Конспект: О.И.Матьяш. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование

25 февраля 2016
от

Можно утверждать, что в социально-научном знании происходит формирование новой парадигмы — коммуникативной парадигмы. Двадцатый век был веком лингвистики, двадцать первый век будет веком коммуникации.

В ряду терминов, которые «пробуются» в настоящее время в русском языке, можно слышать такие, как «коммуникативистика», «коммуникалогия», «коммуникативные дисциплины», «коммуникативная наука», «теория коммуникации», «теория и практика коммуникации» и т.п.

В среде социальных наук Запада эта область социально-научного знания занимает отдельное место и известна как Communication или Communication Studies (теория коммуникации).

Наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на процесс человеческой коммуникации, можно обобщить следующим образом:

1. Коммуникация — это основной социальный прогресс со-творения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей (Communication is a primary socialprocess of co—creating, maintaining and transforming social  realities) [Pearcc 1989; Pearce andCronen 1980]. Коммуникация есть формирующий процесс. В самом фундаментальном смысле коммуникация есть состояние человеческого бытия (human condition), способ человеческого существования, первичный социальный процесс, в котором мы его неизбежные участники, совместно создаем, воспроизводим и преобразуем наши социальные миры, качества нашего существования. Коммуникация, в этом смысле, есть сама жизнь, и, по известной аксиоме Поля Вацлавика, one cannot  not communicate[Watzlawick et al. 1967].

2. Генерирование смысла: как социальные смыслы создаются (Generation of meaning: how social meanings are created). Проблема создания смыслов в процессе коммуникации является ключевой для теоретиков этого направления [Cronen 1995]. Смыслы  постоянно изменяющиеся, «текущие» образования. values in the running», «always—in—processphenomena» (Cronen 1995).

Динамичность смыслов характерна нe только для межличностного общения, но и для любого другого вида коммуникации, включая политический дискурс.

3. Роль контекста в коммуникации, культура как наиболее общий контекст (The role of context in communication, culture being as the widest context) [Leeds-Hurwitz 1995; Griffin 2002; Wood 2002].

4. Восприятие своего «я»  как социально—культурный конструкт (Identity as a social, culturally constructed view of the self). Коммуникация — процесс, в котором мы конструируем не только свою социальную реальность (или реальности), но и свое собственное «я». иметь разные представления о себе, разную самооценку как отражение мнений обо мне «обобщенного другого»

5. Символическая природа коммуникации (Symbolic nature of communication).Коммуникация — процесс создания общих смыслов посредством использования символов, среди которых первоочередная роль принадлежит языку, отсюда — признание значимости социолингвистических и семиотических исследований в социальных подходах к коммуникации [Leeds—Hurwitz 1995; Griffin 2002; Wood 2002].

6. Взаимовлияние исследователя и исследуемой им коммуникативной практики (Reflexivity between researcher and communication practice). Сторонники социальных подходов разделяют положение о том, что коммуникативная теория, — это «практическая теория» [Cronen 1995] и что коммуникация — это «практическая дисциплина» [Craig I999]. Исследователь, включенный в процесс исследования, испытывает на себе влияние исследуемой коммуникативной практики, и при этом он одновременно преобразует, формирует, «культивирует» эту коммуникативную практику [Реагсе 1995; Craig 1995;Leeds—Hurwitz 1995].

 

 

Наиболее типичные коммуникативные курсы:

-теория коммуникации

-методы коммуникативных исследований

-массовая коммуникация и СМИ (mass—media communication),

—теория и история риторики, риторический анализ (rhetoric and rhetorical criticism),

—убеждение

-аргументация и дебаты,

-межличностная коммуникация,

-эффективное слушание,

-семейная коммуникация,

-организационная коммуникация

-лидерство и коммуникация {leadership communication),

-коммуникация в сфере обслуживания (customer service communication) (этот курс не относится пока к ряду типичных, но спрос на него растет, как и количество исследований в данной области; преподавание его можно встретить на тех кафедрах, которые специализируются в области организационной коммуникации),

-межкультурная коммуникация,

-интернациональная коммуникация,

-коммуникация в малых группах,

—деловая бизнес—коммуникация (business and professional communication),

—интервью и интервьюирование (interviewing),

—экологическая коммуникация (environmental communication)

-коммуникация здоровья (health communication) (в последнее время это весьма активно развивающееся направление).

Несмотря на то, что в содержании образования российской высшей школы коммуникативный компонент представлен сегодня весьма фрагментарно, потребность в его расширении и конституировании растет.

Читать полностью

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: ,

Версия для печати Версия для печати

Комментарии закрыты.

SSD Optimize WordPress UA-18550858-1