Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма

25 октября 2015
от

Обозревая теоретические и практические достижения западной мысли за последние полтора столетия, видишь, что они не слишком обнадеживают. Последнее требование — все трансцендентное должно исчезнуть — не может быть последовательно проведено в теории познания, т. е. именно в той области, для которой этот тезис и предназначался в первую очередь. Причина заключается в том, что мы не можем обойтись здесь без путеводной нити метафизики. Более того, стоит нам уверовать в эту возможность, как широко задуманные метафизические заблуждения заменяются несравненно более наивными и робкими. В жизненной сфере, напротив, на базе среднеинтеллектуального уровня достигнуто такое практическое освобождение от метафизики, что благородные апостолы этой свободы — я имею в виду в первую очередь философию просвещения и Канта — содрогнулись бы от ужаса, если бы им довелось испытать ее. Положение, как отмечалось уже не раз, ужасающе похоже на финал античной эпохи и не только в отношении безрелигиозности и отсутствия традиций. Сходство еще и в том, что в обоих случаях у современников создается впечатление, будто обе эпохи в области прагматического знания вышли на твердую и надежную дорогу, которая, согласно всеобщему убеждению, по меньшей мере ввиду своей общности, выдержит смену научных воззрений — тогда это была философия Аристотеля, ныне — современное естествознание. Если в этом пункте пример бьет прямо в цель, то, в конечном счете, он свидетельствует о неблагополучии! Можно ли, следовательно, удивляться, что нам, потомкам, изменяет мужество, когда приходится решать — принимать ли это в высшей степени пассивное наследство и додумывать мысли, которые по прошествии двух тысячелетий снова и столь явно приводят нас к банкротству!

Эрвин Шредингер

Новая книга: Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма / Н. А. Соловьёв, С. В. Посадский. — СПб.: НП-Принт, 2014. — 376 с.: ил. I. Посадский, С. В. содержание / читать полностью

Н. А. Соловьёв, С. В. Посадский

Несмотря на огромные успехи современной науки, она еще не имеет целостного взгляда на то, что в философской традиции именуется бытием. Это выражается в том, что различные области научного знания оказываются не связанными друг с другом, а так­же в том, что современная наука лишена ответов на такие фун­даментальные вопросы, как вопрос о первопринципе мироздания, вопросы о существе сознания и свободы воли. На сегодняшний день вопросы о первопринципе мироздания, о том, что такое со­знание или душа, оставляются наукой без ответа. Также нет обще­принятого ответа на вопрос о природе и способе осуществления свободы выбора. Это представляется тем более противоречивым, поскольку различные идейно-политические течения современного общества ставят вопрос о свободе личности и ее бытии в центр своих программ и практик. Более того, зачастую ссылки на науку, не обладающую ответами на эти вопросы, используются как при­крытие для пропаганды сомнительных или заведомо ложных идей в интересах ангажированных общественных групп. Между тем декларирующая свое всесилие и всеведение наука оказывается не в состоянии объяснить принципиальные моменты мирового и человеческого бытия и, следовательно, помочь в решении самых насущных проблем человеческого существования.

В некотором смысле ситуация с пониманием фундаментальных вопросов бытия в современном мире оказывается хуже, чем в предшествующие эпохи, когда для человека, например, вопрос о существовании души не представлялся неразрешимым, как в на­стоящее время, где он игнорируется, обходится стороной и совер­шенно выпадает из контекста научного знания. Помимо вопросов о первопринципе мироздания, сознании и свободе воли существует целый ряд вопросов, которые также не получили своего решения в рамках современной естественно-научной парадигмы. К этим во­просам можно отнести вопросы рождения новой информации и эволюции Вселенной, вопросы интерпретации квантовой механи­ки, которые, как сейчас понятно, связаны с вопросами сознания и свободы воли. При ближайшем рассмотрении оказывается, что все вышеперечисленные вопросы выходят за рамки традиционного естественно-научного дискурса и требуют более общего взгляда на проблему. Такой взгляд может быть только метафизическим, по­скольку именно метафизика является источником наиболее общих концепций и теорий, которые в идеале призваны быть основанием естественно-научного дискурса и теорий специальных наук.

В настоящей работе представлена тринитарно-энергийная метафизическая модель, позволяющая построить такую систему кате­горий и аксиом, которые, будучи развернутыми в иерархическую логическую систему, позволяют с единой позиции описать наибо­лее общие свойства и особенности бытия, включая ту его часть, которая в естественных науках ассоциируется с нашей Вселенной. По сути дела данная метафизическая модель своеобразно возрож­дает известный метафизический дискурс Всеединства, который в предшествующем столетии во многом оказался невостребован­ным научным сообществом вследствие предельной концентрации исследований на конкретных результатах частных наук и недоста­точного внимания к универсализации и обобщениям знания.

Представленная модель опирается на отечественную метафизику Всеединства, которая уже получила свое признание в России и на Западе. Она также должна быть определена как панентеистическая метафизика, поскольку именно как панентеизм определяли свой образ философствования известные представители метафизики Всеединства, подчеркивая неразрывную связь Бога и мироздания. При этом предлагаемая метафизическая модель основательно раскрывает объяснительный потенциал метафизики Всеединства для современного естественно-научного знания, прекрасно кор­релирует с выводами современных философских концепций не­редукционного физикализма и эмерджентной парадигмы.

Основные идеи, положенные в основу излагаемой в данной кни­ге метафизической модели, были доложены Н. А. Соловьёвым на семинарах в Санкт-Петербургском государственном университете, Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, опубликованы в работах Н. А. Соловьёва «Религиозно-философ­ские и естественно-научные основания российского консерва­тизма» в сборнике «Современный российский консерватизм» (М., 2011. С. 49-76), «Квантовая метафизика Всеединства» в журнале «Метафизика» (2013. № 1 (7). C. 172-180) и докладе «Проблемы техногенной цивилизации как метафизический вызов», прочитан­ном на конференции «Наука. Философия. Религия» в Объединен­ном институте ядерных исследований, г. Дубна, в 2012 году. В даль­нейшем модель была развита и уточнена в работах: Посадский С. В. Пролегомены к панентеистической метафизике // Метапарадигма. Вып. 1. 2013. C. 22-56; Соловьёв Н. А. Актуальные вопросы метафизики // Метапарадигма. Вып. 1. 2013. С. 57-84; Посадский С. В., Соловьёв Н. А. Тринитарно-энергийная метафизика как он­тология свободы // Метапарадигма. Вып. 2-3. 2014. С. 18-77; Березин В. В., Соловьёв Н. А. Двухуровневая онтологическая модель живого существа // Метапарадигма. Вып. 2-3. 2014. С. 145-165; Соловьёв Н. А. Тринитарная метафизика (доклад на XXII Междуна­родных Рождественских образовательных чтениях) Москва, 2014.

Представленная книга состоит из двух частей, которые излагают рассматриваемую метафизическую модель различными «языка­ми». В первой части книги представлен традиционный философ­ский дискурс, дающий описание метафизической модели на клас­сическом философском языке с опорой на категории философских систем, развивающих представления об имманентности Бога. Во второй части представлено описание, ориентированное прежде всего на естественно-научный стиль мышления, которое может быть более понятным представителям специального научного зна­ния и философам науки.

Альманах  издается группой ученых, видящих свою задачу в согласовании науки и религии. Сайт проекта:http://metaparadigma.ru/

Метки: , , , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1