Таблица 1
  Семь традиций в теории коммуникации
   
  Риторическая Семиотическая Феноменологи- ческая Кибернети- ческая Социопсихо- логическая Социокуль- турная Критическая
Коммуникация
рассматривается
как
практическое искусство ведения беседы межсубъектное взаимодействие, опосредованное знаками проживание иного опыта; диалог процесс обработки информации экспрессия, взаимодей- ствие и влияние (вое) произ- водство социального порядка дискурсив- ная рефле- ксия
Проблемы коммуникации рассматриваются как важные социальные потребности, требующие коллективного обсуждения и оценки непонимание или расхождение в субъективных точках зрения отсутствие или неудача при поддержании подлинных человеческих отношений шум; перегрузка; недогрузка; нарушение функциони- рования или «вирус» в системе ситуация, требующая управления причинами поведения для достиже- ния опреде- ленных результатов конфликт; отчуждение; несовпадение; неспособность к координации гегемония идеологии; систематически искажаемая речевая ситуация
Метадискурсив- ная термино- логия, в частно- сти искусство, метод, коммуникатор, аудитория, стратегия, общепринятое представление, логика, эмоция знак, символ, иконический знак, индексический знак, значение, референт, код, язык, средство, (не)понимание опыт, «Я» и «Другой», диалог, подлинность, поддержка, открытость источник, получатель, сигнал, информация, шум, обратная связь, избыточ- ность, сеть, функция поведение, переменная, эффект, личность, эмоция, восприятие, познание, установка, взаимодей- ствие общество, структура, практика, ритуал, правило, социализация, культура, идентичность, совместная деятельность идеология, диалектика, подавление, рост сознания, сопротив- ление, эмансипация
Убедительна, когда обращается к таким общепринятым представлениям. как сила слова, ценность авторитетного суждения; практика, которую можно улучшать понимание требует общего языка; постоянная опасность непонимания все нуждаются в человеческом контакте; к другим следует относиться как к личностям, уважать различия, искать общее тождествен- ность мысли и мозга; ценность информации и логики; сложные системы могут быть непредска- зуемы личность находит свое отражение в коммуника- ции; мнения и чувства оказывают влияние на суждения; люди в группах влияют друг на друга Индивид - продукт общества; каждое общество обладает своей культурой; социальные действия имеют непред- сказуемые последствия Самовоспро- изводетво власти и богатства: ценность свободы, равенства и разума; понимание приходит в процессе обсуждения
Интересна, когда подвергает сомнению такие общепринятые представления, как слова —¦ это еще не дела; внешность — еще не реальность; стиль — это еще не содержание; мнение — это не истинное знание слова имеют точный смысл и выражают мысли; коды и средства передачи информации — нейтральны коммуникация — это приобретенные навыки; слово — не вещь; факты объективны, а ценности субъективны люди отличаются от машин; эмоции нелогичны; существует линейная зависимость между причиной и следствием люди рациональ- ны; мы осознаем свои собственные мысли; мы понимаем то, что видим действия и ответствен- ность носят индивидуаль- ный характер; абсолютная идентичность личности; естественность социального порядка естествен- ность и рациональ- ность социального порядка; объектив- ность наук» и технологии
  88  

Таблица 2 Характерные критические возражения, выдвигаемые научными традициями

  

  Риторическая Семиотическая Феноменологи- ческая Кибернети- ческая Социопсихо- логическая Социокуль- турная Критическая
Против риторики Ораторским искусством можно овладеть только через практику; теория только сбивает с толку Не мы используем знаки; скорее они используют нас Стратегиче- ской коммуникации свойственна неаутентич- ность; она часто контрпродук- тивна Вмешатель- ство в сложные системы приводит к техническим проблемам, которые риторика не в состоянии постичь Риторике не хватает хорошего эмпириче- ского подтверж- дения того, что ее убеждающие техники работают так, как задумано Риторическая теория связана рамками культуры; она придает чрезмерно большое значение действиям индивида по сравнению с социальной структурой Риторика отражает традициона- листскую. инструмен- талистскую и индивиду- алистиче- скую идеологии
Против семиотики Любое использование знаков является риторическим Язык — это вымысел; значение и интерсубъектив- ность неопределенны Язык — речь и знак — означаемое являются ложными различениями; язык конституирует мир «Значение» состоит из функци- ональных связей в рамках динамиче- ских информаци- онных систем Семиотике не удается объяснить факторы, влияющие на создание и интерпрета- цию сообщений. Знаковые системы не автономны; они существуют только в виде социальных практик реальных сообществ Значение не зафиксиро- вано кодом; это место социального конфликта
Против феноменологии Аутентичность — опасный миф; хорошая коммуникация должна быть искусной, следовательно. стратегичес- кой «Я» и («Другой» являются се- миотически определенными субъектными позициями и существуют только в знаках и как знаки Опыт другого переживается не напрямую. но лишь воссозданным в сознании личности (ego) Феноменоло- гический «опыт», как процесс обработки информации, имеет место в человече- ском мозгу Самоосо- знание когнитивных процессов является ошибочным допущением феноменоло- гической интроспекции Интерсубъек- тивность возникает в ходе социальных процессов. которые феноменология не может объяснить Индивиду- альное сознание - социальный продукт и поэтому идеоло- гически искажено
Против кибернетики Практический разум не может (и не должен) сводиться к формальным расчетам Функционали- стские объяснения игнорируют сложность знаковых систем Функциона- лизм не может объяснить значение как воплощенный. осознанный опыт Наблюдатель ложен быть включен в систему, толкование сообщения заранее не определено Кибернетика слишком рационалис- тична. например, она недооценивает роль эмоций Кибернетиче- ские модели не могут объяснить, как возникает значение в социальном взаимодействии Кибернетика отражает доминиру- ющую роль инструмен- тального разума
Против социальной психологии Эффекты носят ситуационный характер и не могут быть предсказаны с точностью Социопсихо- логические «эффекты» являются внутренними свойствами знаковых систем Субъект- объектная дихотомия в социальной психологии должна быть преодолена Коммуника- ция предполагает цикличе- скую, а не линейную причинность Социопсихо- логические теории располагают ограничен- ными предсказательными возможностя ми, даже в лаборатории Социопсихоло- гические «законы» культурно обусловлены и находятся пол влиянием индивидуализма Социальная психология отражает идеологию индивиду- ализма и инструментализма
Против социокультур- ной теории Социокульту- рные правила и т. п. пред- ставляют собой контексты и ресурсы риторического дискурса Социокультур- ные правила и т.п. — это системы знаков Социальный жизненный мир имеет феноменоло- гическую основу Функли- ональная организация любой социальной системы может быть формально смоделирована Социокуль- турная теория является невнятной, ее невоз- можно доказать, она игнорирует психологические процессы, лежащие в основе социального порядка Социокуль- турный порядок специфичен и формируется в процессе локальных переговоров особенностей; но теория должна быть абстрактной и всеобщей Социокуль- турная теория от- дает пред- почтение консенсусу по сравне- нию с конф- ликтом и переменами
Против критической теории Практический разум основан на конкретных ситуациях, а не на универ- сальных принципах За пределами текста ничего не существует Критика присуща любому аутентичному взаимодей- ствию, следующему традиции Модели самооргани- зующихся систем объясняют социальный конфликт и перемены Критическая теория смешивает факты и ценности. навязывает догматиче- скую идеологию Критическая теория вводит интерпретати- вную рамку; не может оценить частные значения Критическая теория элитарна; она не оказывает реального влияния на социальные изменения
  91