «”ВЕБ ДВА НОЛЬ” КАК СМИ» и показывает тем самым, что действительно имеет место зарождение если не расцвет журналистики, вовсю использующей эти технологии. Это не может не вызвать дискуссий в мировом сообществе по поводу изменений условий функционирования журналистики как профессии. Правда акцент в этих дискуссиях чаще делается на внедрение дилетантов и любителей, в прежнюю узкопрофессиональную область, причем такое внедрение, которое создает конкуренцию профессионалам. «Если новостной сайт OhmyNews создают 50 тысяч волонтеров со всего мира, то какое СМИ может угнаться за ними? Ни в объеме информации, ни в оперативности никакое профессиональное информагентство не сравнится с этим сайтом, за исключением серьезного анализа и экспертизы событий, однако предоставление большого количества информации даст возможность умному реципиенту выбирать.»[49]

Впрочем, анализ и экспертизу также в последствии могут взять на себе волонтеры вооруженные «умными» поисковыми программами, так что становиться не ясно зачем учиться на журналиста, если каждая домохозяйка, сможет управлять информацией. «Один опытный главный редактор городской газеты при обсуждении данной темы сгоряча сравнил блогеров и прочих сетевых активистов масс-медиа с обезьяной, которая, может быть, и догонит профессионала, но не раньше, чем через 100 лет.»[50]

Опасения профессионалов понятны, поскольку они чувствуют, что действительно центр информационной активности смещается в сторону интернет, где каждый может сам себе журналистом. То есть работа в престижном издании, идентификация с каким либо медиа-магнатом сегодня не гарантирует успешности и популярности журналиста. Следовательно, наступление дилетантов посредством интернет представляет личную угрозу профессионалу, который в результате этого может просто потерять работу.

Возникает парадоксальная ситуация, когда с одной стороны СМИ сегодня сверхвооружены и сверхзначимы, а с другой стороны налицо размывание границ профессиональной журналисткой деятельности, до степени неразличения с другими видами информационно-коммуникативной деятельности как профессиональной так и любительской. Подобное противоречие действительно имеет место, однако ситуация не столь пессимистична для профессионалом как кажется на первый взгляд. Просто происходит то, что приобрело название профессиональной революции, в частности транспрофессионализация журналисткой деятельности[51].

На фоне этого процесса достаточно быстро переходит в профессиональную область многие открывшиеся посредством WEB 2.0 виды деятельности. Классическим примером является блоггинг. Ясно, что блогг может сделать каждый, однако не каждый блогг будут посещать люди. Успех блогга зависит и от таланта и от мастерства блоггера. Причем сегодня некоторые PR-агенства уже предоставляют услуги по WEB-сопровождению тех или иных маркетинговых кампаний, а некоторые фирмы держат в штате блоггеров, которые «как бы между прочим» рассказывают о свойствах соответствующей продукции. Данная ситуация вызвала к жизни широкую дискуссию в сети, по поводу допустимости торговли блоггами и блоггерами[52]. Один из участников этой дискуссии, как раз такой «продажный» блоггер, работающий в одной достаточно крупной компании высказал мнение что это не только не вредный, а напротив весьма позитивный процесс. Поскольку блогг в отличии от других средств продвижения товара защищен обратной связью от лжи и манипулирования. Поэтому руководство компании, на которую работает блоггер не препятствует публикации негативной аналитической информации о продукции этой компании в сравнении с позитивной информацией об аналогах других производителей. Руководство понимает что, во-первых, главная цель создание сообщества вокруг этого блогга, а во-вторых, тот факт, что держится это сообщество на репутации блоггера, потеря которой неминуема при первых фактах намеренной лжеинформации. Этот пример показывает, что блоггинг, как часть WEB2.0 сегодня уже профессиональная сфера деятельности и не случайно многие популярные блоггеры, в той или иной форме связаны с журналистикой.

В целом же вполне можно согласится с А.И.Акоповым, что «есть замечательное новое – по давнему и очень точному выражению Джона Барлоу, «продажа вина без бутылок[53]»!

Нет бутылок, нет ящиков, нет автомобилей и поездов для перевозки информационного продукта, нет перевозчиков и грузчиков, вы потребляете продукт там, где он производится, и не зависите от бизнеса циников, которые встречаются между продуктом и Вами.»[54]

И в этом главная особенность WEB2.0, и одновременно главный источник будущих потрясений в сфере журналистики.

[1]25 фактов про web 2.0. «Большой город» 30 августа 2006 года

[2] Дотком происходит от слов dot – «точка и com, т.е. дотком это сайт с адресом оканчивающимся на .com, то есть размещенный в доменной зоне, где чаще всего располагаются коммерческие сайты. Дотком – в широком смысле метафора промосайта или сайта визитки, со статичной информацией.

[3] Bush V. As we may think //Atlantic Monthly. Vol. 176. No 1. 1945. P. 101-108.

[4] Vannevar Bush. As we may think. The atlantic monthly, July 1945.

[5] Engelbart D.C. A conceptual framework for the augmentation of man’s intellect//Vistas in information handling. Vol. 1. Washington D.C.: Spartan Books, 1963.

[6] См. приведенный выше текст Буша.

[7] См. Paul Freiberger, Michael Swaine. Fire in the Valley.The Making of the Personal Computer. Osborne/McGraw-Hill, Berkeley, California, 1984. Русский перевод: Фрейбергер Пол, Свейн Майкл Пожар в долине. История создания персональных компьютеров. Группа Дарнэлл, 2000. и Частиков А.П. Архитекторы компьютерного мира. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

[8] Самюэль Тэйлор Кольридж (англ. Samuel Taylor Coleridge; ( 21 октября 1772, Оттери-Сент-Мэри, Девоншир — 25 июля 1834, Лондон) — английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы».

[9] Theodor Holm Nelson. Literary machines, 1981

[10] Там же. Цит по Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы. http://newasp.omskreg.ru/intellect/f27.htm

[11] Nelson T. Literary machines. Sausalito, CA: Mindful Press, 1993.

[12] Nelson T. Computer Lib/Dream machines. Sausalito, CA: Mindful Press, 1974.

[13] Gary Wolf The Curse of Xanadu.Jun 1995 www.wired.com/wired/archive/3.06/xanadu_pr.html

[14] Phelps 1994, De Bra, http://xanadu.com/xuTheMode

[15] Действительно об интернете становиться уже уместным говорить в терминах «традиционный», поскольку изменения происходящие в нем измеряются не годами, а месяцами.

[16] http://www.google.com/

[17] http://www.myspace.com/

[18] Роман Георгиев. Феномен Myspace. // Компьютера онлайн. 19 апреля 2006 г. http://www.computerra.ru/features/264769/

[19] http://www.livejournal.com/

[20] http://www.lastfm.ru/

[21] http:// www.youtube.com/

[22] http://www.flickr.com/

[23] http://www.extortr.com/

[24] С Сайта Домашний ПК [электронный документ] http://www.dpk.com.ua/internet/2006.html

[25] http://www.writely.com/

[26] http://del.icio.us

[27] http://www.вox.net

[28] Сайт проекта wiki: http://www.wikimapia.com//

[29] http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_historical_cats

[30] http://en.wikipedia.org/wiki/Apple_Pie

[31] http://en.wikipedia.org/wiki/Bill_Gates_house

[33] http://en.wikipedia.org/wiki/Jimmy_Wales

[34] http://www.britannica.com/

[35] Ссылка на WiKi

[36] Там же. Цит по Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы. http://newasp.omskreg.ru/intellect/f27.htm

[37] А.И.Акопов «Web 2.0» как предчувствие//Relga №6 [151] 25.04.2007. [электронный документ] http://www.relga.ru/

[38] «Если любой житель планеты сможет выбирать себе СМИ по вкусу, а также создавать собственное СМИ из желательной ему «мозаики», то есть, если на место таксономии придет «фольксономия» (ссылаюсь на обсуждение в сети и этой альтернативы), то это и есть демократия СМИ в действии. <…> Если мы стоим на пороге «народной» журналистики, то также точно может сформироваться «народная» политика, «народная» дипломатия. <…> И, может быть, впервые в истории именно Интернет в лице Второго Веба позволит преодолеть вековые противоречия между людьми – политические, экономические, языковые, религиозные… И создать-таки мировое гражданское сообщество!» А.И.Акопов «Web 2.0» как предчувствие//Relga №6 [151] 25.04.2007. [электронный документ] http://www.relga.ru/

[39] http://www.wired.com/

[40] http://www.barnesandnoble.com/

[41] http://www.nyt.com/

[42] http://www.cnn.com/

[43] http://english.ohmynews.com/

[44] А.И.Акопов «Web 2.0» как предчувствие//Relga №6 [151] 25.04.2007. [электронный документ] http://www.relga.ru/

[47] Юзер- пользователь

[48] А.И.Акопов «Web 2.0» как предчувствие//Relga №6 [151] 25.04.2007. [электронный документ] http://www.relga.ru/

[49] Там же.

[50] Там же

[51] Об этом явлении и о связанных с ним проблемах профессиональной подготовки журналистов подробнее в 4-й главе настоящего исследования.

[53] А.И.Акопов цитирует известную одноименную статью Джона Барлоу посвященную экономики эпохи интернет.

[54] Там же.

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1