Трудно быть богом: коммуникативный аспект

12 ноября 2015
от

В фильме-завещании А.Германа «Трудно быть богом», снятого по одноименному роману Стругацких, развернута картина повседневности далекой планеты, на которой
сформировалось странное общество. Первое, что можно сказать про него с коммуникативной точки зрения, – в нем основной репрезентационной системой является кинестетическая, и, соответственно, в процессе коммуникации задействуются прежде всего тактильная, обонятельная и вкусовая модальности. В результате люди там разговаривают с помощью прикосновений и обнюхиваний. Визуальные и, прежде всего аудиальные каналы коммуникаций, практически не используются даже землянами, которые ведут себя точно так же как и аборигены.
Герои вовсе не бессловесны, но произносимые ими слова как будто никакого отношения к происходящему вокруг не имеют. Слова не превращаются в текст, а поэтому не являются носителями смысла. Да и сам фильм, похоже, также нельзя считать текстом, поскольку логика его драматургии считывается с трудом, если она вообще там присутствует. Фильм не текст, но послание. В чем же содержание этого послания? Может быть, в том, что люди уподоблены броуновским частицам, траектории движения которых принципиально непредсказуемы. Более того, поведение людей напоминает поведение стадных животных, – они толкаются, обнюхиваются, прижимаются друг к другу, а затем неожиданно проявляют агрессию. Броуновское движение, как известно, это модель хаоса, в котором нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Время не является тем параметром, относительно которого разворачивается действие. Хронотоп фильма заморожен, и это сделал А.Герман, который всегда очень точно воспроизводил и разворачивал временной контекст.
Здесь же «мастер времени» сконструировал такой материал, из которого ничего изменного вылепить оказалось невозможным. В этой связи следует упомянуть цитирование Питера Брейгеля Младшего с его якобы танцующими статичными фигурами и Иеронима Босха с его картинами преисподней.
Да и с пространством фильма тоже что-то странное. Оно как будто бы состоит из одной вертикали, висящей в некоторой исчезающей точке.
То есть пространство как минимум одномерно, если вообще существует. Опять подчеркивается состояние хаоса, в котором, повторюсь, нет ни пространства, ни времени, ни будущего, ни прошлого, ни идентичности, ни самодостаточности, ни нравственных и этических критериев, следовательно, никаких устойчивых ценностей.
Фильм явно отсылает нас к безмолвному и слепому средневековью, но не к прошлому, а к новому средневековью общества постмодерна. В этой связи характерна еще одна деталь. Режиссер использует свой любимый прием – ручную камеру. Происходящее периодически фиксирует некий телеоператор, который бродит с видеокамерой, выхватывая заглядывающих в нее и кривляющихся перед ней случайных персонажей, как это и происходит при реальных съемках телерепортажа на улице.
Очевидно присутствие некой третьей стороны (помимо аборигенов и землян), которая и «управляет» обществом, точнее фиксирует результат своего «управления».
Эта планета как будто бы подверглась широкомасштабному применению консциентального оружия1 (оружия, поражающего сознание), под удар которого, похоже, попали и пришельцы с Земли. При его применении происходит разрушение этнородовой идентификационной матрицы. Это разрушение знаменует восстание среднего человека против Рода, культуры и истории, что наглядно демонстрирует фильм. Любые идентичности представленного общества смазаны и условны. Любого персонажа можно поместить в произвольную идентификационную матрицу, что и является задачей применения этого типа оружия, позволяющего освободить организацию сознания человека
от различных культурных ограничений.

Можно даже сказать, что в этом обществе все как бы вязнет, погружаясь в топкую и зловонную трясину. Именно этим можно объяснить нежелание,
а точнее, невозможность главного героя вернуться на Землю.
1 См. лекцию Ю.В. Громыко: Консциентальное оружие и консциентальные войны.
URL: http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2007/782

Источник:Калмыков А.А. Ценностный разлом между Русским миром и западной цивилизацией / Коммуникативные платформы для социальных и медийных инноваций. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Изд. 2 М.: Академия медиаиндустрии, 2014. С.125-132. анонс / читать полностью

Метки: , , ,

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1