- ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) - http://jarki.ru/wpress -

Гипертекст — определение понятия

В 80-е годы прошлого века термин «гипертекст» в филологическом смысле употреблял известный структуралист-нарратолог Жерар Женетт [1] в своей книге «Палимпсесты« [2], рассуждая о различных видах интертекстуальных связей. Жерар Женнет разработал практическую модель исследования межтекстовых отношений, уделяя основное внимание не частным текстуальным связям, а произведению как целостной структуре. Он предложил собственную классификацию разных типов взаимодействия текстов. Однако термин «гипертекст» в рамках концепции Женетта имел более узкое значение, чем в компьютерных разработках, где он становится ключевым словом.

Существует множество определений гипертекста. Самое простое из них можно найти почти в любом руководстве по веб-дизайну:

Гипертекст — это текст, связанный ссылками с другими текстами.

Тед Нельсон определял гипертекст следующим образом:

«Под гипертекстом я понимаю не последовательное сочинение (non-sequential writing) а текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать <…>. Проще говоря, это ряд кусков текста (a series of text chunks), соединенных линками, предлагающими читателю различные пути« [3].

Словарь культуры XX века В.Руднева [4] дает следующее определение гипертекста:

Гипертекст — текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

Для полноты картины приведем и другие достаточно типичные дефиниции гипертекста собранные из разных источников.

1. Гипертекст — это соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами [5].

2. Механизм, заключающийся в возможности связать отрывки текста, переходить от одного к другому, называется гипертекстом или нелинейным текстом [6].

3. Надтекст, некая единица информации, частями которой являются тексты и/или текст, части которого имеют «сверхсвязи», то есть соединены друг с другом не линейным отношением в одномерном пространстве (отношением следования как в обычном тексте естественного языка), а множеством различных отношений, представляемых в многомерном пространстве. В гипертексте отсутствуют заранее заданные ограничения на характер связей (сеть) [7].

4. Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает. Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, доступ к которому может осуществляться при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте [8].

5. Гипертекст — это текст, организованный таким образом, что из некоторых его элементов возможен алеаторический (по выбору читателя) переход сразу на несколько других элементов либо возможны ссылки на другие элементы этого же текста или других текстов [9].

6. Гипертекст — это представление информации как связанной (linked) сети гнезд (nodes), в которых читатели свободны прокладывать путь (navigate) нелинейным образом. Он допускает возможность множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширение работы с нечеткими границами и множественность путей чтения» [10].

Почти о том же писал и Р.Барт:

«…текст пронизан сетью бесчисленных, переплетающихся между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; он являет собой галактику означающих, а не структуру означаемых; у него нет начала, он обратим; в него можно вступить через множество входов, ни один из которых нельзя признать главным; вереница мобилизуемых им кодов теряется где-то в бесконечной дали, они «неразрешимы» (их смысл не подчинен принципу разрешимости, так что любое решение будет случайным, как при броске игральных костей); этим сугубо множественным текстом способны завладеть различные смысловые системы, однако их круг не замкнут, ибо мера таких систем — бесконечность самого языка« [11].

Выделение из приведенных дефиниций главных смыслов (ключевых слов) приведено в таблице 1.

Таблица 1. Ключевые понятия определений гипертекста

Дефиниции Ключевые слова
текст, связанный ссылками с другими текстами Текст, ссылки, связь
непоследовательная запись … мысли образуют структуры, которые не являются последовательными — они связаны многими возможными переходами Непоследовательность, речевая коммуникация, переход
текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать <…>. ряд кусков текста (a series of text chunks), соединенных линками, предлагающими читателю различные пути Ветвление, куски текста, связи, линки, пути
система, иерархия текстов, одновременно составляющая единство и множество текстов Система, иерархия, текст, единственность, множественность
соединение смысловой структуры и технической среды, дающее возможность осваивать структуру смысловых связей и осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами. Смысловая структура, техническая среда, переходы, элементы
Механизм связи текстов и перехода Механизм, связь, переход
Единица информации, включающая тексты, связанные множеством отношений в многомерном пространстве, без ограничения на характер связей (сеть) Единица информации (фрейм), текст, связь, многомерное пространство, отсутствие ограничений, сеть
Нелинейная ветвящаяся взаимосвязанная документация с возможностью формирования произвольной сборки в целое, включающая все виды представления информации (мультимедиа) Нелинейность, документ, связь, произвольность отбора и свертки в целое
Организация текста, обеспечивающая, алеаторический (по выбору читателя) переход сразу к нескольким другим текстам Алеаторический переход, множественность
Связанная сеть гнезд, позволяющая свободно прокладывать путь нелинейным образом с возможностью множественности авторов, размывание функций автора и читателя, расширенные работы с нечеткими границами и множественность путей чтения Дисперстность, сеть гнезд, свобода, путь, нелинейность, множественность, деавторизация
Сеть переплетающихся между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; галактика означающих, обратимая со множеством входов. Этим сугубо множественным текстом способны завладеть различные смысловые системы, однако их круг не замкнут, ибо мера таких систем — бесконечность самого языка. Мы станем членить исходное означающее на ряд коротких, примыкающих друг к другу фрагментов, которые назовем лексиями. <…> … ее протяженность, устанавливаемая эмпирически, будет зависеть от плотности коннотаций, неодинаковой в различных местах текста Переходы, связи, означающие, множественность входа, лексии, коннотации

Приведенный анализ позволяет предложить еще одно определение гипертекста [12]:

Гипертекст — это целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами и с текстом социокультурной реальности в целом.

Это определение следует дополнить списком свойств гипертекста, полученным на основании анализа состояния актуальной реальности:

1. Дисперсность структуры — информация представляется в виде небольших фрагментов-гнезд, и «войти» в эту структуру можно с любого звена.

2. Нелинейность — читатель волен сам выбирать путь чтения, создавая при этом свой текст. Невозможно прочесть гипертекст целиком, это «нечитаемый текст».

3. Разнородность и мультимедийность — применение всех средств воздействия на потребителя-читателя, какие только возможны технически в данной системе — от чисто литературных (выбора повествовательной стратегии и стилистики) через издательские (шрифты, верстка, иллюстрации) и вплоть до самых сложных компьютерных (звук, анимация, отсылка к другим, нехудожественным материалам).

4. Экстериоризация связей — до тех пор, пока связи незримо присутствуют в произведении, это текст. Как только они отыскиваются и к данному произведению подсоединяются взаимосвязанные «части» так, что становится доступна вся совокупность, текст превращается в гипертекст.

5. Голографичность — представленность в любой части текста целостного гипертекста.

6. Виртуальность — стимуляция перехода в особое психологическое состояние, виртуал.

7. Ризоморфность — подобие гипертекста ризоме, одной из базовых конструкций постмодернизма.

Гипертекст не может быть сведен к печатному тексту, относительно которого справедлива русская поговорка «Написано пером — не вырубишь топором». Гипертекстуальность — это преодоление императивности печатного текста гутенберговой галактики, так как он, по сути, является точкой ветвления, и его значение определяется уже не автором и издателем, а читателем-соавтором гипертекста.

Медиасвойства гипертекстуальности

Гипертекст как явление постмодерна перенимает у него ряд свойств, присущих постмодерну. Известный американский критик Ихаб Хасан [13] выделяет (нумерация наша) следующие признаки: 1) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков; 2) фрагментарность и принцип монтажа; 3) «деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами; 4) отсутствие психологических и символических глубин; 5) молчание, отказ от мимесиса и изобразительного начала; 6) положительная ирония, утверждающая плюралистическую вселенную; 7) смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм; 8) театральность, работа на публику, обязательный учет аудитории, срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

Иными словами человек — читатель текста постмодерного бытия: 1) программируется на скользящий поверхностный «просмотр», а не на углубленное включение. 2) Он сам монтирует общую картину из фрагментов текста, 3) причем все, что мешает свободной интерпретации, отбрасывает. 4) Такой подход напоминает скольжение (серфинг) по поверхности текстуального пространства, гиперссылки чаще всего — это не движение вглубь, а в сторону 5), и напоминает языковую игру. 6) Индивидуальное эго бесконечное количество раз переодевается, вследствие чего появляется необходимость принимать навязываемый образ. Он остается молчаливым наблюдателем даже там, где его провоцируют на высказывание, так как это высказывание осуществляется под маской. Механизм компенсации эмоциональной бедности поверхностного скольжения включает иронию, уход от серьезности, всеобщий безграничный плюрализм 7), сопровождающийся возможностью эклектики, сочетанием несочетаемых стилей, циклично профанирующих и сакрализирующих друг друга 8), соучаствуя в витальном спектакле, сочетающем в себе и сакральную мистерию и профанную буффонаду.

В целом гипертекст — это то, что в действительности разрушает детерминированность и однозначность бытия, и его понимание. Соответствующее ему мышление использует в большей степени ритуальные инициации знанием, характерные для мифологических форм мышления, чем сформированные цивилизацией рациональные способы продуцирования знания. Тем не менее, гипертекст достаточно адекватно описывает современные взаимоотношения с реальностью. Легко убедиться, что доступные для наблюдения и отражаемые в СМИ социокультурные процессы имеют гипертекстовую природу. Даже такие события, как войны, воспринимаются и описываются с использованием виртуальной и гипертекстовой терминологии. Следовательно, современная журналистика (печатные и электронные СМИ, Web) просто не может не изъясняться на языке гипертекста. Гипертекст опять-таки из-за присущих ему свойств, способен объединить культурную активность цивилизации автокоммуникативного типа, в которую мы входим, с классической цивилизацией сообщения, во взаимосвязи и взаимодополнении.

Это одна сторона гипертекста, но есть и другая, имеющая как будто прямо противоположные свойства:

1) Неопределенность, нелинейность, разрывность переходов создает некоторое новое качество, не вытекающее логически из формы и содержания. Переход в иную текстуальность — открытие дополнительных окон реальности.

2) Фрагментарность и клиповость ведет к созданию новых информационных сверток — иероглифов современной культуры, которыми можно оперировать как буквами алфавита.

3) Деканонизация ветхих ценностей и их профанация имеет своим следствием формирование и сакрализацию новых ценностей. А так как новых ценностей не бывает, то здесь речь идет о критическом пересмотре ценностных структур в направлении более устойчивых к вызовам цивилизационного развития. Например, в последние десятилетия в общественном сознании явно профанируется базовый либертарианский лозунг «Свобода, равенство, братство». Термин «демократия» воспринимается лишь как элемент политической риторики. С другой стороны, наблюдается возвращение к профанированным рациональностью прошлого религиозным смыслам спасения, духовности, святости и т.п.

4) При поверхностном скольжении считывается геометрия поверхностей, т.е. структура информационного пространства. Углубление в поверхность бессмысленно, потому что это поверхность, а не объем, следовательно, углубляться некуда. Осознание одного этого факта на практике уже является очень серьезным культурным действием, определяющим жизненные стратегии. Сама поверхность гипертекста больше всего напоминает лист Мебиуса, который, как известно, имеет только одну сторону. Двигаясь по нему, можно прийти с лицевой его части в изнаночную, не пересекая поверхность. Таким образом, нахождение на изнаночной стороне есть следствие движения с лицевой.

5) Игровая реальность — это реальность проб и возможностей, языковая игра — это одно из условий языкотворчества, плодотворность которого мы наблюдаем в интернете.

6) Плюралистичность и ироничность — ответ психически здорового организма на невозможность реальности профанированных ценностей.

7) Овеществленный гипертекст — интернет приучает к тому, что жанровые границы, как и любые другие границы, есть либо игровые правила, либо добровольно взятые на себя самоограничения. Они сущностно конвенциональны. В любом случае ограничение есть действие индивидуальной воли, без логического рационального обоснования. Стирание границ приводит к проявлению трансрациональных причин существования границ, то есть попытки разрушения границ приводят к разрушению условных границ и к укреплению безусловных.

8) Интернет сделал потенциально публичной жизнь каждого человека. Получился своеобразный театр наоборот, в котором право наблюдать за игрой предоставляется актерам, а право играть — публике. Задача актеров — наблюдать и испытывать катарсис (очищение от переживания искусства), а публика проигрывает перед ними вживание во все новые образные миры. Вырабатывается культурная логика оценки действительного по возможному, в которой сама возможность реальности санкционируется гиперреальностью.

Гипертекстуальность можно рассматривать и как фактор массовой дебилизации, и, напротив, как стимул формирования новых типов мышления, и соответственно нового типа личности. Предсказать, какой полюс, окажется в будущем более существенным невозможно. Ясно одно, мы что-то обязательно потеряем, и что-то обязательно приобретем, точно также как случилось с нашими предками, когда они изобрели письменность [48]. В любом случае, можно констатировать, что цивилизация в данный момент находится в точке интеллектуальной бифуркации, причем ее неустойчивость взаимозависима от ускоренного развития коммуникативных практик и технологий как в техническом, так и в культурологическом плане.

Итак, гипертекстуальность это свойство и современного мышления и современного бытия. Причем проявляется оно в основном в коммуникативных практиках, так как через них формируется картина мира современного человека. Иными словами, все большая доля того, что остается в сознании поступает по информационно-коммуникативным каналам, а не является следствием собственного опыта. Эти каналы составляют конструкцию, имеющую гипертекстовую структуру. Данную конструкцию, ставшую неотъемлемым элементом бытия, почти таким же неотъемлемым как звезды физического космоса, можно назвать системой массовых коммуникаций.

Частные свойства гипертекста непосредственно экстраполируются на его медиасвойства, да и в целом гипертекст, прежде всего медиапродукт, и может быть адекватно определен лишь в медиапространстве, которое с его появлением также требует переопределения с учетом частных свойств гипертекста. Наиболее общим свойством гипертекста является то что он является конструкцией, как для того кто его готовит (автора), так и для того, кто вступает с ним в коммуникацию (читателя). Именно поэтому правомерно говорить, что гипертекст не пишется, а конструируется.

Таким образом, неотъемлемым свойством гипертекста является интерактивность, что превращает качество интерактивности в императив современных массмедиа.

Фрагмент работы: Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе
отечественных СМИ. Научное издание / А.А. Калмыков; под ред. В.С. Хелемендика. М.: Издательство ИПК работников ТВ и РВ, 2009. 84 с.

Скачать книгу


[1] Женнет Ж. Палимпсесты: Литература второго уровня, М., 1982.

[2] Палимпсест (греч. ???????????, от ????? — опять и ?????? — соскобленный) — рукопись на пергаменте (реже папирусе) поверх смытого или соскобленного текста. Палимпсесты были вызваны дороговизной писчего материала, которая приводила к его неоднократному использованию. Одним из древнейших палимпсестов является «Ефремов кодекс» V века. При помощи новейших технических средств (фотографирование в ультрафиолетовых лучах, томография и др.) предыдущие записи иногда удаётся прочесть. Так, в 1926 году стал широко известен Лейденский палимпсест, т.е. пергаментная книга, на которую в конце X в. занесли текст Софокла, а еще через четыре столетия его соскоблили, чтобы написать на освободившихся полутора сотнях страниц сочинения религиозного характера. Лейденский палимпсест с восстановленным текстом является древнейшим источником для современных изданий Софокла. Особый случай палимпсеста — гиперпалимпсест. Этот термин изобрел А. Зализняк для Новгородского кодекса, в котором десятки или сотни текстов наложились друг на друга, и поэтому чрезвычайно трудно их восстановить (технических средств, облегчающих эту работу, пока не существует).

[3] Nelson T. Literary machines. Sausalito, CA: Mindful Press, 1993.

[4] Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1991.

[5] Субботин М.М. Итоги науки и техники. Сер. Информатика. Т. 18. М.: ВИНИТИ.

[6] Conklin J. Hypertext: an introduction and survey//Computer, 1981. Vol. 20. № 9.

[7] Овчинников В.Г. Автоматизированные ГТС: назначение, архитектура и перспективы развития // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1990. № 12.

[8] Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы. [Электронный документ].  http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.ht). Проверено 12.02.2006 г.

[9] Бутов М. Отчуждение славой // Новый мир. — 2000. — № 2. — C. 188–209.

[10] http://spintongues.msk.ru/calvino.html

[11] Барт, Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс-Универс, 1994. С. 14.

[12] Подобнее см. Калмыков А.А.Онтология коммуникации как социально-антропологическая проблема. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». № 1/07. М., 2007. С. 47–61; Калмыков А.А. Гипертекст мышления и коммуникативное пространство. // Человек: иллюстрированный научно-популярный журнал 2007 г. № 5 / Российская академия наук. — М.: Наука, 2007 — C .122–129.

[13] Hasan I. Pluralism in Post-modern Perspective/ Critical Inquiry 3-1986.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong