Панентеистическая тринитарно-энергийная метафизика. Основные положения.
Речь идет о панентеистической тринитарно-энергийной метафизике, ибо Абсолют рассматривается как Трииипостасное Существо, а также потому, что Его имманентность миру раскрывается через Его волевые действия. Соответственно, речь идет о пер- соналистической метафизике, так как абсолютное бытие обладает личной природой, способной к волевому акту. Наконец, речь идет о персоналистической метафизике Всеединства в силу того, что всё сущее обретает свое единение в волевых актах Единого Триипо- стасного Абсолюта. Таким образом, изложенная нами философская система должна быть охарактеризована как панентеистическая и персоналистическая тринитарно-энергийная метафизика всеединства, а кратко — тринитарно-энергийная метафизика.
Тринитарно-энергийная метафизика постулирует Триипостасный Абсолют — единосущную и нераздельную Троицу — в виде онтологического первопринципа мироздания. Бог-Отец, или Абсолютный Ум (Нус, Nouc;), извечно рождаемый Им Бог-Сын, или Абсолютная Форма-Мысль-Идея (Логос, Лоуос;), извечно производимый Им Святой Дух, или Абсолютный Субстрат-Ощущение-Восприятие (Пневма, nveu|aa), представляют Ипостаси Троицы.
Тринитарно-энергийная метафизика видит в Триипостасном Абсолюте миросозидающее начало, творящее мир посредством Своих энергий — деятельных проявлений вовне, отличных от Божественной сущности, но также всецело тождественных Богу. Следуя трини- тарно-энергийной метафизике, Бог рассматривается как Абсолют-в- Себе — в аспекте единой нераздельной сущности и особенных неделимых Ипостасей, как Абсолют-для-Себя — в аспекте деятельной соотнесенности с Самим Собой, или энергийно-множественной вну- трибожественной жизни, наконец, как Абсолют-в-инобытии — в аспекте Своего энергийного присутствия в сотворенном мироздании.
Тринитарно-энергийная метафизика конкретизирует Божественный творческий акт как волевое действие Бога-Отца (Абсолютного Ума) посредством Бога-Сына (Абсолютной Формы-Мысли) в Боге-Духе (Абсолютном Субстрате-Ощущении). Абсолютный Ум творит мир Своей Формой-Мыслью в Своем Субстрате-Ощущении, не используя какую-либо внеположенную Себе материальную субстанцию, используя в качестве потенции творения единственно Свой волевой акт. В связи с этим тринитарно-энергийная метафизика утверждает особый теистический панлогизм и панпневматизм в смысле неотъемлемой сопричастности (имманентности) мира Божественным идеям и ощущениям.
Такая имманентность осуществляется через неразрывное взаимодействие Абсолютной Формы-Логоса и Субстрата-Пневмы в абсолютном Уме, взаимодействие, в ходе которого Форма оформляет Субстрат, а Субстрат предстает Носителем Формы, в силу чего возникают определенные пневма-логосные единства (Божественные энергии-действия как нераздельные идеи-ощущения), раскрывающиеся в явлениях тварного мира в виде гилеморфных объектов, воссоздающих характеристики абсолютной Формы и абсолютного Субстрата в инобытийном виде. При этом присутствие в Боге оформленного Субстрата-Пневмы совершенно исключает необоснованные спекуляции о вечном материальном начале, а также демиургические трактовки Его абсолютного действия, категорически отвергаемые святоотеческой мыслью.
Усматривая основание мира в Божественных энергиях, тринитар- но-энергийная метафизика развивает онтологию свободы, в соответствии с которой свобода предстает высшей целью и ценностью бытия. Декларируя панэнергизм как фундаментальный принцип обоснования свободы, она постулирует мир Божественных энергий как мир потенциальных возможностей, поскольку именно в нем тварное личное существо черпает возможности своего бытия, а вместе и возможности своей свободы. Мир потенциальных возможностей есть персоноцентрический и свободосообразный универсум, высшей целью которого является претворение личной свободы тварного существа.
Мир потенциальных возможностей предстает сущностным основанием тварного мира. Взаимоотношение мира потенциальных возможностей и тварного мироздания представляет диалектическое единство, в котором тварно-актуальное бытие имманентно энер- гийно-потенциальному. Энергия-потенция неотъемлемо присуща тварной актуальности, ибо осуществляет, исполняет и актуализирует в ней сама себя. Тварная актуальность есть собственное ино- бытийное проявление энергии-потенции. Божественная энергия предстает в двух различных модальностях — энтелехиальном, несобственном, инобытийном, раскрываясь как она пребывает в творении, и динамическом, потенциальном, собственном, раскрываясь, как она существует сама для себя.
Следуя тритарно-энергийной метафизике, Божественная энергия есть абсолютное, всецело чистое действие, не требующее со- положенной себе субстанции-материала, не имеющее для себя предела за исключением предела собственного самополагания, не ограниченное ничем, исходящее и возвращающееся в само себя, созидающее результат исключительно из своих собственных потенций, обращающее само себя в свой итог и завершение. Мир потенциальных возможностей предстает качественно-бесконечным, вечным и неизменным универсумом Божественных энергий, себе тождественным и себе равным, в себе движимым своим собственным самодвижением, из которого конечный и изменчивый, пространственно-временной актуальный мир явлений черпает свои бытийные определения.
Тринитарно-энергийная метафизика развивает особую пневма-ло- госную космодицею, в которой обоснование мира осуществляется не из самого мира, а из его инобытия — Бога. Мир утверждается во всём многообразии его качественных определенностей как инопо- ложенное, не-от-себя-данное бытие, укорененное в Боге. Мир принадлежит сущему, но принадлежит не через себя, а исключительно через энергии Сущего. Именно этот образ принадлежности возвышает и возвеличивает мир, позволяет увидеть в нем не бесцельную и бессмысленную груду механически нагроможденных фактов, а познать как проявление Высшего Начала — особый вид теофании, пронизанный высшими смыслами и ощущениями.
Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма / Н. А. Соловьёв, С. В. Посадский. – СПб.: НП-Принт, 2014. С.195-198ю содержание / читать полностью
Похожие статьи
