Пенсионная реформа: не оправдавшиеся надежды?

Так долго ожидавшаяся пенсионная реформа может не дать ощутимого положительного результата миллионам украинских граждан. Наоборот, экспертами высказываются мнения, что принятие законопроекта способно даже некоторым образом дестабилизировать обстановку. Здесь нужно четко разобраться, что же несет реформа простому «пересiчному» украинцу. Сегодня в стране существуют два уровня пенсионного обеспечения. Первый – самый привычный для всех нас, государственно-бюджетный. Именно государственная пенсия, рассчитываемая в зависимости от стажа и средней заработной платы, и является сегодня основной для подавляющего большинства людей пожилого возраста. При этом сюда же можно отнести пенсии, начисляемые с учетом особых заслуг (герои СССР и Украины, кавалеры орденов, госслужащие высокого ранга, и т.д.). Второй вид существующего сегодня обеспечения – это негосударственные фонды (НПФ). Здесь человек сам начисляет деньги, которыми распоряжаются специалисты по финансовому управлению. Стоит заметить, что стабильный курс валют Украина в среднесрочной перспективе не имеет. До конца 90-х годов национальная валюта вообще обесценивалась со стремительной скоростью, потом немного стабилизировалась на несколько лет. И вот относительно недавно, при прошлом правительстве – очередное резкое падение гривны, сократившее сбережения украинских граждан по отношению к евро или доллару почти в два раза.

Разумеется, в такой ситуации обесцениваются не только государственные пенсии, но и накопления, которые хранятся в гривне. Казалось бы, существует простой выход. Ведь профессиональные финансисты прекрасно разбираются в подобных нюансах и должны, по замыслу, минимизировать риски. С этой точки зрения пользоваться услугами НПФ должно быть весьма выгодно. Однако наш народ в целом не доверяет подобным структурам. Большинство людей вполне логично считает, что в неприбыльные фонды вряд ли пойдут высококвалифицированные специалисты, а, если и пойдут – то скорее будут думать о своем кармане, а не об интересах вкладчиков. В этой ситуации возможным выходом мог бы стать отсутствующий в нашей стране уровень: накопительные государственные фонды. Ожидалось, что грядущая пенсионная реформа пропишет четкие механизмы осуществления подобного накопления на свою персональную повышенную пенсию. Однако ознакомление с текстом законопроекта не дает особого повода для оптимизма. Складывается впечатление, что правительству сейчас просто не до этого.

Основные изменения коснулись порядка начисления «обычных» государственных пенсий. При этом сохраняется определенный дисбаланс между разными категориями пенсионеров: вышедшими на пенсию ещё в 90-е годы, несколько лет назад, а также теми, кто собирался на заслуженный отдых в ближайшее время. Разработчики законопроекта уверяют, что как раз уменьшение этого дисбаланса являлось одной из их основной целью. Пока что сказать наверняка, как отразится на разных категориях пенсионеров новая система, достаточно трудно. Однако некоторых «обиженных» можно назвать уже сейчас. Прежде всего, это работающие сегодня женщины, которым повысят пенсионный возраст (в перспективе, ступенчато) на пять лет. Увеличится и выслуга лет для военнослужащих. Коснутся изменения и государственных служащих. А вот те, кто уже сейчас получает специальные пенсии, могут чувствовать себя относительно спокойно. Им выплаты не уменьшат. Так что им только нужно надеяться, что не пойдет резко вверх курс доллара относительно гривны. Ведь пересчитывать и поднимать действующие сегодня сверхвысокие пенсии, скорее всего, не станут. В общем, в данной ситуации, похоже, будет хорошо, если пенсионная реформа выполнит хотя бы одну свою задачу – снижение нагрузки на бюджет.

Написать ответ

 
SSD Optimize WordPress UA-18550858-1