- ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) - http://jarki.ru/wpress -

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Александр А.Калмыков

Статья из Экономико-математического энциклопедического словаря / Гл. ред. В.И. Данилов-Данильян. — М.: Большая Российская энциклопедия: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2003. — 688 с.
ISBN 5-85270-217-Х ISBN 5-16-000594-3. С.181-153.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — глобальный экономико-политический, антропо-социальный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет иметь система массовых коммуникаций (СМК), реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий Интернета. Проектный, прогностический и сценарный характер И. о. проявляется в формулировке национальных программ и концепций перехода к И. о. и программ информатизации различных отраслей деятельности, прежде всего науки, образования, управления, политики и т. п. Кон­ цепции И. о, при всей их прагматичности и конкретности, ква­ лифицируются как утопии, антиутопии и даже практопии (О.Тоффлер, США), т.е. ориентируют на глобальный идеал, составленный из ценностей экологизма, гуманизма, антиуниверсализма, антитоталитаризма, плюрализма, приоритета ду­ ховного и культурного над утилитарным цивилизационным.

Понятие «И. о.» было введено профессором Токийского тех­ нологического института Ю. Хаяши. Основные черты И. о. были обрисованы в отчётах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования (ЕРА: Economic Planning Agency) — «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969), Институтом разработки использования компьютеров (JACUDI: Japan Computer Usage Development Institute) — «План информаци­ онного общества» (1971), Совета по структуре промышленно­ сти (ISV: Industrial Structure Council) — «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969).

Технологическая обусловленность И. о. не исчерпывает глу­ бинный философский, социальный и социально-политический смысл этого понятия. В доктрине И. о. отражён процесс пере хода цивилизации от индустриальной фазы развития к постиндустриальной. Понятие «постиндустриальное общество» было введено Д. Беллом (1973, США) в соответствии со схемой периодизации исторического цивилизационного процесса, предполагающей три стадии (три волны): доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. Постин­ дустриальное общество характеризуют следующие факторы: 1) переориентация экономики от товаропроизводства к сервису; 2) детерминирование интеллектуальных технологий в технологической и производственной сферах; 3) уменьшение значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей; 4) повышение значимости знания как осно­ вы технологической и социально-политической структур общества; 5) смещение семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации; 6) реорганизация культурной сферы, подразумевающая императивную ориентацию на приоритеты интеллектуализма, трансформация этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний; 7) возникновение доминанты Университета — (образование, наука) как системогенерирующего общественного фактора. «Подобно тому, как предприятие (фирма) было ключевым институтом в последние сотни лет благодаря его роли в организации массового производства товаров-вещей, университет или какая-либо другая форма институционализации знания будет центральным звеном в последующие сотни лет благодаря своей роли источника инноваций и знания» (Masuda, 1983).

Понятие «И. о.» определяет качество и характер постиндустриального общества, поэтому во многих контекстах они со­ существуют в качестве синонимов. В этом же ряду стоят термины: «постпрогрессистское общество», «постбуржуазное общество», «постэкономическое общество», «общество постмодерна» и др. В научном дискурсе появился даже термин «постчеловек». Теоретиками И. о. (Nora S., Mine А., 1980) предпринимаются попытки определить И. о. в качестве самостоятельного явления, в частности, через периодизацию исторического процесса посредством нововведённого понятия «способ информации», вместо «способа производства». Выделяются стадии: 1) устно опосредованного обмена информацией; 2).письменного обмена, опосредованного печатью; 3) электронно опосредованного обмена. Такой подход поднимает информацию до уровня экономической и онтологической категории и соотносит И. о. знак совершенства.

Фетишизация информации оправдывается тем, что информатизация действительно является основным механизмом формирования И. о. Информатизация представляет собой научно-технический, организационный и социально-экономический процесс создания оптимальных условий для формирования и удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти на основе использования информационных ресурсов с применением современных технологий. В правовом плане информатизация призвана реализовать фундаментальное (общечеловеческое) право личности на информацию. В экономическом плане И.о. подразумевает возникновение постэкономических отношений и виртуальной экономики, в которой процессы производства и потребления приобретают, характер «дискурса» — знаковой манипуляции. Система вещей, труд представляются в качестве «знаков реального», кодирующих императив социальной интеграции в ситуации «утраты» самой социальной реальности (Baudrillard J., США, 1975). Виртуальный характер постэкономики является следствием преодоления утилитарно мотивированной активности как доминирующего вида человеческой деятельности. Это проявляется в увеличении доли дематериализованного компонента в товаре, изменении отношения к труду как к средству совершенствования личности, персонализации денег как образа платежеспособности (электронная кодификация потребителя), включении человеческого капитала и экологического ресурса в расчёты стоимости, выдвижении «времени» в качестве самостоятельной ценности и специфической формы товара (Masuda Y., США, 1983), укреплении новой формулы цены, строящейся на экономическом виртуализме, при котором цена есть функция не стоимости, а её образа (Ohmae К., Великобритания, 1990), что проявляется, в частности, в расширении таких отраслей индустрии производства образов, как промоушн, PR, реклама, мифодизайн, имиджмейкерство, возникновении специфических форм предпринимательской деятельности — так называемых виртуальных корпораций и рядом других факторов.

В постиндустриальном обществе формируется двухэтажная, двухсекторная экономика: 1) производство продукции (материальных благ и услуг) и вывод её на рынок; 2) сектор «развития потенциала человека», отвечающий за накопление человеческого капитала (см. Человеческого капитала концепция).

На его формирование, поддержание и охрану требуются затраты труда по воспитанию детей в семье, расходы государства, частных фондов и самих граждан на образование, воспитание и просвещение. В человеческом капитале воплощаются затраты времени и усилия человека по поддержанию своего здоровья и работоспособности, к нему же нередко относят совокупные расходы на охрану и восстановление природы. Человеческий капитал, в свою очередь, рассматривается как функция качества жизни, обеспечение которого, в свою очередь, становится именно тем, что ожидает получить человек от общества в обмен на труд. В отличие от прежней материальной заинтересованности на первое место выходят Мотивация удовлетворённостью базовыми общечеловеческими ценностями: здоровьем, безопасностью, свободой, творчеством и т. д. В их числе видное место занимает доступ к информации как условие личностного и социального развития.

В общецивилизационном плане концепции И. о. тесно связаны с современными футурологическими конструкциями: концепцией нулевого роста, концепцией устойчивого развития, нового политического мышления и т. п. В основе этой связи у ряда авторов лежит вера в открывающиеся технологические возможности осуществления планетарного управления социальными и экономическими процессами (социально-регулятивная функция И. о.), а также процессами в биосфере (природорегулятивная функция И. о.). В этих концепциях формируется идеал глобальной цивилизации как единого социально-природного комплекса, поддерживающего тонкое равновесие на уровне конкретных микроландшафтных зон с помощью применения интеллектуальных компьютерных телекоммуникационных технологий.

Несмотря на гуманистическую и, на первый взгляд, позитивную, на благо ориентированную цель глобализации через И. о., сам по себе процесс глобализации имеет множество противников. В оппозицию к И. о. становятся не только тоталитарные режимы и религиозный фундаментализм, но и вполне цивилизованные и либеральные национальные государства и общественные движения, а также многие интеллектуалы. Внутренняя противоречивость концепции И. о. отмечается и самими теоретиками И. о.

Развитие информационных технологий создаёт угрозу тотального полицейского и политического наблюдения, тонкого управления частной жизнью с использованием психотехнических средств программирования личности. Информация становится знаком власти: чем совершеннее технологии, тем потенциально больше власти. Транскультурный перенос ценностей с помощью коммуникаций может привести к унификации и обеднению национальных культур. Государства теряют свои границы, язык, самобытную (уникальную) культуру, собственные национальные интересы. Развиваются новые формы «утечки мозгов» — средствами сети Интернет. Информационная карта мира, построенная по принципу плотности информационных технологий, не совпадает ни с физико-географической, ни с экономико-политической картами, т. е. существует и усиливается наднациональное глобальное информационное не­ равенство. Информационное неравенство на уровне личности — это так называемый цифровой разрыв. Он обусловлен не только экономическими или социальными факторами, но и разницей в интеллектуальных способностях. Степень цифрового разрыва будет только возрастать вместе с ростом значимости информационного доступа. Поэтому И. о. никак нельзя назвать обществом равных возможностей. Мало исследованы психологические и культурные последствия массового перемещения деятельности и досуга в виртуальное пространство.

Психологи предупреждают о компьютерной наркомании, потере чувства реальности, формировании клипового мышления, проблеме самоидентификации (размывание чувства самости) и т. д. Имеет место тенденция увеличения информационной загрязнённости (наличие вредной и лишней информации) как телекоммуникационных сетей, так и других информационных каналов. Нацеленность концепций И. о. на всеобщую интеграцию и создание глобальной системы управления вступает в противоречие с традиционными идеологиями. В частности, христианское мировоззрение склонно видеть в интегрированной глобальной системе управления образ грядущего царства антихриста, то есть не всеобщую свободу, а невиданный доселе глобальный тоталитаризм. Приведённый выше список контраргументов проекту И. о. далеко не полон.

Проект И. о. в законченном виде нигде не реализован, но объективно многие его компоненты уже воплощены в жизнь. В политической, социальной, экономической и культурной реальности сегодня выявлены тенденции — как позитивные, так и негативные, — связанные со становлением И. о. Анализ процессов, связанных с И. о., перемещается в фокус современных теоретико-методологических исследований.

Лит.: Современные зарубежные теории социального изменения и раз­ вития. Вып. 2. Практопия Олвина Тоффлсра, М., 1993; Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вершинская О.Н., Костюк В.Н., Савостиц- кий Ю.А., Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности), М., 1997; Концепция формиро­ вания информационного общества в России, 1999, Окинавская хартия глобального информационного общества, 2000; Japan’s Information So­ ciety: Themes and Visions, 1969; Policy Outlines for Promoting the Infor­ matisation of Japanese Society, 1969; The Plan for an Information Society, 1971; В e 11 D., The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Soci­ al Forcasting, N.Y., 1973; Baudrillard J., Mirror of Production, St.

Louis, 1975; Nora S., Mine A., The Computerization of Society. A Re­ port to the President of France, Cambridge, L., 1980; Masuda Y., The Information Society as Postindustrial Society, Wash., 1983; Ohmae K., The Borderless World, Power and Strategy in the Interlinked Economy, London, 1990.

А. А. Калмыков

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong