Обретение идентичности Русским миром и эрозия идентичности Западной цивилизации

9 декабря 2015
от

Александр А. Калмыков тезисы выступления на XVI КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ» (г. Дубна, 25–26 ноября 2014 года).
Тема: «Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы»

Блаженны кроткие,
Ибо они наследуют землю

Термин «Русский мир» не так давно был вброшен в социально-политический дискурс (2006 г., В.В. Путин) и вызвал далеко не однозначную реакцию у Запада и у осколков Россий-ской (Советской) Империи. Хотя сам термин по свидетельству различных источников бытовал намного ранее. Актуализация русского мира как концепции трансгосударственного и транс-континентального сообщества, была воспринята на Западе как попытка реконструкции Импе-рии и претензия на духовное первенство в зоне притяжения другого фундаментального обра-зования – «Святой Руси». Несмотря на то, что и «Русский мир» и «Святая Русь» не имеют ни-какой территориальной локализации (даже центрированы они по разному – Москвой и Иеру-салимом соответственно), их использование в политической риторике в России вызывает не-скрываемое раздражение за рубежом.
Связано это, на наш взгляд с тем, что в России действительно происходит процесс фор-мирования вполне современной идентичности на основе традиционных ценностей, в то время как ЕС не смог продвинуться в этом направлении, более того наблюдается эрозия идентично-сти входящих в него государств, и государств желающих к нему присоединиться. Так называ-емые европейские ценности при ближайшем рассмотрении оказываются последними симуля-крами уходящего общества потребления.
Ярким примером жёсткого идеологического противостояния, к сожалению, оказалась Украина, готовая ради разрыва с Русским миром отказаться и от общего культурного и исто-рического наследия, и даже от связей между родственниками, живущими по разные стороны границы. Подобную трагедию невозможно объяснить только естественными центробежными стремлениями осколков Империи. И не только участием в процессе развала геополитических конкурентов России.
Хотя и то и другое достаточно существенно, причину нужно искать в недооформленно-сти идеологической платформы Русского мира в самой России.
То есть необходимо прояснить на современном уровне:
• Что такое русская идея, и какова она?
• Кто такие русские?
• Что такое Россия и ее государственная стратегия?
• Что привлекает иных граждан Украины, да и России на Западе, т.е. что на самом деле представляют из себя европейские ценности?
Русская идея, конечно, существует, а это значит, что существует и глубинная идеология в толще народного самосознания. Эту идеологию не надо придумывать, разрабатывать, кон-струировать, а нужно заглянуть в себя – русского и прочитать её в глубине души, то есть ин-троспективно и рефлексивно. И всё же не стоит отказываться от попыток ее вербализации, хо-тя бы в эскизном варианте, например, так: русская идея – это мысль о России, мысль, понима-ющая ее дарования.
Человек через Церковь научается видеть то, что не видимо, видеть не вещество иконы (доску и краски), а её существо (образ). В себе такой человек видит не телесную данность, а образ того, кто его сотворил. Аналогично в России русский видит её образ. Русский, стало быть, это такой человек, который способен видеть образ России, читать в ней самой её идею.
Русские. Все те, кто идентифицирует себя в качестве русского, обладают некоторыми специфическими особенностями самого способа мышления, самого способа видения, который и является условием фиксации себя как русского и считывания Русской идеи из своего соб-ственного самосознания. Русский – более объёмное понятие, чем национальность, и не умеща-ется в нем, ни кровь, ни почва здесь не причем. Это понятие не этническое, а цивилизацион-ное, хотя роль великороссов, белорусов и малороссов в формировании русскости нельзя ума-лять. Это ядерная зона полиэтничности русского. В целом, русским является тот, кто не отри-цает своей связи с русской культурой и историей. Русский распознается по его отношению к России. Наиболее адекватное определение русских – «имперский народ», т.е. народ, который берёт на себя ответственность за существование и развитие империи «Россия».
Россия – это государственно-территориальное образование, имеющее личностные свой-ства. Мы относимся к России как к личности, то есть как к соборной личности, включающей, в том числе, и государство. Причем идеалом отношения государства и России, точнее духов-ной и светской власти в пределе трактуется как симфония. Именно в этом плане Россия явля-ется империей. Личностное отношение к России предполагает признание определённых даро-ваний.
Первое дарование, согласно смыслу Русской идеи – несение в себе Церкви под охраной Царства, то есть главным правом и обязанностью России является сохранение духовно-нравственной основы народности, условием чего является сильное государство. Отметим здесь служебную функцию государства и прямую зависимость степени его сакральности (ле-гитимности) от выполнения им своей функции. Второе – это Земля, не территория и не почва, а данное в наследство духовное пространство. Третье – это русский Космос, который по сути является нравственным законом внутри и звёздным небом над головой.
Либеральные европейские ценности. Помимо очевидных следствий тотального консью-меризма, символом которого является рог изобилия, политкоректности и толерантности, юве-нальной юстиции и т.п. следует обратить внимание на суицидальные для общества в целом тенденции. Речь идёт о ревизии отношения к базовым социально-культурным табу в том числе инцесту, педофилии, эвтаназии, каннибализму, легализации однополых браков и т.п. Легити-мизация этих явлений приводит к тому, что образ жизни маргинальных сообществ заставляет остальную часть общества признавать его в качестве нормы. Европейская идентичность наци-ональных европейских государств, основанная на богатейшей культурной традиции, включа-ющей в том числе христианские принципы подвергается серьёзной трансформации вплоть до уничтожения.
В связи с изложенным к числу первоочередных задач можно отнести следующие:

1. Разработка на современном уровне и популяризация концептов: «Русский мир», «Свя-тая Русь», «Империя Россия», «Русские — это имперский народ», «Русская идея» как среди граждан РФ, так и за рубежом.
2. Осуществление анализа актуальной аксиологической структуры западной цивилиза-ции.
3. Реабилитация понятия «Империя» в политическом дискурсе. Разработка имперской демократической стратегии РФ.
4. Разработка поддерживающих образовательных и медийных стратегий направленных на укрепление ценностной структуры российского общества.
5. Признание государственной поддержки соотечественников, т.е. всех, кто признает свою принадлежность к Русскому миру – одна из главных стратегических задач политики РФ.

Метки:

Версия для печати Версия для печати

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1