Коммуникационный менеджмент – трудности дефиниции
Александр Альбертович Калмыков
Аlexander Kalmykov
alex.kalmykov@gmail.com
Коммуникационный менеджмент – трудности дефиниции
Communication management – the difficulty of determining
Российский государственный гуманитарный университет
Russian State University for the Humanities
Коммуникационный менеджмент быстро развивающая область практики и науки, однако нельзя утверждать, что достигнуто согласие между специалистами в его трактовке.
Ключевые слова: коммуникационный менеджмент, ПР, менеджмент, коммуникация, виртуал.
Communication management from the rapidly developing area of practice and science, but you cannot argue that agreement between experts in its interpretation.
Keywords: communication management, PR, management, communication, virtual.
Коммуникационный менеджмент (КМ) быстро развивающая область практики и науки, что обуславливается бурным развитием средств связи, Интернета и других систем передачи данных, и появлением новых бизнес-схем и процессов. Однако нельзя утверждать, что достигнуто согласие между специалистами в трактовке и понимании этого термина. Одни авторы рассматривают коммуникационный менеджмент в рамках теории управления, другие в рамках коммуникатологии. Встречается и более узкие трактовки этого понятия, например, как совокупность методов и принципов управления коммуникационными каналами. Дискуссионным остается различение коммуникационного менеджмента и PR. Ради этого иногда PR сводят к управлению внешними связями, как части КМ ставя в один ряд с другими технологиями: GR, IR, CR, LR, TR и т.п. Но все это включает и современный PR, так что все равно остается не ясным, что шире, что уже.
Причиной недоопределенности термина КМ является недоопределенность ключевых понятий: «менеджмент» и «коммуникация». Под менеджментом логично подразумевать совокупность целесообразных регулирующих воздействий на объект управления. Сложность начинается в тот момент, когда в качестве объекта управления выбирается коммуникация, природа которой сущностно виртуальна [1]. Да и с определением коммуникации далеко не все ясно. Из всего множества дефиниций, на наш взгляд, наиболее продуктивная была предложена С.В. Клягиным [2], согласно которой коммуникация – это информационно-смысловое взаимодействие.
Иными словами, коммуникация это актуальное взаимное действие в момент которого (здесь и сейчас) осуществляется производство информации и смыслов. Причем и то, и другое переформатирует окружающую среду, посредством трансляции в нее продуцируемой информации и смыслов. Для того чтобы это действительно произошло необходимо чтобы субъекты коммуникации и окружающая среда обладали свойством рефлексии, для восприятия, производства и освоения смыслов.
При этом достаточно несложно поставить задачу создания условий (тех же каналов) для возможности коммуникации и к этому свести управление ею. Точно также ограничиться управлением процессами запуска и прерывания коммуникации, но КМ претендует на большее – управление самой неуловимой коммуникацией.
Рассмотрим упрощенную схему включающую двух коммуникантов (К1, К2), менеджера коммуникации (МК), связи между ними (МК>K1, MK>K2, MK>K1-K2). Тогда задача управления коммуникацией сводиться к трем: инициация, поддержка, прерывание. Для инициации коммуникации необходимо транслировать коммуникантам образ их контрагентов. Прерывание коммуникации может быть осуществлено различными средствами, включая устранение условий необходимых для продолжения процесса, фиксацией выполнения задачи и т.п.
Наиболее сложной является поддержка. Коммуникация предполагает существование изменчивого локального коммуникативного поля, где циркулируют информационно-смысловые фреймы, которыми и может манипулировать МК. То есть управление коммуникацией предполагает наличие внешней по отношению к ней позиции и цели, ради которой и осуществляется управление. Управление коммуникацией осуществляется не ради самой коммуникации, а ради чего-то другого, внешнего по отношению к ней. В этом, наверное, основное отличие КМ от PR, и это позволяет понимать коммуникационный менеджмент как целенаправленную деятельность, использующую для достижения результата систему коммуникаций.
Литература
1. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. – М.: Путь, 2001.- (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 15.). Калмыков А.А. Коммуникация как виртуальность. // Ежегодник Российского психологического общества т.9, выпуск 1.- М.: 2002, с.169.
2. См. Клягин С.В. Парадигмальный резонанс в концепциях организационной коммуникации. / Консультант директора №1-2012.
Оригинал: Калмыков. А.А. Коммуникационный менеджмент – трудности дефиниции / Социокультурные среды и коммуникативные стратегии информационного общества : труды Междунар. науч.-теор. конф. 28–31 октября 2015 года. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. – 318 с.С. 178- 180.
См. также более полный текст: Коммуникационный менеджмент- трудности дефиниции