Управление бизнес-процессами: это просто или сложно?
В последние годы в словарном запасе каждого HR-менеджера появилась новая фраза «управление процессами бизнеса» и различные её вариации. Многие топ-менеджеры понимают важность и полезность грамотного ведения и совершенствования деятельности фирмы. Значительная часть из них даже уже имела опыт попытки перехода от простого описания бизнес-процессов к их полноценному управлению. Однако большинство ограничиваются лишь одним описанием, по определённым причинам не приступают к самому управлению ими. Почему это так, хотелось бы попытаться рассмотреть чуть ниже.
Одной из основных причин, объясняющих такую нерешительность, является слабый уровень конкуренции в России, так считают специалисты. Да, многим кажется, что на отечественном рынке достаточно сложно развиваться, но эксперты придерживаются другого мнения. По их словам, в настоящий момент в России всё равно пока уровень конкуренции слаб, если сравнивать с зарубежными государствами. А раз конкуренция слаба, значит и с модернизацией можно не спешить. По крайней мере, так считают крупные компании, которые уже и так занимают достаточно надёжные позиции и имеют наработанную базу. Правильно организованное управление бизнес-процессами делает предприятие клиентоориентированным. Поэтому всё-таки нужно от простого описания переходить к более решительным действиям, то есть к самому управлению.
Также отказ от перехода иногда происходит из-за отсутствия поддержки руководителей высшего звена. Действительно, порой начальство загружает всей работой исполнительных директоров, топ-менеджеров среднего звена, а само ссылается на неотложные дела и отказывается от активного участия во внедрении систем управления бизнес-процессами. Между тем не всегда топ-менеджеры справляются с такой задачей. Необходимо чтобы и начальство принимало активное участие в подобных мероприятиях, это, в конце концов, их предприятие. Нужно правильно распределить обязанности между подчинёнными, справедливо разграничить их зону ответственности и при этом постараться никого не обидеть, не вызвать противодействие внутри компании.
Кроме того, иногда отказ связан с тем, что переход для многих является достаточно трудным и непонятным мероприятием. Но сложности в этом процессе даже и нет. Руководителям достаточно отвлечь своё внимание от контроля правильности выполнения указанных ими поручений и приступить к совершенствованию описания бизнес-процессов. При этом обязательно найдутся пробелы и недостатки, так вот управление и должно быть направлено на устранение ошибок, улучшение этих процессов, оптимизацию бизнеса.