Ситуационные теории лидерства
Лидерство возникает в результате встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. В различных ситуациях в коллективе выделяются отдельные члены группы, которые превосходят остальных по крайней мере в одном качестве, но так как это качество выступает важным в сложившейся ситуации он становится лидером. Прежде всего необходимо начать с теории которая сделана в ходе исследования стилей лидерства в Мичеганском Университете. Согласно ей существует два вида поведения: поведение ориентировано на установление отношений и поведение ориентировано на выполнение задач. Но эти виды независимы друг от друга.
Теория Бланшара и Херси более расширена. Она включает в себя: активизацию человека к выполнению задания, умение человека выполнять рабочие задания, вид выполняемой работы, психологический климат в коллективе. Согласно теории Джона Уитмона, главный критерий хорошего лидера это его личностные качества. И особенность заключается в том, что чем старше подчиненный увеличивается его стремление к лидерскому поведению, но снижается потребность в выполнении задачи. Также существует мнение, что ефективность работы подчиненных будет увеличиваться если их стиль управления соответствует уровню зрелости. В своей теории Фидлер основывался как на личностных качествах человека, так и на его способности контролировать ситуацию. По его мнению, на основе личностных характеристик образуется мотивационная система работника, а так же насколько положительно лидер оценивает своего наименее желательного сослуживца.
Фидлер учитывает атмосферу в группе, структуру, задачи и должностные полномочия лидера. Согласно нормативной модели Врума—Йеттона—Яго — деятельность руководителей или же просто лидеров коллектива связана с умением принимать решения. И выделяет пять способов принятия решения: самостоятельно, собор информации после чего принятие решения, совет с сотрудниками и только потом принятие решения, совет со всей группой после чего принятие решения. На основе приведенных теорий можно сделать вывод, что польза лидерского поведения зависит от контекста, в котором оно осуществляется. Каждая теория имеет как свои положительные стороны так и отрицательные. Однако можно с уверенностью сказать, что независимо от лидерского стиля, или поведения, важную роль играют отношение между субъектом и объектом и оценка каждым из них действий другого.