Панентеистическая тринитарно-энергийная метафизика. Основные положения.

27 октября 2015
от

Речь идет о панентеистической тринитарно-энергийной метафизике, ибо Абсолют рассматривается как Трииипостасное Существо, а также потому, что Его имманентность миру раскрыва­ется через Его волевые действия. Соответственно, речь идет о пер- соналистической метафизике, так как абсолютное бытие обладает личной природой, способной к волевому акту. Наконец, речь идет о персоналистической метафизике Всеединства в силу того, что всё сущее обретает свое единение в волевых актах Единого Триипо- стасного Абсолюта. Таким образом, изложенная нами философская система должна быть охарактеризована как панентеистическая и персоналистическая тринитарно-энергийная метафизика всеедин­ства, а кратко — тринитарно-энергийная метафизика.

Тринитарно-энергийная метафизика постулирует Триипостасный Абсолют — единосущную и нераздельную Троицу — в виде онтоло­гического первопринципа мироздания. Бог-Отец, или Абсолютный Ум (Нус, Nouc;), извечно рождаемый Им Бог-Сын, или Абсолют­ная Форма-Мысль-Идея (Логос, Лоуос;), извечно производимый Им Святой Дух, или Абсолютный Субстрат-Ощущение-Восприятие (Пневма, nveu|aa), представляют Ипостаси Троицы.

Тринитарно-энергийная метафизика видит в Триипостасном Абсо­люте миросозидающее начало, творящее мир посредством Своих энергий — деятельных проявлений вовне, отличных от Божествен­ной сущности, но также всецело тождественных Богу. Следуя трини- тарно-энергийной метафизике, Бог рассматривается как Абсолют-в- Себе — в аспекте единой нераздельной сущности и особенных не­делимых Ипостасей, как Абсолют-для-Себя — в аспекте деятельной соотнесенности с Самим Собой, или энергийно-множественной вну- трибожественной жизни, наконец, как Абсолют-в-инобытии — в аспекте Своего энергийного присутствия в сотворенном миро­здании.

Тринитарно-энергийная метафизика конкретизирует Божественный творческий акт как волевое действие Бога-Отца (Абсолютного Ума) посредством Бога-Сына (Абсолютной Формы-Мысли) в Боге-Духе (Абсолютном Субстрате-Ощущении). Абсолютный Ум творит мир Своей Формой-Мыслью в Своем Субстрате-Ощущении, не используя какую-либо внеположенную Себе материальную субстанцию, ис­пользуя в качестве потенции творения единственно Свой волевой акт. В связи с этим тринитарно-энергийная метафизика утверждает особый теистический панлогизм и панпневматизм в смысле неотъ­емлемой сопричастности (имманентности) мира Божественным иде­ям и ощущениям.

Такая имманентность осуществляется через неразрывное взаимо­действие Абсолютной Формы-Логоса и Субстрата-Пневмы в абсо­лютном Уме, взаимодействие, в ходе которого Форма оформляет Субстрат, а Субстрат предстает Носителем Формы, в силу чего воз­никают определенные пневма-логосные единства (Божественные энергии-действия как нераздельные идеи-ощущения), раскрыва­ющиеся в явлениях тварного мира в виде гилеморфных объектов, воссоздающих характеристики абсолютной Формы и абсолютного Субстрата в инобытийном виде. При этом присутствие в Боге оформ­ленного Субстрата-Пневмы совершенно исключает необоснованные спекуляции о вечном материальном начале, а также демиургические трактовки Его абсолютного действия, категорически отвергаемые святоотеческой мыслью.

Усматривая основание мира в Божественных энергиях, тринитар- но-энергийная метафизика развивает онтологию свободы, в соот­ветствии с которой свобода предстает высшей целью и ценностью бытия. Декларируя панэнергизм как фундаментальный принцип обоснования свободы, она постулирует мир Божественных энер­гий как мир потенциальных возможностей, поскольку именно в нем тварное личное существо черпает возможности своего бы­тия, а вместе и возможности своей свободы. Мир потенциальных возможностей есть персоноцентрический и свободосообразный универсум, высшей целью которого является претворение личной свободы тварного существа.

Мир потенциальных возможностей предстает сущностным основа­нием тварного мира. Взаимоотношение мира потенциальных воз­можностей и тварного мироздания представляет диалектическое единство, в котором тварно-актуальное бытие имманентно энер- гийно-потенциальному. Энергия-потенция неотъемлемо присуща тварной актуальности, ибо осуществляет, исполняет и актуализи­рует в ней сама себя. Тварная актуальность есть собственное ино- бытийное проявление энергии-потенции. Божественная энергия предстает в двух различных модальностях — энтелехиальном, не­собственном, инобытийном, раскрываясь как она пребывает в тво­рении, и динамическом, потенциальном, собственном, раскрываясь, как она существует сама для себя.

Следуя тритарно-энергийной метафизике, Божественная энер­гия есть абсолютное, всецело чистое действие, не требующее со- положенной себе субстанции-материала, не имеющее для себя предела за исключением предела собственного самополагания, не ограниченное ничем, исходящее и возвращающееся в само себя, созидающее результат исключительно из своих собственных по­тенций, обращающее само себя в свой итог и завершение. Мир по­тенциальных возможностей предстает качественно-бесконечным, вечным и неизменным универсумом Божественных энергий, себе тождественным и себе равным, в себе движимым своим собствен­ным самодвижением, из которого конечный и изменчивый, про­странственно-временной актуальный мир явлений черпает свои бытийные определения.

Тринитарно-энергийная метафизика развивает особую пневма-ло- госную космодицею, в которой обоснование мира осуществляется не из самого мира, а из его инобытия — Бога. Мир утверждается во всём многообразии его качественных определенностей как инопо- ложенное, не-от-себя-данное бытие, укорененное в Боге. Мир при­надлежит сущему, но принадлежит не через себя, а исключительно через энергии Сущего. Именно этот образ принадлежности возвы­шает и возвеличивает мир, позволяет увидеть в нем не бесцельную и бессмысленную груду механически нагроможденных фактов, а познать как проявление Высшего Начала — особый вид теофании, пронизанный высшими смыслами и ощущениями.

Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма / Н. А. Соловьёв, С. В. Посадский. – СПб.: НП-Принт, 2014. С.195-198ю   содержание / читать полностью

Метки: , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1