Конспект: О.И.Матьяш. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование
Можно утверждать, что в социально-научном знании происходит формирование новой парадигмы — коммуникативной парадигмы. Двадцатый век был веком лингвистики, двадцать первый век будет веком коммуникации.
В ряду терминов, которые «пробуются» в настоящее время в русском языке, можно слышать такие, как «коммуникативистика», «коммуникалогия», «коммуникативные дисциплины», «коммуникативная наука», «теория коммуникации», «теория и практика коммуникации» и т.п.
В среде социальных наук Запада эта область социально-научного знания занимает отдельное место и известна как Communication или Communication Studies (теория коммуникации).
Наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на процесс человеческой коммуникации, можно обобщить следующим образом:
1. Коммуникация — это основной социальный прогресс со-творения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей (Communication is a primary socialprocess of co—creating, maintaining and transforming social realities) [Pearcc 1989; Pearce andCronen 1980]. Коммуникация есть формирующий процесс. В самом фундаментальном смысле коммуникация есть состояние человеческого бытия (human condition), способ человеческого существования, первичный социальный процесс, в котором мы его неизбежные участники, совместно создаем, воспроизводим и преобразуем наши социальные миры, качества нашего существования. Коммуникация, в этом смысле, есть сама жизнь, и, по известной аксиоме Поля Вацлавика, one cannot not communicate[Watzlawick et al. 1967].
2. Генерирование смысла: как социальные смыслы создаются (Generation of meaning: how social meanings are created). Проблема создания смыслов в процессе коммуникации является ключевой для теоретиков этого направления [Cronen 1995]. Смыслы постоянно изменяющиеся, «текущие» образования. values in the running», «always—in—processphenomena» (Cronen 1995).
Динамичность смыслов характерна нe только для межличностного общения, но и для любого другого вида коммуникации, включая политический дискурс.
3. Роль контекста в коммуникации, культура как наиболее общий контекст (The role of context in communication, culture being as the widest context) [Leeds-Hurwitz 1995; Griffin 2002; Wood 2002].
4. Восприятие своего «я» как социально—культурный конструкт (Identity as a social, culturally constructed view of the self). Коммуникация — процесс, в котором мы конструируем не только свою социальную реальность (или реальности), но и свое собственное «я». иметь разные представления о себе, разную самооценку как отражение мнений обо мне «обобщенного другого»
5. Символическая природа коммуникации (Symbolic nature of communication).Коммуникация — процесс создания общих смыслов посредством использования символов, среди которых первоочередная роль принадлежит языку, отсюда — признание значимости социолингвистических и семиотических исследований в социальных подходах к коммуникации [Leeds—Hurwitz 1995; Griffin 2002; Wood 2002].
6. Взаимовлияние исследователя и исследуемой им коммуникативной практики (Reflexivity between researcher and communication practice). Сторонники социальных подходов разделяют положение о том, что коммуникативная теория, — это «практическая теория» [Cronen 1995] и что коммуникация — это «практическая дисциплина» [Craig I999]. Исследователь, включенный в процесс исследования, испытывает на себе влияние исследуемой коммуникативной практики, и при этом он одновременно преобразует, формирует, «культивирует» эту коммуникативную практику [Реагсе 1995; Craig 1995;Leeds—Hurwitz 1995].
Наиболее типичные коммуникативные курсы:
-теория коммуникации
-методы коммуникативных исследований
-массовая коммуникация и СМИ (mass—media communication),
—теория и история риторики, риторический анализ (rhetoric and rhetorical criticism),
—убеждение
-аргументация и дебаты,
-межличностная коммуникация,
-эффективное слушание,
-семейная коммуникация,
-организационная коммуникация
-лидерство и коммуникация {leadership communication),
-коммуникация в сфере обслуживания (customer service communication) (этот курс не относится пока к ряду типичных, но спрос на него растет, как и количество исследований в данной области; преподавание его можно встретить на тех кафедрах, которые специализируются в области организационной коммуникации),
-межкультурная коммуникация,
-интернациональная коммуникация,
-коммуникация в малых группах,
—деловая бизнес—коммуникация (business and professional communication),
—интервью и интервьюирование (interviewing),
—экологическая коммуникация (environmental communication)
-коммуникация здоровья (health communication) (в последнее время это весьма активно развивающееся направление).
Несмотря на то, что в содержании образования российской высшей школы коммуникативный компонент представлен сегодня весьма фрагментарно, потребность в его расширении и конституировании растет.
Похожие статьи
