Куда ведет высшее образование министерская стратегия

Министерство образования и науки направило руководителям высших учебных заведений письмо, в котором сообщило о новых параметрах госзаказа.

Главный посыл сообщения — количество выпускников средней школы в 2011 году уменьшится на 142,6 тысячи человек (на 42,1%), поэтому министерство рекомендует вузам на 42% (по сравнению с 2010 годом) сократить количество бюджетных мест для обучения бакалавров.

Казалось бы, все логично: поскольку количество выпускников школ в этом году должен сократиться почти вдвое, соответственно, должно сократиться и количество студентов, которые будут учиться за государственные средства. Так, в прошлом году украинские школы выпустили 338 тысяч учеников, а в этом году, по оценкам Минобразования, их будет всего 192 тысяч. Получается, что и государственный заказ должен сократиться.

К тому же, по мнению экс-министра образования и науки Украины Станислава Николаенко, количество студентов, которые будут учиться по государственному заказу в следующем году по сравнению с прошлым годом реально сократится не более чем на 10-15%.

Ведь согласно президентской программе, количество бюджетных мест в вузах должно составлять 75%, теперь же — это примерно половина. Вместе автоматическое сокращение госзаказа в вузах в соответствии с сокращением количества выпускников означать изменение пропорции не в пользу бюджетников.

«Я убежден, что пропорционально на 42% государственный заказ не уменьшится, потому что тогда изменится пропорция — 50 на 50, то есть, можно говорить о сокращении на 10-15%», — отметил С. Николаенко.

Но в любом случае такие меры повлекут за собой и другие значительные и нерешенные проблемы. Это, прежде всего, необходимость сокращения преподавательского состава, что, в свою очередь, также потребует государственных средств. По подсчетам экс-министра, если на 42% будет сокращено количество студентов, то соответственно необходимо будет уволить 3,5 тыс. преподавателей. В этих подсчетах кроется ответ и на вопрос, сможет Минобразования сэкономить благодаря сокращению госзаказа.

«Если год обучения одного студента стоит в среднем 10 тыс. гр., то экономия, значит, полмиллиарда гр. Но этого не будет», — считает Николаенко. А к тому же, сегодняшние «лишние» преподаватели уже через 5 лет будут крайне необходимы, когда количество молодежи снова начнет расти. И здесь украинское образование может вновь вернуться к проблеме конца прошлого века, когда огромная армия опытных преподавателей и учителей оставила науку и пошла в бизнес.

Второй не менее важной проблемой с сокращением количества мест госзаказа непременно будет, собственно, механизм распределения этих мест. По выражению первого директора Украинского центра оценивания качества образования, координатора направления «Общество знаний» в Правительстве изменений Лилии Гриневич, Министерство образования и науки Украины создать прозрачный механизм распределения мест государственного заказа между высшими учебными заведениями.

Однако его создание и ликвидация преференций для отдельных вузов — в отечественных реалиях задача не из легких. К тому же, как отметил С. Николаенко, ректоры высших учебных заведений не заинтересованы в большом количестве мест государственного заказа.»Когда мы говорим, что госзаказ — признак коррупции, это не соответствует действительности. Сегодня ректору выгоднее, чтобы в вузе вообще не было госзаказа», — отметил он.

Поэтому необходимость сокращения госзаказа только еще раз напомнила и о необходимости сокращать или укрупнять вузы, уменьшать количество проверяемых преподавателем рефератов и расчетно-графических работ, в общем, уменьшить нагрузку на преподавателя. То есть, улучшать качество образования в Украине в целом.

В этом контексте весьма неоднозначной выглядела замена директора Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО). Центр в течение нескольких лет занимался разработкой тестов для внешнего независимого оценивания и проведением самого оценивания. По версии заместителя министра образования Евгения Сулимы, причинами увольнения Игоря Ликарчука с должности стали недоработки в проведении внешнего тестирования в 2010 г. и некачественный тест по английскому языку.

Однако, по убеждению экс-заместителя директора Украинского центра оценивания качества образования Галины Сладкой, это попытка Министерства образования и науки взять под контроль определения результатов внешнего независимого оценивания.

«Я думаю, это была попытка взять под контроль все, что делает украинский центр оценивания качества образования, это попытка вмешаться в определение результатов внешнего независимого оценивания», — считает В. Сладкая.

По ее словам, накануне освобождения заместитель министра образования Евгений Сулима предлагал украинским центра согласовывать содержание тестов с Институтом содержания инновационных технологий при Минобразования. По словам Г.Сладкой, это недопустимо, поскольку специалисты указанного Института не обязаны хранить в тайне полученную информацию. К тому же новоназначенный директор центра, Ирина Зайцева, перед этим занимала должность заместителя министра образования и науки. А учитывая то, что последними инициативами ведомство пытается уменьшить вес внешнего независимого тестирования, такие кадровые перестановки могут в конечном счете решить его судьбу.

Условия приема абитуриентов в вузы уже содержат целый ряд возможностей избежать поступления по результатам внешнего независимого оценивания.

На подходе законопроект о высшем образовании, предусматривающий поступление в вуз, кроме по результатам ВНО, — по школьным аттестатом и вступительными экзаменами. «Сегодня мы должны задуматься над тем, что будет дальше с внешним независимым оцениванием, потому что его результаты становятся все менее значимыми, а кроме того, мы имеем перспективу взятия этих результатов под контроль — и этому нужно противостоять», — отметила Л. Гриневич . И ее опасения нетрудно понять, поскольку большинство граждан Украины уверена, что внедрение внешнего независимого оценивания помогло существенно снизить уровень коррупции во время вступительных кампаний и обеспечить равный доступ абитуриентов к высшему образованию.

«Внешнее независимое оценивание в опросах граждан имеет 80% поддержки и считается едва ли не самой успешной реформой в сфере образования, которая была сделана за последние годы. Кроме того, в результате его внедрения количество студентов из отдаленных населенных пунктов Украины, вступившие в престижных высших учебных заведений, увеличилось на 64% «, — отметила Л. Гриневич.

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1